Место для ребенка: что делает город удобным для детей и как это влияет на экономику
Когда город стал комфортным для детей
Еще 200 лет назад дети из обычных семей работали наравне со взрослыми, и, конечно, об их комфорте в городах даже не задумывались. Александра Бочавер, кандидат психологических наук, директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, выделяет два ключевых момента в XX веке, которые повлияли на то, что к безопасности ребенка в городе стали относиться серьезнее.
Во-первых, автомобилизация. Анализ детских перемещений в Лондоне с 1970-х годов показал, что с распространением частных автомобилей стало происходить много ДТП с их участием. Родители стали вынуждены сопровождать детей до школы и обратно, рассказывает эксперт. Постепенно это стимулировало дискуссию и о комфорте самых юных жителей города. Во-вторых, в 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Она способствовала тому, что взрослые стали все больше обсуждать формы участия детей в принятии решений на разных уровнях. «Голос ребенка» (child voice) стал иметь значение в сферах образования, социальной защиты, в жизни локальных сообществ.
Эти изменения происходили параллельно с урбанизацией — в 1900 году в мире было около 360 городов с населением более 100 000 человек, а к 1950 году это число возросло до 950. Сегодня 55% населения планеты живет в городах, а к середине века, по прогнозам ученых, цифра вырастет до 68%. Логично, что внимание к безопасности и комфорту детей в них тоже возрастало.
Так, в 1962 году советские архитекторы отправились в Финляндию, чтобы изучить особенности проектирования школ, и заметили, что там установлены низкопрофильные системы отопления. Они позволяли ниже опустить подоконник — тогда окна занимали большую площадь и в классах было много солнечного света. Впоследствии это стало отличительной чертой проектирования детских пространств в скандинавских странах.
Но все же среда в целом до последних десятилетий оставалась агрессивной по отношению к ребенку: элементы обучения и социализации были спонтанными, они не проектировались и не контролировались специально. Дети были вынуждены сами изучать пространство города.
«В нашем прошлом было больше динамики и какого-то более активного взаимодействия со средой. Мы лазали по стройкам, жевали гудрон, пропадали в подвалах и на чердаках, препарировали гусениц и червяков. Я вижу в экстремальных играх нашего детства отпечаток заброшенности и отключенности самих взрослых, которые не придавали значения безопасности. Какое время — такие и игры, собственно», — говорит психолог и автор телеграм-канала Евгения Гайворонская.
При этом Александра Бочавер подчеркивает: «Опыт независимых перемещений — важная часть взросления. Исследования подтверждают: дети и подростки, которые сами ходят по городу, решают большое количество задач и сталкиваются с огромным количеством ситуаций — связанных с коммуникациями, навигацией, тайм-менеджментом. Город обогащает кругозор и позволяет познакомиться с разными контекстами, которые недоступны дома и в школе».
Но сегодня дети все меньше проводят времени на улице. Согласно исследованию приложения для родительского контроля «Где мои дети», проведенному в мае 2023 года, в среднем они сидят за планшетами или смартфонами около 4,5–5 часов в день. А на улице гуляют, как показало недавнее исследование ЮНЕСКО, проведенное в 29 странах, в среднем 60–165 минут. И это время все строже регламентируется и контролируется взрослыми, в том числе при помощи сервисов родительского контроля. Вспоминая собственное детство, они испытывают страх за детей на улице — и одновременно ждут, что город сам предоставит возможности для безопасной и активной социализации.
Кто и как оценивает городскую инфраструктуру для ребенка сегодня
Чаще всего города оцениваются с точки зрения комфорта для жителя без разделения на взрослых и детей, поэтому выделить степень удобства для ребенка достаточно сложно. А значит, тем, кто планирует городские пространства, больше приходится опираться на эмпирический опыт, чем на цифры и исследования.
Есть несколько индексов, при помощи которых эксперты стараются измерить уровень комфорта для детей в городе. Например, Kids Right Index, основанный на Конвенции ООН, оценивает, как соблюдаются права ребенка на уровне институтов. Он учитывает показатели на уровне стран в пяти областях: качество жизни, уровень медицины, уровень образования, защита детей правоохранительными органами и соблюдение прав ребенка.
В 2023 году десятью самыми благоприятными странами, согласно индексу, считались: Швеция, Финляндия, Исландия, Люксембург, Германия, Греция, Дания, Таиланд, Норвегия и Словения. Странами с самым низким уровнем комфорта для детей стали Чад, Южный Судан и Афганистан. Россия заняла в рейтинге 87-е место из 194, а самое высокое среди стран СНГ у Казахстана — 21. Однако у индекса нет градации по городам, при этом в одной стране уровень комфорта для детей в столице и остальных городах может сильно отличаться.
