К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Обезьянка» Кунса за £10 млн и ребрендинг Пушкинского музея: новости арт-рынка

 Джефф Кунс, «Обезьянка из воздушного шара (голубая)» (Christie’s)
Джефф Кунс, «Обезьянка из воздушного шара (голубая)» (Christie’s)
На Christie’s выставлена редкая работа Тулуз-Лотрека, подведены предварительные итоги ярмарки blazar, Пушкинский музей проводит ребрендинг. Об этих и других актуальных новостях арт-рынка — в еженедельной подборке Forbes Life

Новости рынка: Christie’s займется автомобилями, Париж догоняет Лондон 

Портал Artnet совместно с Morgan Stanley проанализировал динамику развития главных мировых арт-столиц за последние 20 лет. Бесспорное лидерство остается за Нью-Йорком, где на торгах по-прежнему продается больше всего работ с ценниками свыше $10 млн. Во многом это объясняется тем, что именно здесь ведущие аукционные дома предпочитают распродавать самые громкие коллекции. Нью-Йорк и Гонконг — два главных арт-центра, где лучше всего продается современное искусство, в то время как искать покупателей на шедевры старых мастеров аукционисты предпочитают в Лондоне. В целом позиции столицы Великобритании заметно просели после Брекзита, хотя она и занимает вторую строчку в рейтинге: с пиковых $3,4 млрд в 2018 году продажи упали до $1,7 млрд в 2023 году. Это позволило укрепиться Парижу, который сегодня занимает четвертую позицию в списке лидеров среди мировых арт-центров (в целом за 10 лет продажи выросли на 30% ). На третьем месте — Гонконг, который сегодня считается лидером по продажам декоративно-прикладного искусства.

Christie’s объявил о приобретении международного аукционного дома Gooding & Company, специализирующегося на продаже коллекционных автомобилей. По словам президента Christie’s Гийома Черутти, это решение было принято на фоне усиления направления по работе с сегментом люксовых товаров. «Эта тенденция особенно заметна в Азии, где клиенты, которые коллекционируют искусство и другие предметы роскоши, также покупают автомобили», — добавил Черутти. Сумма сделки, которая должна быть завершена до конца года, не разглашается. При этом президент Christie’s отмечает, что это самая крупная сделка аукционного дома за последние 20 лет. По мнению экспертов Financial Times, Christie’s пытается укрепить позиции на фоне общего спада на мировом арт-рынке. 

По подсчетам портала Artprice, с июля по август этого года на торгах по всему миру было продано более 60 000 произведений искусства. Это примерно 10 000 лотов в неделю. За этот период только 13 работам удалось превысить планку в $1 млн (большинство из них — работы старых мастеров, торговавшиеся на лондонских торгах Christie’s и Sotheby’s). В остальное время средняя цена 89% проданных лотов составляла менее $5000, что подтверждает привычный тренд: лето — время наиболее демократично оцененного искусства, когда торги проводятся преимущественно онлайн, а с молотка уходят в основном рисунки, тиражные произведения и фотографии. 

 
Telegram-канал Forbes Life
Официальный телеграм-аккаунт Forbes Life Russia
Подписаться

Предстоящие аукционы: редкий Тулуз-Лотрек и Кунс из коллекции Херста

В октябре на лондонские торги Christie’s, посвященные искусству XX–XXI веков, выставят картину Анри де Тулуз-Лотрека «Женщина с татуировкой» (1894). Происходящее из частной коллекции, где оно хранилось с 1922 года, полотно оценено в £2,5
–3,5 млн. Аукционисты делают упор на том, что это одно из порядка 70 работ художника, посвященных обитательницам парижских борделей, большинство из которых сегодня находятся в музейных коллекциях. При этом чаще всего центром композиции становилась единственная героиня, а парные изображения, как в данном случае, — большая редкость. По всей видимости, «Женщина с татуировкой» была среди картин, включенных в персональную выставку Тулуз-Лотрека в 1896 году в галерее Manzi-Joyant. В то время полотна этой серии экспонировались в отдельном зале, доступ в который был только у избранных посетителей. Текущий аукционный рекорд на произведения Тулуз-Лотрека составляет $22,4 млн. Он был установлен в 2005 году на Christie’s, когда за эту сумму с молотка ушла работа под названием «Прачка». 

