К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Жизнь глазами собаки и побег из тюрьмы: театры ЮАР на гастролях в Санкт-Петербурге

Кадр из спектакля «Гамлет»  (Фото DR)
Кадр из спектакля «Гамлет» (Фото DR)
В Санкт-Петербурге до 14 октября проходит Международный театральный фестиваль «Балтийский дом», который уже второй год обращен на Восток. Этой осенью на нем показывают в том числе спектакли из Китая и драматических театров Южно-Африканской республики. О том, чем российской публике могут быть интересны постановки из ЮАР, рассказывает обозреватель Forbes Life Наталья Сиверина

Ежегодному международному театральному фестивалю в Санкт-Петербурге «Балтийский дом» уже 33 года. С 1991 года на сцене одноименного театра российскому зрителю представляли широкую панораму современного европейского драматического театра. Среди активных участников фестиваля были такие режиссеры, как Эймунтас Някрошюс, Римас Туминас, Оскарас Коршуновас, Люк Персеваль, Кама Гинкас, Лев Додин, Юрий Любимов, Кристиан Люпа, Кристоф Марталер, Томас Остермайер, Валерий Фокин,  Алвис Херманис,  Гжегож Яжына, Андрей Могучий. Всего на сцене театра «Балтийский дом» за время фестиваля были показаны более 300 спектаклей из 32 стран.

В 2023 году он сменил географию гастролеров и прошел под названием «Взгляд на Восток». Осенью 2024-го фестиваль под девизом «Взгляд на Восток-2» состоит из двух частей: гастрольные спектакли российских театров и восточный блок, куда вошли спектакли из Китая и ЮАР. И если о китайском театре у российского зрителя есть некоторые представления, то драматический театр из Южной Африки — территория неисследованная.

Легко предположить, что ее театральная традиция прежде всего сильна этническими корнями, но это не так. У ее истоков стояли христианские миссионеры, которым театр служил как средство для распространения религии. Благодаря живым картинам любительских спектаклей он знакомил паству с библейскими сюжетами. Конечно, чтобы сделать восприятие доступнее, в изложения включали и фольклорные элементы. Так театр стал бурно развиваться в 1920-30-х годах на стыке европейской, североамериканской и местной, наивной традиции.  Появились первые африканские драматурги, писавшие на английском языке.

 

Но установленная в 1948 году система апартеида сделала профессиональный театр недоступным для коренного населения, ни зрителей, ни исполнителей. «Театр для белых» сосредоточился на критике системы, на рассказе о невыносимых условиях  жизни в пригородах. Однако те, кому были посвящены эти спектакли, не могли их увидеть.

В районах, где жило местное население, развивался собственный театр, возникали многочисленные любительские труппы. Спектакли на окраинах в основном рассказывали о семейных проблемах, любви, изменах и преступности. По мере усиления репрессий театр превращался в центр протеста. Так, в 1970-е возник «театр сопротивления», где пьесы писали драматурги-коренные жители, а ставили их любительские труппы. Бойкот, объявленный ЮАР английскими и американскими актерами и режиссерами в знак протеста против апартеида, способствовал развитию в стране собственной оригинальной театральной традиции. 

 

В 1994-м крушение системы апартеида вызвало кризис театра в ЮАР, но в начале XXI века культура самообновилась. На сцену вышло новое поколение драматургов и режиссеров, открылось множество театральных площадок, были основаны новые профессиональные труппы. Оказалось, что жива традиция любительского театра, заложенная более 100 лет назад.

Так, крупнейший национальный фестиваль искусств в университетском городе Грэмстауне, существующий с 1974 года, принимает и профессионалов, и любителей.  Проходит Шекспировский фестиваль студенческих театров — дань «шекспировской традиции», заложенной в 1970-х, когда театры вводили в пьесы Шекспира этнических персонажей. Например, в 1972 году в Лондоне с большим успехом прошел спектакль «Умбата», зулусская версия «Макбета».

Forbes Life рассказывает, какие постановки из ЮАР смогут увидеть российские зрители в этом октябре. 

 
«Будь лучшей собакой»
DR

«Будь лучшей собакой»

Когда: 9 октября

Моноспектакль  актера и режиссера Сейфемо Моцвири показывает жизнь глазами собаки, которую передают от одних хозяев к другим. Ее история полна насилия и несправедливости, и пес задается извечными вопросами: кто виновен в этих несчастьях, он или люди, и есть ли у него силы изменить ход событий.

Спектакль — лауреат нескольких театральных фестивалей. На международном фестивале моноспектаклей United Solo Theatre Festival  в Нью-Йорке критики отмечали виртуозное перевоплощение актера и радостный, несмотря на сюжет, тон спектакля.

«Гамлет»
DR

«Гамлет»

Когда: 10 октября

Постановщики Фред Абрахамс и Марсель Мейер — ведущие специалисты по Шекспиру, Теннесси Уильямсу и Юджину О’Нилу в Южной Африке. Их спектакль, поставленный в соответствии с шекспировской традицией ЮАР, соединяет европейское и национальное африканское. Премьера этого «Гамлета» состоялась в Кейптауне в марте 2023 года. С тех пор спектакль триумфально прошел на Международном шекспировском фестивале в Румынии, где был признан одним из лучших.

«Система»
DR

«Система»

Когда: 11 октября

Спектакль «Система» актера и режиссера Сейфемо Моцвири балансирует на стыке драмы и комедии. В основе сюжета —  истории трех молодых южноафриканцев, которые познакомились в тюрьме. Втроем они бегут из нее, начав долгое путешествие в якобы свободный мир, где они вновь встретятся с жестокостью, предательством и бесчеловечностью. Отдельная радость: актеры максимально открыты и раскрепощены, что создает ощущение абсолютной реалистичности происходящего.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+