К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Вечно живая классика: что покажут балетные труппы в новом театральном сезоне

«Лебединое озеро» (Фото Ирины Гладунко / Нижегородский театр оперы и балета)
«Лебединое озеро» (Фото Ирины Гладунко / Нижегородский театр оперы и балета)
Сентябрь — время возвращения театров с гастролей и зрителей в привычные залы. О первых объявленных премьерах нового сезона в мире классического танца рассказывает балетный обозреватель Анна Галайда

Впервые за 10 лет отечественные балетные труппы, за исключением Пермского театра оперы и балета и «Балета Москва», не огласили планы на нынешний сезон. Вряд ли это единодушие случайно. Еще недавно отечественный балет радовал тем, как стремительно расширялся круг коллективов, искавших собственное лицо, предлагавших новые идеи, интересные проекты. Нынешняя ситуация — знак потери ориентиров и уверенности в завтрашнем дне.

У самых успешных балетных трупп за последние два года произошло обрушение репертуара. Возобновилось броуновского движение артистов. Все без исключения театры почувствовали сокращение бюджетов. Поэтому предпочитают не рисковать, отказываясь от любых экспериментов, и выбирают проверенную классику, своего рода эмоциональные спа. «Щелкунчик», «Спящая красавица» и снова «Щелкунчик» — вот дорожная карта балетных коллективов на ближайшее время. 

«Спящая красавица», Большой театр
DR

«Спящая красавица», Большой театр

Когда: 7 сентября

«Спящую красавицу» возвращают на сцену Большого всего после четырех лет отсутствия. Роскошный балет Мариуса Петипа в последние 60 лет Москва знает в «пересказе» Юрия Григоровича, который будил красавицу Шарля Перро в 1963-м, 1973-м и 2011 годах, каждый раз представляя ее в духе меняющегося времени.

Но на вопрос, каково это — проснуться в 2024-м, Большой театр решил не отвечать. Он восстановил хореографическую версию 2011 года, сбивающую дыхание в стремительном забеге по «энциклопедии классического танца», как было принято называть «Спящую красавицу».

При этом рамой спектакля служат декорации и костюмы Симона Вирсаладзе, воссозданные по эскизам 1973 года. Их таинственное мерцание воспевает осеннее увядание и несмелое весеннее возрождение, вечный круговорот жизни, не оставляющий места апатии.

Градус ожиданий повышает участие в премьерном спектакле Валерия Гергиева, который встанет за дирижерский пульт в новом театре. Увидеть это своими глазами могут все желающие: запланирована прямая трансляция в интернете и кинотеатрах.

«Преступление и наказание», Театр балета под руководством Бориса Эйфмана на сцене Александринского театра
Евгений Матвеев·Театр балета Бориса Эйфмана

«Преступление и наказание», Театр балета под руководством Бориса Эйфмана на сцене Александринского театра

Когда: 17 сентября

78-летний хореограф Борис Эйфман в последние годы лишь перекраивал старые балеты, поэтому абсолютно новая работа — настоящая сенсация, хотя она и повторяет его предыдущие опыты.  В 1980 году молодой, с репутацией гонимого хореограф взмыл в высоты всероссийского признания, поставив «Идиота» по роману Достоевского на музыку Шестой симфонии Чайковского. Агония души, воплощенная изломанными линиями, взрывными прыжками, невероятными акробатическими поддержками в исполнении Мариса Лиепы, Аллы Осипенко и Джона Марковского, потрясали воображение зрителя, не знавшего тогда Бежара, Ролана Пети и других культовых западных хореографов.

Почти полвека спустя рецепт практически тот же. Душераздирающая музыка Малера и Бориса Тищенко, прекрасные конструкции постоянного соавтора, художника Зиновия Марголина, костюмы Ольги Шаишмелашвили, свет волшебника Глеба Фильштинского. И, как видно по репетиционным фотографиям, набор тех же костоломных движений, и бесконечная самоотдача танцовщиков уже нового поколения, мечтающих на сцене страдать.

«Раймонда», театр «Кремлевский балет»

«Раймонда», театр «Кремлевский балет»

Когда: 19 сентября

Труппа с самой завидной локацией так редко выпускает премьеры, что любая ее активность обращает на себя внимание. Впрочем, в прошлом году у коллектива появился новый руководитель — экс-балерина Александра Тимофеева, несколько оживившая его деятельность.

Выбор «Раймонды» — решение амбициозное: последний шедевр Мариуса Петипа, подаренный им Императорскому балету на 51-м году работы в этой труппе, требует не только огромного, но и единообразно выученного коллектива, постановочной мощи и серьезного бюджета. Соединить идеал и реальность призван балетмейстер Андрис Лиепа, короткое время возглавлявший «Кремлевский балет» и поставивший в нем интеллигентно выглядящую «Баядерку».

Художник Вячеслав Окунев материализует в декорациях и костюмах историю о средневековом Провансе, поединках во имя Прекрасной Дамы, слагаемых в ее честь балладах, неистовой любви сарацинского шейха и выборе между долгом и чувством.

«Лебединое озеро», Нижегородский театр оперы и балета имени А.С. Пушкина
Ирина Гладунко

«Лебединое озеро», Нижегородский театр оперы и балета имени А.С. Пушкина

Когда: 4 декабря

Нижегородский балет с каждым сезоном повышает интенсивность выпуска премьер. В нынешнем сезоне запланировано три, среди которых есть и те, что будут созданы специально для труппы, и перенос получившей одобрение чужой продукции.