В середине октября в Лондоне пройдет ярмарка Frieze, к которой Christie’s решил приурочить продажу необычного лота. В эти же дни с молотка пустят скульптуру Джеффа Кунса «Обезьянка из воздушного шара (голубая)». Эстимейт работы, которая принадлежит другому современному художнику, Дэмиену Херсту, составляет  £6,5—10 млн. Аукционный дом личность продавца не подтверждает, но косвенным доказательством служит тот факт, что работа экспонировалась в галерее Херста на Ньюпорт-стрит в 2016 году. В период с 2006 по 2013 году Кунс выпустил пять экземпляров «Обезьянки» в разных цветах. В ноябре 2014 года оранжевая версия была продана на вечернем аукционе Christie’s в Нью-Йорке за $25,9 млн. 

 
Анри де Тулуз-Лотрек, «Женщина с татуировкой» (Christie’s)

Прошедшие аукционы: уникальная Библия и первый персональный Apple-1

По итогам прошедших 10 сентября торгов Sotheby’s Библия Шем-Това нашла нового владельца за $6,9 млн. Единственный лот этих уникальных торгов ушел с молотка по верхней планке оценочной стоимости. Манускрипт, датируемый 1312 годом, представляет собой священный еврейский текст и памятник средневековой испанской традиции. Представители Sotheby’s позиционировали Библию как одну из наиболее значимых средневековых еврейских рукописей и художественный шедевр Золотого века Испании. 

С конца августа по 12 сентября Christie’s распродавал очередную часть коллекции сооснователя Microsoft Пола Аллена. В 2022 году подборка принадлежавших Аллену произведений искусства принесла рекордные $1,62 млрд. Теперь же с молотка преимущественно пускали вещи из основанного им Музея компьютерной техники в Сиэтле, который официально закрылся в июне (он существовал с 2012 года, но так и не смог открыться после карантина, вызванного эпидемией Covid-19). Суммарная выручка составила $16,8 млн. Топ-лотом главного живого аукциона стало адресованное Ф. Д. Рузвельту письмо Альберта Эйнштейна, в котором тот предупреждает 32-го президента США, что немцы стоят на пороге создания разрушительного оружия. Цена документа, давшего толчок развитию «Манхэттенского проекта», составила $3,9 млн. Первый персональный компьютер Apple-1 1976 года был продан за $945 000.

Предварительные итоги blazar, осенний маркет WIN-WIN

В пятой ярмарке молодого современного искусства blazar, проходившей  в Музее Москвы с 12 по 15 сентября, приняли участие 55 независимых художников и 27 галерей, работающих с авторами до 35 лет. Пока организаторы подводят официальные итоги, отдельные галереи уже поделились впечатлениями и самыми громкими продажами этого года. 

 

На стенде ARTZIP были представлены работы трех молодых авторов: Ивана Симонова, Евгении Войнар и Тани Пеникер. За время ярмарки галерея продала порядка 30 работ на общую сумму 2 млн рублей, по отдельным произведениям еще ведутся переговоры и ожидаются постпродажи. Нижегородская «9Б» привезла в Москву работы Ceмы и Evsti Bomse, Юли Ивановой и Марии Егоровой, с которой галерея только начала сотрудничать. В общей сложности удалось реализовать порядка 30 работ на сумму в 270 000. По словам галеристов, наиболее активными оказались первые два дня ярмарки, включая предпоказ, когда были проданы самые масштабные произведения. FUTURO, еще одна галерея из Нижнего Новгорода, у которой недавно открылось пространство на «Винзаводе», показывала на стенде работы Дани Пирогова и Александры Павловской, объединенные в концепцию монохромно-черного стенда.

Стенд галереи FUTURO на ярмарке blazar

Цены на работы варьировались от 25 000 до разрешенных организаторами 350 000. Самарская «Виктория» полностью распродала стенд двум новым московским клиентам. Они раскупили все 15 крупных работ за вычетом графики, цены на которые в среднем составляли 250 000–300 000 рублей. Суммарная выручка составила порядка 3 млн рублей. Основные продажи уфимской галереи MIRAS пришлись на день предпоказа. По словам галеристки Ольги Рамазановой, ей удалось заинтересовать московскую публику работами, которые редко продаются в Уфе, например произведениями Азата Басырова. Самой большой удачей стала продажа полотна Олеси Глазьевой за 300 000 рублей. Довольна продажами и московская fābula gallery, со стенда которой уходили предметы по цене до 100 000 рублей, преимущественно керамика.

