Скандальное ожерелье за $2,8 млн и рекордный Ван Гог: новости арт-рынка
Новости рынка: худшие продажи в XXI веке, Sotheby’s ушел из России
Результаты мировых торгов весны этого года признаны худшими в аукционной истории XXI века. Об этом свидетельствует отчет аналитиков JP Mei & MA Moses Art Market Consultancy. Они изучили 50 000 сделок, совершенных за последние 24 года, причем учитывались только те работы, которые впоследствии возвращались на рынок. Как оказалось, медианная доходность по итогам повторных продаж за этот период был нулевым. Еще один любопытный показатель, приводимый в новом отчете, —средний процент лотов, которые удалось продать на аукционах 2024 года. Как оказалось, примерно треть не нашла своих покупателей. Это худший показатель с 2006 года.
Окончательный вердикт в отношении двух участниц международного экоактивистского движения Just Stop Oil был вынесен английским Королевским судом Саутварка 27 сентября. В октябре 2022 года Фиби Пламмер и Энн Холланд облили супом находящееся в собрании Национальной галереи Лондона полотно Винсента Ван Гога «Подсолнухи». Картина экспонировалась за защитным стеклом и не пострадала в отличие от патинированной рамы XVII века. Обе девушки приговорены к тюремному заключению (Пламмер — к двум годам и трем месяцам, Холланд — к 20 месяцам).
В конце сентября Sotheby’s ликвидировал принадлежавшее ему российское юридическое лицо. Соответствующая запись появилась в Едином госреестре. Компания ООО «Сотбис» существовала в России с 2006 года. В ноябре 2022 года был закрыт российский офис Christie’s. Аукционные дома Sotheby’s и Christie’s перестали проводить регулярные русские торги в марте 2022 года.
Предстоящие аукционы: скандальное ожерелье и редкие издания Пушкина
Французский аукционный дом Ader выставил на продажу работу Никола Пуссена, появившуюся на рынке впервые за 70 лет. Речь идет о полотне 1625–1627 годов под названием «Венера и наблюдающие за ней сатиры». Картина, оцененная в €1 млн, долгие годы ждала окончательной атрибуции: слишком уж нехарактерным для Пуссена считался изображенный сюжет. Впервые как работа французского мастера она была упомянута в статье финского искусствоведа Танкреда Борениуса в 1933 году. Эксперты спорили несколько десятилетий, пока работу не выставили за подписью Пуссена в Лионском музее изящных искусств в прошлом году. Среди ее прежних владельцев числятся первый премьер-министр Великобритании Роберт Уолпол и бывший хранитель коллекции Лувра Поль Жамо. Торги Ader пройдут в парижском Hôtel Drouot 26 ноября.
В ноябре на женевские торги Sotheby’s выставят бриллиантовое ожерелье, которое связывают с Марией-Антуанеттой. Оценочная стоимость украшения составляет $2,8 млн. Считается, что часть из 500 голкондских бриллиантов ранее украшали собой другое знаменитое ожерелье, ставшее предметом громкого судебного разбирательства накануне Великой французской революции. Эту скандальную историю описывал в романе «Ожерелье королевы» Александр Дюма. Украшение, которое выставлено на торги Sotheby’s, всю первую половину ХХ века находилось в собственности потомков маркиза Англси. На продажу оно попало из частного азиатского собрания. Торги намечены на 11 ноября.
Аукцион книжных раритетов и библиофильских редкостей, а также рукописей и ценных исторических документов пройдут в «Литфонде» 5 октября. Отдельную аукционную секцию посвятят пушкинским изданиям. Топ-лотами этого раздела считаются прижизненное издание «Поэмы и повести Александра Пушкина» в двух частях 1835 года. Это самое первое собрание всех поэм, написанных Пушкиным, с его портретом вышло тиражом в 1200 экземпляров. Лидирующая ставка на момент публикации составляет 1,4 млн рублей. Стартовая цена за второе прижизненное издание поэмы «Руслан и Людмила» 1828 года составляет 1 млн рублей.
Прошедшие торги: Фешин в Лондоне, азиатские рекорды Ван Гога и Моне
Топ-лотом проходивших 25 сентября торгов искусства XIX века и британского импрессионизма в Bonhams стал «Портрет мадемуазель Дюктер» кисти Николая Фешина, ушедший с молотка за £356 000. Полотно было написано художником в 1925 году, пять лет спустя оно экспонировалось на лос-анджелесской ретроспективе Фешина в галерее Stendahl Art. Выставку Фешина Эрл Стендаль решил провести и в 1940 году, о чем заблаговременно предупредил письмом художника, который в тот момент жил в Палм-Спрингс. В галерее несколько месяцев ожидали прибытия картин из фешинской студии, но так и не дождались. Когда за три дня до открытия Стендаль лично прилетел в Палм-Спрингс, оказалось, что Фешин либо не получил письма, либо не удосужился его распечатать. Через несколько дней лос-анджелесская пресса писала, что выставка работ Фешина стала первой в стране, полностью перевезенной на самолете.
Новая площадка Christie’s в Гонконге открылась 26 сентября торгами, посвященными искусству XX–XXI веков. В общей сложности аукцион собрал $134 млн. Ушли 93% лотов. Главным событием вечера стали два новых ценовых рекорда для азиатского рынка. За $32,2 млн с молотка ушла картина Винсента Ван Гога «Пришвартованные шлюпки», находившаяся в коллекции королевского дома Бурбонов Сицилийских. (Мировой рекорд Ван Гога — $117 млн.) А «Кувшинки» Клода Моне — за $29,9 млн. (Мировой рекорд Моне — $110 млн.)
