К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Будь как Элтон Джон: почему люди отказываются от новых смартфонов ради ретрогаджетов

Фото Brooke Cagle / Unsplash
Фото Brooke Cagle / Unsplash
Наш день начинается с новостей в соцсетях, на работе — переписки в мессенджерах и зумы, вечером — сериалы с экрана телефона. Мы существуем со смартфоном в руке, но не все согласны с таким образом жизни — и это подтверждает тренд на возврат к простейшим средствам связи, появившимся десятилетия назад. Forbes Life рассказывает, что такое цифровая усталость и почему люди переходят на кнопочные телефоны без дополнительных функций

На прошлой Неделе дизайна в Милане компания Heineken beer и модный ретейлер Bodega представили новейшее технологическое устройство — «скучный телефон». Его суть заключается в том, что это практически точь-в-точь мобильник из нулевых, в котором нет ничего, кроме кнопок и функций звонка. Казалось бы, почему самым передовым гаджетом признан телефон, придуманный десятилетия назад? Все просто: поколение Z, выросшее в цифровом пространстве с постоянным доступом в Сеть, устало от вечного погружения в интернет-мир. И поэтому молодые люди хотят вернуться к примитивному средству связи, чтобы быть в доступе, но жить вне своего смартфона. 

Уставшее поколение 

Подобные тенденции обычно называют цифровой усталостью. Обычно под этим подразумевается настоящее переутомление, возникающее от сидения за компьютером целый день. Экран компьютера или телефона не самая подходящая для глаз нагрузка: он плоский, при этом симулирует третье измерение, и соответственно в этом случае зрительная система, которая все время работает в таком не характерном для нее режиме, сильно устает. 

Но в случае с отказом от сложной техники социальные изменения принимают иную интерпретацию. «Цифровая усталость — это состояние, когда люди пресытились коммуникацией через Сеть, когда мы чувствуем зависимость от сетевых устройств, от смартфонов в первую очередь. С одной стороны, это приводит к настоящим зависимостям, когда люди десятки раз в течение суток проверяют почту, мессенджеры и т. д. С другой стороны, это законное раздражение: сетевая коммуникация при всех ее плюсах имеет и много минусов, основной из которых заключается в том, что мы общаемся с плоским экраном, а не с живым человеком», — объясняет Владимир Спиридонов, декан факультета психологии Института общественных наук Президентской академии.  

 

В целом понять, откуда усталость молодого поколения, несложная задача. Ведь 9 из 10 представителей поколения Z и миллениалов проводят в интернете не менее двух часов в день, 56% из них — более 5 часов, а 24% — более 9 часов. Пожилые люди тоже проводят много времени за экраном, но преимущественно за телевизором — 86% не менее шести часов в день проводит за телевизором. Ирония в том, что у старшего поколения нет отвращения от гаджетов, так как они не присутствуют в их жизни с самого рождения.

Выбор топ-менеджера

Но все же возвращаются к примитивным технологиям не только молодые люди, но и генеральные директора и крупные руководители.  Ведь отказ от современных гаджетов делает их лучшими лидерами: без отвлекающих телефонов они могут полностью погрузиться в работу и тщательнее вникать в происходящее на совещаниях. К тому же для тех, кто занимает высокие должности, использование вещей из прошлого становится проявлением власти. Младшие сотрудники вынуждены изощряться, чтобы переговорить с руководителем, а вот последние могут себе позволить заставить других ждать или положиться на помощников, которые будут предупреждать их о действительно срочных делах. Так, Бенджамин Крудо, генеральный директор Diff — компании, разрабатывающей программное обеспечение для интернет-магазинов, звонит и пишет текстовые сообщения с помощью обычного «кирпича» с кнопками под названием Punkt MP02. А читает электронные письма у компьютера всего три раза в день.