В этом году из 21 галерей 10 приняли участие в blazar бесплатно в рамках секции Created in Moscow, организованной при поддержке Агентства креативных индустрий города Москвы (АКИ). Среди них была и московская a-s-t-r-a, со стенда которой ушло 20 работ на сумму более 2,5 млн рублей. В первые часы работы ярмарки серия роботов Есоль Ким, посвященная разным кварталам Сеула, полностью ушла в частные собрания Ксении Китаевой, Романа Билыка (группа «Звери»), Полины Зеленовой и других коллекционеров. По словам представителей ПиранезиLAB, продажи были регулярными в течение всех дней ярмарки. Всего было продано примерно 30 работ на сумму в 1 400 000 рублей. Зрительский интерес распределялся равномерно между тремя художниками — Никоном Филипповым, Анной Комаровой и Аленой Пасхиной. Со стенда галереи сцена/szena были проданы все графические работы Кирилла Гаршина и практически все произведения Анастасии Рыбаковой. На стенде челябинской галереи Larisa Depershmidt среди прочих авторов продавались работы художника с уличным бэкграундом OLIEF (136 000 рублей).

C 12 по 13 октября на «Винзаводе» пройдет очередной осенний маркет современного искусства WIN-WIN. По итогам открытого конкурса, собравшего более 700 заявок, было отобрано 115 участников. Специализированная секция FOCUS на этот раз будет посвящена текстильному искусству. Куратор секции — Евгений Шутко, основатель галереи Atelier Choutko, коллекционер авторских гобеленов и ковров ручной работы. 

Работа OLIEF на стенде Larisa Depershmidt на blazar

Музейные новости: ребрендинг Пушкинского

Пушкинский музей проводит ребрендинг, меняет логотип и фирменный стиль. Работа началась в преддверии того, как ГМИИ им. А. С. Пушкина начнет расширяться, получая новые здания. «Мало просто открыть новые здания, — рассказала Forbes Life Елизавета Лихачева, директор Пушкинского. — Фактически нам необходимо сейчас придумать новый музей. Он должен трансформироваться в крупную выставочную и научную институцию, которая будет не только показывать хорошие и интересные выставки, в том числе блокбастеры, но и на постоянной основе примет значительно большее количество посетителей, будет взаимодействовать с ними в новых форматах, говорить с ними уже на другом языке». 

 

Подготовка к ребрендингу велась в несколько этапов. Сначала было проведено аудиторное исследование для составления портрета целевой аудитории. Затем последовала серия интервью с внешними и внутренними экспертами, глубинные интервью с представителями целевой аудитории и количественное аудиторное исследование. Целью работы на этом этапе было аккуратно собрать, суммировать и сформировать знание о том, в чем именно состоит ценность и уникальность музея в глазах его посетителей и профессионального сообщества.

Проект ребрендинга Пушкинского музея

По мнению Лихачевой, люди, которые сегодня приходят в музей, очень непохожи на тех посетителей, которые приходили 10, 15 или 20 лет назад. «Я не очень люблю произносить эту фразу, но тот музей, который мы с вами знаем, к сожалению, прекратит свое существование. И это будет принципиально новая институция, с принципиально новыми подходами и с новым пониманием своей экспозиции», — добавляет она. 

Одна из смысловых задач нового позиционирования музея — вернуть в сознание посетителей представление о Пушкинском как о музее с постоянной экспозицией, а не только как о выставочной площадке.  «У нас есть части коллекции, которые никто никогда не видел или видел очень давно. Поэтому мы хотим эти разделы и конкретные вещи показывать, хотим знакомить людей со всем многообразием наших фондов», — говорит Лихачева. 

Ребрендинг начался в ноябре прошлого года. Как сообщила директор, на него тратятся средства из внебюджетного фонда. Планируется, что в рамках контракта, который рассчитан еще почти на год, будут проводиться дополнительные исследования и вноситься корректировки. 