25 сентября в Лондоне Bonhams продал первый портрет кисти Джеймса Уистлера за £406 800. «Портрет Лукаса Александра Ионидеса» (1860) был написан художником на заказ. Ионидес был биржевым маклером с греческими корнями. Уистлер познакомился с ним в 1855 году, вскоре после того, как переехал в Париж. Ионидес часто покупал работы художника и помогал ему деньгами. В 1924 году он вспоминал об Уистлере: «За все годы, что мы были знакомы, между нами никогда не было разногласий. Я всегда находил его довольно простым в общении человеком, совершенно лишенным той вздорности и обидчивости, которую ему часто приписывают».
Большинство лотов аукциона, посвященного сериалу «Друзья», ушли с молотка дороже своих эстимейтов. Так, при оценке в $2000–3000 реплика оранжевого дивана из «Центральной кофейни» была продана за $29 250. Вывеска кофейни ушла за $8850 при изначальной оценке $500–700.
Музейные новости: Фонд Дали пополнил собрание, планируется новый отдел Лувра
Фонд Сальвадора Дали купил картину художника, написанную в 1932 году. Сумма сделки не разглашается. Полотно под названием «Рождение жидкой тоски» относится к сюрреалистическому периоду творчества художника. На переднем плане изображен причудливый одинокий кипарис, а фоном служит пустынный каталонский пейзаж. Руководство фонда признается, что мечтает о пополнении своего собрания, но найти на рынке музейного Дали все сложнее с каждым годом.
Парижский Лувр объявил о планах создания нового отдела, который будет посвящен византийскому и восточно-православному искусству. Об этом заявила директор музея Лоран де Кар. Новое подразделение, хранителем которого станет Максимилиан Дюран, должно открыться к 2027 году. В нем будет представлено порядка 20 000 исторических памятников.
Судьба шедевров: ранний Микеланджело, атрибуция Боттичелли
Во Флоренции в рамках Международной биеннале антиквариата до 6 октября продается самый ранний из известных рисунков Микеланджело. Оцененный в €2 млн, он представлен на стенде лондонской галереи Dickinson. Впервые о рисунке как о работе знаменитого итальянского мастера, которому в момент создания работы было примерно 15 лет, заговорили в 2019 году. Тогда же с новой атрибуцией рисунок показали на выставке «Триумф тела» в Будапештском музее. Окончательно признать руку Микеланджело экспертов заставил детальный анализ произведения, которое сравнили с другими ранними произведениями художника. Схожими оказались как отдельные детали, так и характерный оттенок чернил.
После тщательного исследования картина, хранящаяся в одной из церквей французского местечка Шампиньи-ан-Бос, признана работой Сандро Боттичелли и его мастерской. На ней изображена Дева Мария с младенцем Иисусом и молодым Иоанном Крестителем. На протяжении многих лет картина считалась поздней копией несохранившейся работы Боттичелли. В прошлом году французские реставраторы при помощи рентгеновского анализа датировали произведение примерно 1510 годом. Также было установлено, что в его создании участвовало несколько подмастерьев, а сам Боттичелли, вероятнее всего, писал ключевые детали, такие как лицо Девы Марии.
Архитектура: монография Наума Грановского, фестиваль «Ночь света»
Галерея Люмьер выпустила новый альбом, посвященный творчеству классика советской фотографии Наума Грановского. Более 20 лет галеристы работали с архивами Фонда Грановского, который содержит свыше 350 отпечатков и 35 000 негативов. В 2021 году галерея открыла доступ к части архивов. Сейчас на сайте фонда можно увидеть порядка 500 работ, участвовавших в выставках разных лет и опубликованных в книгах, а также малоизвестных кадров Грановского, найденных во время исследовательской работы. Новая монография «Страна Наума Грановского» содержит более 150 известных и ранее неопубликованных фотографий большей части республик и главных городов СССР.
До 10 октября принимаются заявки на участие в V Международном конкурсе световых инсталляций, медиа-арта и видеомэппинга на новый сезон международного фестиваля «Ночь света», который пройдет в Гатчине осенью следующего года. Ему будет предшествовать лаборатория, в рамках которой участники начнут совместно разрабатывать концепции будущих проектов. На традиционной летней арт-резиденции будут созданы 20 конкурсных работ, которые войдут в программу «Ночи света» в 2025 году.
Иконы и антиминсы в США и в Москве
В американском Музее русского искусства (Миннеаполис) 26 октября откроется выставка «Шедевры религиозного искусства из коллекции Олега Кушнирского». Посетители увидят порядка 60 икон, созданных в знаменитых иконописных центрах Палеха, Мстеры, Холуя, Ветки и Гуслиц в XVIII–XIX веках и позволяющих проследить эволюцию поздней русской иконы на протяжении нескольких столетий. По словам Олега Кушнирского, сейчас ведутся переговоры с несколькими европейскими музеями в Европе, а также идет работа над выставкой точных 3D-копий икон, которую планируется открыть в Фонде Наума Кнопа в Буэнос-Айресе в конце 2024 или начале 2025 года.
До 24 ноября в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открыта первая в своем роде выставка «Русский антиминс. Гравюра на ткани XVII–XIX веков». В экспозицию вошли уникальные печатные антиминсы — гравированные платы для совершения литургии, которые крайне редко становятся объектами экспонирования из-за своей хрупкости. По словам директора музея Михаила Миндлина, гравюры на ткани — особенно уязвимый материал, требующий определенных условий температурно-влажностного режима и освещения.