 

И все же с практической точки зрения трудно полностью отказаться от современных технологий. Том Паттерсон, соучредитель бренда нижнего белья Tommy John, рассказал The Wall Street Journal о том, как несколько месяцев назад заказал себе простейший телефон, надеясь, что сократит время, потраченное на электронные письма. Но в итоге так им не воспользовался, потому что не может заставить себя вернуться к набору текстовых сообщений на кнопочной клавиатуре.

При этом деловые люди возвращаются еще и к другим «устаревшим» технологиям. Сегодня все чаще начинают пользоваться факсимильным аппаратом. Например, Майкл Линтон, возглавляющий совет директоров Snap — мобильного приложения для обмена исчезающими сообщениями. Доверяет он больше всего бумаге и чернилам. По его мнению, сегодня факс более безопасен, чем электронные письма. Более того, «новизна факса привлекает внимание людей», говорит он. Важное электронное письмо может затеряться в чьем-то почтовом ящике. А вот сообщение, отправленное по факсу, станет единственным, которое сотрудник получит в этом месяце или даже десятилетии. 

Получается, раскладные телефоны (и другие ретропредметы офиса) отлично подходят для ведения бизнеса. Они позволяют поддерживать связь через звонки, текстовые сообщения и переписку по электронной почте. Но при этом не отвлекают от работы иными функциями. При этом с раскладушками снижаются или даже устраняются проблемы безопасности. Когда простые «кирпичи» теряются или их крадут, нет необходимости блокировать конфиденциальные корпоративные данные, поскольку на телефоне их попросту нет. Самый простой выход из такой ситуации — просто отключить сим-карту и купить новый гаджет. Так что в целом в использовании кнопочных мобильных есть преимущества для целого предприятия: низкая стоимость, простота поддержки, отсутствие тарифных планов и отсутствие отвлекающих факторов для сотрудников. Последнее  может оказаться самым особенным для некоторых компаний.

 

В итоге даже знаменитости присоединились к переходу на раскладушки. Например, Камила Кабельо поддерживает революцию кнопочных телефонов и даже обсуждает с фанатами возможность сочинить тематическую песню для этого движения. Девушка далеко не первая звезда, отказавшаяся от технологичных смартфонов. Так, Джастин Бибер уже долгое время не пользуется мобильным, заменяя его на iPad для общения, это позволяет ему ограничить круг лиц, которые могут с ним контактировать. Шейлин Вудли избавилась от своего телефона еще в 2014 году, объяснив это тем, что «сейчас больше, чем когда-либо, не хватает приватности». Смартфон нужен актрисе только для отправки текстовых сообщений. А сэр Элтон Джон в целом «не может терпеть телефоны», у него их никогда не было, он не выходит с них в Сеть, не сидит в интернете, а его социальные страницы ведут специальные сотрудники. Единственное соприкосновение с техникой певец делает только ради детей: очень редко он пользуется планшетом и видеосвязью для общения с ними. 

Любовь к ретро

У зумеров цифровая усталость касается не только телефонов, но и другой техники. Например, цифровые и пленочные фотоаппараты стали более популярны среди молодой аудитории, чем те же модные смартфоны с невероятно четкой камерой. Хештег #digitalcamera набрал более 1 млрд просмотров в TikTok. Так через старые устройства поколение Z хочет передать фотографиям более непринужденный, ностальгический тон, задать настроение. Что забавно, старшие, выросшие на этой технике, зачастую не понимают, в чем прелесть устаревших камер, и пользуются наиболее передовыми.

Незаметно любовь поколения Z к винтажу прочно перебралась в их реальность. Вначале зеркалки, потом джинсы с низкой посадкой. Теперь раскладной телефон — тот самый, из середины 1990-х годов, который внезапно недавно стал таким популярным среди миллениалов. Сегодня в Америке такие устройства доступны всего за $20 в любых крупных сетях, таких как Walmart и Amazon. Они часто мелькают в видеороликах TikTok: молодые люди распаковывают упаковки, украшают свои чехлы так же, как это делали предыдущие поколения, и снимают обучающие видео о том, как добиться беззаботной, размытой эстетики с помощью камеры низкого качества.