 

Выставки: нонконформизм и мифотворчество в Москве и Венеции

19 сентября в Q-ART Gallery стартует первая часть двухсерийного проекта «Беляево — Измайлово. Нонконформизм из коллекции Q-ART». Он приурочен к юбилею Бульдозерной выставки, полвека с момента проведения которой отмечается в этом сентябре. В экспозицию войдет более 40 работ представителей ранней волны нонконформизма 1960-х годов — участников Бульдозерной, а затем Измайловской и других выставок. Многие произведения экспонируются впервые. Первая серия, «История о Бульдозере». преимущественно сосредоточена вокруг художников круга Лианозовской группы, таких как Лидия Мастеркова, Оскар Рабин, Владимир Немухин, Римма Заневская и другие. 

В МАММ открылись выставки молодого художника Евгения Музалевского «Монохром, с мамой за спиной», которую музей подготовил совместно с Галереей Алины Пинской, и ведущего мифотворца нашего времени Павла Пепперштейна. Его «Алиса в Стране чудес и в Зазеркалье» — особый мир, изобретенный художником по мотивам произведений Льюиса Кэрролла.

Павел Пепперштейн. Из серии «Алиса в Зазеркалье», 2023

В галерее ГУМ-Red-Line с 19 сентября показывают новый проект Сергея Шутова, мистика и шутника, участника концертов «Поп-механики», первого российского виджея, выставлявшегося в Венеции в павильоне России в 2001 году. Новый Шутов — 35 работ, созданных за последние пять лет, — исследует собственный эмоциональный опыт, отчего проект назван по философскому термину «Квалиа». 

В Фонде культуры «Екатерина» 20 сентября открывается выставка «Сотворение мифа». Проект объединит произведения более 80 авторов, каждый из которых создает свой миф, прибегая к различным техникам, будь то живопись, графика, скульптура, медиа-арт или инсталляция. В составе групповой экспозиции — работы классиков современного искусства, включая Илью Кабакова и Константина Звездочетова, Тимура Новикова и Айдан Салаховой, которые соседствуют с произведениями более молодого поколения авторов: Егора Кошелева, Ивана Плюща, Кирилла Манчунского, Вовы Перкина и многих других.

 
Фасад BoscoVesna, оформленный Аристархом Чернышевым

Среднее поколение художников, похоже, лидирует в выставочных проектах этой осени. На первом этаже BoscoVesna на Новом Арбате действует мастерская Георгия Острецова, где продаются все творения художника: от живописи и рисунков до фэшн-концептов, гобеленов и торшеров его авторства. В пространстве торговой зоны между этажами разместились надувные объекты Аристарха Чернышова, его знаменитая лента Мебиуса с бегущей строкой, а на фасаде здания, на огромном экране представлена видеоинсталляция, созданная художником в соавторстве с искусственным интеллектом. Все это называется «Техноорганика». Так, в одной из интерактивных видеоинсталляций зритель надевает VR-перчатку, из которой, словно у цветка росянки, вырастают волоски, на которые устремляются бабочки, а на другом экране бытовой мусор, слетаясь, как рой мух на отражение человека, укладывается на силуэте фигуры в яркий наряд. 

Андрей Есионов. «Не ходи за шариком»

В Венеции, на Сан-Марко, в Галерее Фонда Бевилаква Ла Маса, до 30 ноября открыта выставка московского художника Сергея Есионова, чье название Strangers рифмуется с девизом венецианской Биеннале современного искусства-2024 Stranieri ovunque/Foreigners everywhere. 70 работ художника расположены в специально сконструированном пространстве с элементами световой архитектуры. Открывая выставку, Бруно Бернарди, президент Фонда Бевилаква Ла Маса, высказал позицию организаторов: «Мы не хотим, чтобы геополитика влияла на искусство». Проект реализован при поддержке Муниципалитета Венеции и Ассоциации друзей Музея Эрмитаж в Италии.

Катерина Ковалева. Disabled

А на венецианской Джудекке в выставочном пространстве CREA до 31 октября показывают Limbo московской художницы Катерины Ковалевой. Это не первая выставка проекта, который, начавшись в 2022 году, в 2023-м показывался в Музее истории ГУЛАГа под названием «Зона ожидания». В этот раз привычные автору вопросы памяти, созерцания и ожидания переносятся в европейский контекст и вступают в диалог с Данте, Тицианом и Тьеполо. Спускающийся с неба парашютист становится символом надежды, зависшим между прошлым и будущим.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+