Хуже, чем роды: правда ли, что мужчины и женщины по-разному переносят болезни
Так называемый man flu, или «мужской грипп», популярные онлайн-словари вроде Urban Dictionary иронично определяют как заболевание, которое «более болезненно, чем роды». Гарвардские исследователи подходят к проблеме серьезнее: man flu в их понимании — не просто абстрактная простуда, а полноценный недостаток мужского характера. Он проявляется в своеобразном поведении, когда человек во время болезни чрезмерно приукрашивают тяжесть симптомов и всячески подчеркивает собственную беспомощность — вплоть до того, что перекладывает ответственность за здоровье на окружающих (как правило, женщин).
Этот социальный феномен в эпоху соцсетей обзавелся множеством мемов — на форуме Reddit, к примеру, пользователи делятся «стартовым набором мужского гриппа» с комплектом заготовленных фраз вроде «Смерть приближается» и «Я не думаю, что справлюсь с этим».
«Мужской грипп» — правда или миф
Течение любого заболевания зависит от биологических особенностей конкретного организма. Исследования на животных и людях показывают, что иммунная система мужчин и женщин иногда действительно работает по-разному: иммунные клетки последних, к примеру, скорее реагируют на вирусы и бактерии, и потому симптомы заболеваний у женщин проявляются быстрее.
Влияет на это и разница в хромосомах: так, в работе иммунитета задействованы связанные с X-хромосомой клетки, а большое влияние на него в целом оказывают гормоны. Исследования показывают, что тестостерон, по-видимому, ослабляет некоторые аспекты функционирования иммунной системы, например выработку антител, в то время как эстроген усиливает ее.
«Если ваш иммунитет слишком сильный, то он тоже может навредить вам», — заключает доктор Мэттью Мемоли, главный исследователь Национального института аллергии и инфекционных заболеваний. По его мнению, наши ощущения при заболевании — это не только признаки самой болезни, но и результат того, как иммунная система борется с ней. Чем иммунитет сильнее, тем острее он реагирует на заражение и дает отпор вирусам. И следовательно, тем хуже может чувствовать себя человек.
Исследования не дают однозначного ответа на вопрос, кто переносит болезни легче — мужчины или женщины. Так, например, специалисты Intramural Research Program пришли к выводу, что симптомы гриппа у женщин могут быть более тяжелыми, чем у мужчин. С этой точкой зрения согласны и авторы научной статьи для «Журнала инфекционных заболеваний» — они утверждают, что симптомы вируса гриппа у женщин более разнообразны. Однако если речь идет о выздоровлении, то женщины быстрее выходят на поправку — по крайней мере, когда речь идет об остром риносинусите.
«Если речь идет о тяжелой форме ОРВИ, то исторически считается, что шансы на выздоровление у обоих полов равны», — говорит врач-терапевт сети клиник «Семейная» Александр Лаврищев. Среди симптомов тяжелой формы ОРВИ выделяются:
- лихорадка, которую трудно сбить;
- учащенное сердцебиение;
- ощущение разбитости и тумана в голове;
- бред и галлюцинации;
- одышка;
- нарушения функции сердечно-сосудистой системы.
Лаврищев отмечает, что тяжелая форма чаще встречается у людей с ослабленной иммунной системой и/или хроническими заболеваниями, а также у пожилых. «Если же мы говорим о том, что «тяжело» — это просто показатель плохого самочувствия, то, как правило, речь идет о симптомах интоксикации: мышечных болях, слабости, сонливости, затуманенности в голове, то считается, что женщины эволюционно более склонны к подобного типа реакциям, поскольку в репродуктивном возрасте их иммунная система как бы «опасается» и за потенциального ребенка тоже», — объясняет специалист.
Ученые отмечают, что большую сложность в оценке проявления симптомов простуды у представителей разных полов играет восприятие: мужчины и женщины могут по-разному оценивать самочувствие в силу гендерной социализации. Иными словами, то, что для одного человека может быть простым недомоганием, которое не влияет на его работоспособность, для другого может оказаться ударом, при котором впору задуматься о завещании.
Об этом говорят и некоторые исследования — согласно одному из них, опубликованному в «Журнале психосоматических исследований», симптоматика гриппа или иных простудных заболеваний может быть крайне субъективной для каждого человека.