Есть также Индекс дружелюбности городов для детей, который составляет UNICEF. Он фиксирует качество городского пространства: безбарьерная среда, процент детей, живущих в шаговой доступности от зеленых зон, уровень здравоохранения, участие детей в общественной жизни и принятии решений. Страны разделены по зонам без учета конкретных мест в рейтинге: с дружелюбными к детям городами (США, Канада, страны Европы, Япония), с программами по развитию детских пространств (Норвегия, Казахстан, Турция); с инициативами в начальной стадии (Китай, Индонезия, Филиппины); страны, в которых пока не подсчитали индекс (Россия, Мексика, Австралия).
«Такие индексы и сравнительные рейтинги важны с точки зрения привлечения внимания к теме и ее фиксации в общественной повестке. Но они мало расскажут о качестве и реальном комфорте жизни ребенка в отдельно взятом городе», — объясняет руководитель проектов бюро Atlas Александра Тарханова. По ее словам, важнее обращать внимание на то, применяются ли подходы и теории о детском восприятии при развитии города или района. Например, учитывается ли при установке дорожной навигации, насколько она читабельна и понятна для ребенка до 12 лет и сможет ли он воспользоваться ею, если потерялся в городе.
«Такие инициативы очень трудно измерить, сравнить и перевести в количественные метрики. Но их наличие указывает, что среда действительно работает для детей как для самостоятельных, хотя и маленьких горожан», — считает эксперт.
Какие основные проблемы выделяют эксперты
Оценить уровень комфорта можно в первую очередь по тому, обеспечивает ли город как институт выполнение базовых прав ребенка: на развитие, безопасность, защиту от жестокого обращения, образование, медицину, выражение своего мнения и участие в общественной жизни, считает Александра Бочавер.
«Небезопасность городской среды ведет к тому, что родители стараются как можно позже и реже отпускать детей перемещаться по городу, — говорит эксперт. — Это в целом тренд последних десятилетий — на снижение детской независимой мобильности. Если раньше улица воспринималась как пространство для игр, подработок и в целом времяпрепровождения, то сейчас местом детей для игр, скорее, стал дом — безопасный и контролируемый. Они заимствуют это отношение к городской среде и нередко относятся настороженно к необходимости куда-то добираться самостоятельно».
Сегодня в проектах и планах стараются учитывать потребности детей. Они закладываются на уровне институтов и градостроительной политики: безопасность, образование, здоровье независимо от социального статуса. Так, один из ключевых принципов звучит следующим образом — «проектировать на уровне роста ребенка». Он закреплен, например, в миссии нидерландского некоммерческого фонда The Van Leer Foundation.
Тот же принцип есть в миссии Global Designing Cities Initiative — международной организации, где команда дизайнеров, градостроителей и архитекторов изучает, как городская среда может стать более дружелюбной к детям. Они подсчитали, что средний рост трехлетнего ребенка составляет 95 см, поэтому то, что он видит и ощущает, отличается от того, что ощущает взрослый. Например, дети физически находятся ближе к выхлопным газам транспортных средств, инженерным коммуникациям зданий, мусорным бакам, мощению.
Городское планирование, built environment, затрагивает вопросы муниципального управления. Архитекторы, проектирующие дружелюбный к ребенку город, рассчитывают среднюю скорость передвижения взрослого самостоятельно (80 м в минуту) и с ребенком до пяти лет (20 м в минуту), чтобы строить школы на правильном расстоянии. Включают в план зеленые зоны, потому что даже зрительный контакт детей с растениями стимулирует ряд физических, умственных и эмоциональных реакций, включая снижение агрессии, стресса, стимуляцию творческого мышления и социального взаимодействия.
«Нужно также анализировать и продумывать сценарии нахождения детей в городе. У вас могут быть хорошие физические показатели: безопасные дороги, безбарьерная среда, много озеленения. Но если детям нечем заняться на улице — она не будет для него «комфортной», — комментирует Александра Тарханова. — В идеале грамотно спроектированная улица или сквер должны давать возможности для обучения, социализации и игры ребенка, причем разные для разных возрастов».
Поэтому обеспечить современные детские пространства — еще одна важная задача. Если концепция дружелюбного города для детей начала формироваться только в XXI веке, то детские площадки стали появляться еще 100 лет назад. В этой индустрии тоже есть свои тренды. Александра Тарханова выделяет три наиболее актуальных на сегодня: во-первых, среди девелоперов есть тенденция выносить детские активности в плей-хабы — большие пространства с площадками для разных возрастов, где есть игровые, спортивные и обучающие зоны. А двор остается тихим местом. Так, например, будет сделано в жилом комплексе «Мытищи Парк» рядом с Пироговским лесопарком.
Во-вторых, сегодня принято учитывать разные сценарии взаимодействия со взрослыми при планировании детской площадки. Например, для родителей младенцев важны уединенные места для пеленания и кормления грудью и места для парковки колясок. А для мам и пап детей постарше — места для отдыха рядом с игровыми площадками, с хорошим обзором, защищенные от яркого солнца, ветра и дождя, возможно, даже с зоной для удаленной работы.