Но перед этим театр выпустит новый вариант «Лебединого озера», поставить который приглашен петербуржец Александр Сергеев. Он уже сотрудничал с ним как продюсер проекта «Терезин-квартет» и как хореограф, поставивший в той программе один из четырех балетов. Теперь же Сергеев, почти 20 лет танцующий в Мариинском театре, поставит самый знаменитый классический балет.

В театре выбрали не привычный вариант партитуры, которую после смерти Чайковского перекроили, вставляя и вырезая из нее целые номера, а тот, что звучал при первом исполнении «Лебединого озера» в московском Большом театре в 1877 году. Конечно, от белых пачек, перьев и любимого народного «танца маленьких лебедей» отказываться не собираются.

«Сильвия», Пермский театр оперы и балета имени П.И. Чайковского

«Сильвия», Пермский театр оперы и балета имени П.И. Чайковского

Когда: 5 декабря

Именно на партитуру «Сильвии» Лео Делиба ориентировался Чайковский, когда получил заказ на свой первый балет. «Сильвия» появилась на год раньше «Лебединого озера». Уже в ХХ веке эта музыка принесла успех постановкам Фредерика Эштона и Джона Ноймайера.

Алексей Мирошниченко, обращаясь к ней, решил отказаться от хрестоматийного сюжета Торквато Тассо и написал собственное либретто по мотивам романа Раффаэлло Джованьоли «Опимия». Его героиня — другая Сильвия, древнеримская весталка. Нарушив обет, совсем как в опере Беллини «Норма», она предпочла богам живого человека и должна понести за это страшную кару. Как известно, в балете кары невероятно красивы. А в пермском спектакле их обещают представить в роскошном античном антураже: за него отвечают постоянные соавторы хореографа Альона Пикалова (сценография) и Татьяна Ногинова (костюмы).

«Щелкунчик», Самарский театр оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича
DR

«Щелкунчик», Самарский театр оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича

Когда: декабрь

Зрители волжского театра не обделены новогодней сказкой. В этом году постановку прежнего худрука труппы Кирилла Шмиргонера сменит версия нынешнего — Юрия Бурлаки. Хореограф обещает, что воссоздаст знаменитую, самую первую версию балета, поставленную в Мариинском театре в 1893 году Львом Ивановым. Она была написана в расчете на то, что большинство партий в спектакле будут исполнять дети. Поэтому самое знаменитое па-де-де в финале танцуют не Клара и пригрезившийся ей прекрасный принц, а повелители царства Конфитюренбург Фея Драже и Принц Коклюш.

Уже почти 100 лет, как эта постановка выброшена из репертуара и забыта, но Бурлака уже не раз ставил старинные русские балеты по записям, хранящимся в Гарвардском университете (и в этом же сезоне он планирует показать в Самаре восстановленный «Роман бутона розы и бабочки» — балет, которым завершилась в 1903 году карьера Мариуса Петипа).

«Кармен в моей голове», «Балет Москва» (театр «Новая опера»).
Екатерина Христова

«Кармен в моей голове», «Балет Москва» (театр «Новая опера»).

Когда: 28 марта

Труппа, пережившая в последнее время сложные трансформации, в этом сезоне сделала ставку на признанного мастера — Татьяну Баганову, лидера труппы «Провинциальные танцы» из Екатеринбурга. Давно специализирующаяся на спектаклях крупной формы, она выбрала «Кармен». Но не стандартную, с нагнетанием темы рока и усиленными ударными. Музыку для новой постановки пишет Настасья Хрущева, полюбившаяся отечественным хореографам. Она демонстративно дистанцируется от ассоциаций с Бизе и его оперой.

Предполагается, что Хрущева станет и одним из главных действующих лиц спектакля — условным Хозе, в голове которого разыгрывается история Кармен. В команде постановщиков также сценограф Лариса Ломакина (постоянный соавтор Константина Богомолова) и художник по костюмам Галя Солодовникова.

«Тихий Дон», Ростовский музыкальный театр

«Тихий Дон», Ростовский музыкальный театр

Когда: 25 апреля

В Ростове-на-Дону балет композитора-земляка Леонида Клиничева по роману Михаила Шолохова решили вернуть на сцену почти через 40 лет после мировой премьеры, которая прошла в 1987 году в Ленинградском Малом театре оперы и балета (теперь это Михайловский театр). Николаю Боярчикову, классику советского балета, представить в танце слом жизни, вызванный революцией, не удалось — и спектакль быстро исчез со сцены. Теперь судьба Григория Мелихова вдохновляет новое поколение постановщиков.

Над балетом работают хореограф Иван Кузнецов, режиссер Павел Сорокин и художник Вячеслав Окунев. А композитор обещает новую редакцию старой партитуры. Предсказуемо многочисленные любовные адажио и казачьи пляски он собирается украсить участием хора — в Ростове-на-Дону любят взглянуть на собственную жизнь в театральной оптике.

«Снегурочка», Пермский театр оперы и балета имени П.И. Чайковского

«Снегурочка», Пермский театр оперы и балета имени П.И. Чайковского

Когда: 27 июня

В Перми два года назад сложился дуэт композитора Владимира Раннева и хореографа Вячеслава Самодурова. Для программы одноактных балетов они тогда представили опус Ultima Thule — растянутую на 20 минут конвульсию, которую ощущает тело после удара в мгновении между жизнью и смертью. Их новая работа выглядит противоположностью первой: сюжетный балет на полный вечер, вместо леденящих латинских букв — одна из самых теплых и светлых русских сказок. А бонусом — Федор Леднев за дирижерским пультом, один из лучших специалистов в новой русской музыке.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+