И хотя новые модные смартфоны делают суперкачественные снимки, в них нет отложенного удовольствия от ожидания проявления фотографий или загрузки их на компьютер. Поэтому сейчас популярны такие приложения, как Hipstamatic и Dazz Cam, которые воссоздают фотографии с цифровых и пленочных камер и имеют тысячи загрузок. Из-за подобных изменений сегодня прогнозируется, что рынок одноразовых камер вырастет на $1,23 млрд к 2030 году, а рынок складных телефонов достигнет к 2025 году $29 млрд. Есть предположение, что это связано с тоской поколения Z по эпохе 1990-х и 2000-х годов. Особенно из-за конфиденциальности и отсутствия тщательно отобранных изображений.

Реакция производителей

Изменения в обществе, естественно, приводят к изменениям на рынке. Например, компания Samsung решила сделать ставку на складные смартфоны и расширила их производство, чем намного опередила своих конкурентов по количеству и продажам раскладушек. В 2021 году продажи выросли до девяти миллионов единиц, а это на 309% больше, чем в 2020-м. Правда, считается, что это не глобальное изменение. К 2026 году складные телефоны будут занимать 3,6% от общего рынка смартфонов. 

 

В целом индустрия не особо нацелена на снижение цифровой зависимости и усталости. Хотя молодое общество задает тренд на упрощение техники, директор Института общественных наук Павел Голосов считает, что повлияет подобное на производителя лишь поверхностно. «Молодежь уже «впитала» гаджеты и не может детектировать деструктивность их воздействия. Гаджеты и сервисы будут пробовать еще больше персонализироваться, чтобы за меньшее количество времени взаимодействия достигать требуемый эффект», — говорит Голосов.

Эксперт выделяет возможное развитие «зеленых» и «экологичных» приложений, например по ограничению времени пользования для формирования самодисциплины. Или же появятся гаджеты с малоразмерным, пиксельным или черно-белым экраном, чтобы снижать нагрузку и отбивать интерес к постоянному зависанию в телефоне.

Что интересно, усовершенствование техники явно не остановится. Тренды лишь примут вид, что идут к упрощению. На самом деле устройства начнут интегрироваться в предметы интерьера и другие более незаметные формы, чтобы минимизировать контакт с ними. «К тому же в будущем, когда технологическая готовность будет выше и лучше изучено ее влияние, мы перейдем на нейроинтерфейсы (технология и устройство, которое позволяет передавать информацию из мозга прямо на внешнее устройство. — Forbes Life) и перенесем взаимодействие в виртуальные среды», — подчеркивает эксперт.

По мнению Владимира Спиридонова, в будущем цифровая усталость будет осознана как реальная проблема носителей смартфонов. Конечно, это приведет к возникновению облегченных версий взаимодействия с гаджетами. «Уже сейчас появились групповые игры в офлайне, когда смартфон выполняет роль ведущего, дает задание, фиксирует ответы, но при этом не внедряется во взаимодействие людей. А вот в идею о том, что мы вернемся к жизни без гаджетов, я не верю. Технологии уже слишком проникли в нашу жизнь», — говорит доктор психологических наук.

 

Уже сегодня тренд на использование раскладушек рождает целые курсы и материалы о том, как отказаться от телефонов. В них рассказывается, что переход на более простую модель не бывает ни легким, ни быстрым. А иногда операторы связи не позволяют дистанционно перейти на пониженный тариф по звонкам и сообщениям. Цифровая усталость — свидетельство того, что меры защиты психики вырабатываются у человека достаточно быстро. Люди, которые погружены в сетевые коммуникации больше (то есть зумеры и миллениалы), чем другие, как раз и разрабатывают наиболее эффективные инструменты защиты. Как раз они наиболее часто говорят о цифровой интоксикации и более остро ее переживают. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+