Например, датские дизайнеры детских площадок Monstrum считают, что она выполняет свою роль, когда дети не могут понять ее с первого взгляда. Это отражается в дизайне — троянский конь, голова клоуна, подводная лодка. Еще одна «фишка» Monstrum — вписывать площадки в городское пространство, создавая точку притяжения и новую достопримечательность.
В-третьих, постепенно внедряются новые принципы в проектировании, которые ориентированы на максимальную пользу для ребенка: это контролируемый риск, контакт с природой, мультисенсорность и даже учет нейродинамики. Например, некоторые девелоперы при планировании площадок консультируются с неврологическими клиниками, чтобы каждый элемент площадки развивал вестибулярный аппарат ребенка.
«В Англии, Дании и Германии в свое время был настоящий бум на приключенческие площадки, где дети получали доступ к таким материалам, как доски, кирпичи, веревки или покрышки, создавая из них фантазийные пространства, перестраивая их и обживая, создавая свои правила игры в свободном взаимодействии. Большую популярность имеют природные площадки, созданные из дерева, камня, других естественных материалов, — рассказывает Анна Родионова, партнер архитектурного бюро «Дружба». — Когда мы тестировали нашу детскую площадку «Дюны» во дворе ЖК на Малой Ордынке, детский психолог была медиатором свободной игры детей. За два часа безостановочной игры она насчитала 19 различных игровых сценариев».
По словам Родионовой, хорошо, когда места для активной совместной игры чередуются с пространствами для уединения, познания и изучения природы. Так ребенок чувствует, что пространство ему подходит, что оно сомасштабно и логично вплетено в городскую ткань, а не вынесено за забор.
Среди других интересных решений — концепция «секретного города», в разработке которой принимало участие Министерство образования Израиля. Она делает город более увлекательным и интересным для ребенка, без создания специальных игровых зон. Например, можно придумывать интересные визуальные элементы на фасадах зданий, дублировать взрослую навигацию для детей, делать перила ниже, причудливо укладывать дорожную плитку, чтобы ребенок додумывал узор и развивал фантазию. Так дети чувствуют свою включенность в окружающий мир и сопричастность с городом.
Как зарабатывают на «детской экономике»
Помимо детских площадок, безопасности дорожного движения и социальной инфраструктуры, значительную часть жизни маленьких горожан занимают дополнительные кружки и занятия, а также развлекательные центры. Бизнес воспринимает ребенка как полноценную целевую аудиторию и создает для них специальные продукты с учетом самых актуальных трендов: отдельные салоны красоты, тематические парки.
Команда бюро Atlas вместе со студентами Высшей школы урбанистики ВШЭ провела исследование того, как в российских городах развивается детская экономика. Так, ориентированный на ребенка бизнес улучшает экономические показатели: например, пока он проводит время в развлекательном центре, взрослые отправляются за покупками — ТЦ «Галерея» в Новосибирске в дни семейных мероприятий увеличивает товарооборот на 10%. А если в отдаленных от основного потока людей местах появляется детский бизнес как трафикообразующий арендатор, соседние коммерческие помещения становится продавать проще.
Из-за глобального тренда на концепцию 15-минутного города, когда все важные для ежедневной рутины объекты выстроены возле дома, у людей растут требования к коммерческой инфраструктуре в жилых комплексах и районе. И детский бизнес на первых этажах дома, согласно внутренним исследованиям девелоперов, — важный фактор выбора жилья для порядка 50% покупателей.
Можно прогнозировать, что с развитием урбанистики и осознанного подхода к родительству влияние детей на экономику города будет только расти. Некоторые эксперты поняли это уже давно. Например, Urban Land Institute, одна из крупнейших НКО в мире, которая занимается вопросами градостроительства, еще в 2000-х годах разработала вместе с Университетом Беркли игру Urban Plan. Смысл в том, что дети разрабатывают концепцию развития проблемного участка в городе, например заброшенного ЖК или промышленного района, так, чтобы участок стал комфортным для них. Они делают это максимально подробно: с финансовыми расчетами, иллюстрациями, моделями здания из конструктора. НКО проводит такие игры в разных странах мира и в некоторых уже задумались, чтобы ввести такую практику в школьную или университетскую программу.
«Принято говорить, что дети — это наше будущее. И что мы хотим проектировать «города будущего». Но пока мы не так много знаем про то, чем «комфорт» для ребенка в городе отличается от комфорта для взрослого. В целом в градостроительстве все еще мало распространена практика спрашивать у самих детей, что им нужно. А еще нужно учитывать, что каждое поколение детей по-своему взаимодействует с городом, — резюмирует Александра Тарханова. — Сегодняшние дети настолько плотно связаны с цифровыми и виртуальными технологиями, что это неизбежно влияет на их ощущение себя в городе. Они более или менее самостоятельны в своих передвижениях, чем предыдущее поколение? Нужно ли им больше пространств для социализации или для уединения? Понимая эти особенности, мы можем попытаться создать действительно комфортную среду для них сейчас и в будущем».