Жизнь глазами собаки и побег из тюрьмы: театры ЮАР на гастролях в Санкт-Петербурге
Ежегодному международному театральному фестивалю в Санкт-Петербурге «Балтийский дом» уже 33 года. С 1991 года на сцене одноименного театра российскому зрителю представляли широкую панораму современного европейского драматического театра. Среди активных участников фестиваля были такие режиссеры, как Эймунтас Някрошюс, Римас Туминас, Оскарас Коршуновас, Люк Персеваль, Кама Гинкас, Лев Додин, Юрий Любимов, Кристиан Люпа, Кристоф Марталер, Томас Остермайер, Валерий Фокин, Алвис Херманис, Гжегож Яжына, Андрей Могучий. Всего на сцене театра «Балтийский дом» за время фестиваля были показаны более 300 спектаклей из 32 стран.
В 2023 году он сменил географию гастролеров и прошел под названием «Взгляд на Восток». Осенью 2024-го фестиваль под девизом «Взгляд на Восток-2» состоит из двух частей: гастрольные спектакли российских театров и восточный блок, куда вошли спектакли из Китая и ЮАР. И если о китайском театре у российского зрителя есть некоторые представления, то драматический театр из Южной Африки — территория неисследованная.
Легко предположить, что ее театральная традиция прежде всего сильна этническими корнями, но это не так. У ее истоков стояли христианские миссионеры, которым театр служил как средство для распространения религии. Благодаря живым картинам любительских спектаклей он знакомил паству с библейскими сюжетами. Конечно, чтобы сделать восприятие доступнее, в изложения включали и фольклорные элементы. Так театр стал бурно развиваться в 1920-30-х годах на стыке европейской, североамериканской и местной, наивной традиции. Появились первые африканские драматурги, писавшие на английском языке.
Но установленная в 1948 году система апартеида сделала профессиональный театр недоступным для коренного населения, ни зрителей, ни исполнителей. «Театр для белых» сосредоточился на критике системы, на рассказе о невыносимых условиях жизни в пригородах. Однако те, кому были посвящены эти спектакли, не могли их увидеть.
В районах, где жило местное население, развивался собственный театр, возникали многочисленные любительские труппы. Спектакли на окраинах в основном рассказывали о семейных проблемах, любви, изменах и преступности. По мере усиления репрессий театр превращался в центр протеста. Так, в 1970-е возник «театр сопротивления», где пьесы писали драматурги-коренные жители, а ставили их любительские труппы. Бойкот, объявленный ЮАР английскими и американскими актерами и режиссерами в знак протеста против апартеида, способствовал развитию в стране собственной оригинальной театральной традиции.
В 1994-м крушение системы апартеида вызвало кризис театра в ЮАР, но в начале XXI века культура самообновилась. На сцену вышло новое поколение драматургов и режиссеров, открылось множество театральных площадок, были основаны новые профессиональные труппы. Оказалось, что жива традиция любительского театра, заложенная более 100 лет назад.
Так, крупнейший национальный фестиваль искусств в университетском городе Грэмстауне, существующий с 1974 года, принимает и профессионалов, и любителей. Проходит Шекспировский фестиваль студенческих театров — дань «шекспировской традиции», заложенной в 1970-х, когда театры вводили в пьесы Шекспира этнических персонажей. Например, в 1972 году в Лондоне с большим успехом прошел спектакль «Умбата», зулусская версия «Макбета».
Forbes Life рассказывает, какие постановки из ЮАР смогут увидеть российские зрители в этом октябре.