«Чтобы популярная идея «мужского гриппа» подтвердилась, мужчины должны были бы сообщать о значительно более высокой тяжести заболевания по самоотчету при сопоставимых физических симптомах, чем женщины, — отмечают авторы статьи. — Кроме того, можно ожидать, что у мужчин с течением времени будет наблюдаться значительно меньшее снижение выраженности симптомов, чем у женщин. Основываясь на предыдущих результатах исследований, можно сказать, что женщины демонстрируют более высокую тяжесть заболевания, оцениваемую врачом, и что гендерные различия в самоотчетах о симптомах в большей степени зависят от эмоциональных аспектов, а не от специфических симптомов заболевания».
Как гендер влияет на поведение
Психолог, сексолог и специалист сервиса психотерапии Alter Артем Химич подчеркивает, что шутки и мемы про «смерть от 37,2» развлекают всех, кроме самого человека, который плохо себя чувствует: «Есть исследования, которые показывают, что мужская иммунная система может несколько иначе реагировать на вирусы, что приводит к более выраженным симптомам. Если же говорить о психологических причинах, то некоторые мужчины могут испытывать более сильный стресс от болезни, так как они не привыкли проявлять уязвимость в других сферах жизни».
Простуда, по словам Химича, рушит образ «сильного героя», что может стать для некоторых настоящим испытанием. В силу культурных, зачастую консервативных, стереотипов, которые требуют всегда быть собранным и сильным, человек, привыкший видеть себя именно таким, входит в чрезвычайную фрустрацию, как только в нем проявляется хоть капля слабости.
С другой стороны, «болезнь может стать разрешением самому себе быть беспомощным, способом получения заботы и тепла», объясняет психолог. В зависимости от того, насколько для конкретного мужчины возможна демонстрация уязвимости, в ситуации простуды может происходить тотальный регресс, который проявляется в двух крайностях:
- Превращение мужчины в «бытового инвалида», ребенка, не способного позаботиться о себе.
- Уход в изоляцию от других ради сохранения привычного сильного образа, фасада выносливого, никогда не болеющего человека.
Специалист добавляет, что мужчины также могут испытывать подспудное желание болеть, например для того, чтобы получать заботу, — у многих есть идея о том, что больного человека не бросают, а проявлять уязвимость в такой ситуации безопасно хотя бы в близких отношениях.
Проблемы в голове
Даже если обладатель простуды излишне драматизирует ситуацию, обращение к врачу чаще всего становится для него самой крайней и вынужденной мерой. Порой сама идея медицинской помощи превращает больного мужчину в сильного «воина» — причем не только в ситуации ОРВИ, но и при более серьезных заболеваниях. Причина такого, казалось бы, парадоксального поведения — все в тех же гендерных стереотипах и общественных ожиданиях.
«Мужчина с детства слышит, что он должен быть сильным, независимым, что ему нельзя «ныть» и «жаловаться». Дома он находится в закрытой системе, где его, как правило, признают и принимают в любом состоянии, — рассказывает Артем Химич. — Обращение к врачу — выход из безопасной системы, признание того, что что-то пошло не так. Этот шаг может восприниматься как удар по самооценке. Столкновение с нормальной человеческой уязвимостью, все еще порицаемой в некоторых социально-культурных или профессиональных кругах».
Кроме того, у некоторых мужчин можно встретить такую установку: «Если игнорировать проблему, она исчезнет сама собой». Психолог сравнивает эту ситуацию с сервисной лампочкой в авто — если не обращать на нее внимания, то и проблемы как будто нет. «Конечно, это может привести к неприятным последствиям, но страх оказаться «слабым» для многих сильнее боязни заболеть», — говорит психолог.
Химич подчеркивает, что мужчины реже ходят к врачу не потому, что не болеют, а потому, что для некоторых признание болезни и обращение за помощью противоречит их внутренним установкам о том, каким должен быть «настоящий мужчина». То же самое справедливо и для обращений к психологу.
«Предъявлять болезнь стыдно, но у нее хотя бы есть видимые физические симптомы, на которые можно указать: вот, смотрите, что-то сломано, тут кровь, а тут кашель, температура и так далее. С душевными переживаниями ситуация иная — непонятно, как в этом признаться, как показать. Немногие достаточно смелы, чтобы показать такую уязвимость, — рассуждает Артем Химич.
Некоторые люди также не обращаются к врачу не только потому, что не способны признать потребность в помощи, просить ее или принимать, а потому, что она действительно может быть оказана. В такой ситуации они могут избавиться от телесных недомоганий, но при этом сохранить душевные страдания, которые могут их беспокоить и которые при этом как бы «недопустимо» демонстрировать. «Это, по сути, некое сопротивление тому, чтобы быть вылеченным», — заключает психолог.