До 50 000 рублей за билет в Большой: почему театры повысили цены в новом сезоне
О том, что театры переживают бум посещаемости, первыми заговорили осенью 2022 года билетные агрегаторы, сообщив о росте продаж театральных билетов на 40%. Эксперты оценили эту тенденцию как временную. Однако в марте 2023 года «Яндекс Афиша», Ticketland и МТС Live подтвердили: билеты на концерты или спектакли теперь покупают чаще, платят за них дороже. В январе 2024-го театры Москвы и Санкт-Петербурга подняли цены на билеты — это объясняется удорожанием расходов на содержание театров, регулярным выпуском премьер и высоким зрительским спросом.
Тренды прошлого сезона директор Александринского театра Сергей Емельянов (в нынешнем директором стал Александр Малич. — Forbes Life) оценивал как естественную реакцию на внешние обстоятельства: «Все происходит по всем стандартам и канонам экономической теории. Там, где выше спрос, там идет подорожание». Директор московской «Новой оперы» Антон Гетьман объяснял, что такая востребованность обостряет конкурентные отношения в профессиональной среде, заставляет театры давать больше спектаклей, ставить больше премьер, что приводит к удорожанию билетов.
В ситуации, когда стоимость двух билетов сравнялась с ужином на двоих в мишленовском ресторане, по мнению Гетьмана, театры должны показывать спектакли такого художественного уровня, чтобы зрители и в следующий раз, решая, как провести вечер, выбирали их.
Зрительский бум продолжается и в новом сезоне. Как сообщила Forbes Life генеральный директор Kassir.ru Елена Глуховская, популярность театров растет. Если сравнить данные продаж билетов за первое полугодие 2023 года и аналогичный период 2024-го, продажи в категории «театр» выросли на 30%, а средняя стоимость билета — на 6%.
По данным Kassir.ru, самые дорогие драматические театры Москвы сегодня: Мастерская Петра Фоменко (максимальная цена билета на сайте театра — 30 000 рублей), Театр Наций (на сайте — 20 000 рублей, Театр Олега Табакова (на сайте театра 20 000 рублей), театр «Современник» (20 000 рублей на спектакль с участием Марины Нееловой на сайте), Театр на Бронной (16 000 рублей в театре ), МХАТ им. Горького (10 000 рублей на сайте театра). Возникает вопрос: как найти баланс между зрительским интересом и стремлением заработать?
На вопросы Forbes Life о формировании ценовой политики в области билетов представители театров отвечают неохотно. Так, пресс-служба Театра на Бронной, которым руководит режиссер Константин Богомолов, сообщила, что он «вряд ли будет комментировать этот вопрос», а на вопрос, что влияет на повышение стоимости, сообщила, что «цены зависят от общей инфляции, а также от того, что за режиссер ставит спектакль». К тому же, подчеркнула сотрудница пресс-службы: «Если зритель хочет идти на Богомолова, зритель идет».
Цены на билеты на постановки режиссера в Театре на Бронной доходят до 15 000 рублей за место в партере («Дачники на Бали, или «Асса» 30 лет спустя»), а на «Одна и один» с Александром Збруевым — до 16 000 рублей. Для сравнения: в МХТ им. Чехова на спектакль Богомолова на Малой сцене «350 Сентрал-парк Вест» место в партере стоит 5500 рублей.
На избранные спектакли в Мастерской Петра Фоменко (художественный руководитель — Евгений Каменькович) стоимость билетов доходит до 30 000 рублей. Такие суммы готовы платить те, кто хочет увидеть хиты из наследия Петра Фоменко и посмотреть звездных артистов. Например, в спектаклях «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру играла Ирина Горбачева, а в постановке Дмитрия Крымова «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция» блистал Евгений Цыганов (спектакль снят с репертуара распоряжением Департамента культуры правительства Москвы в сентябре 2022 года. — Forbes Life). Сегодня на хитовый спектакль «Я — Сергей Образцов» в Театре кукол им. Образцова, где играет Цыганов, первые четыре ряда партера стабильно продаются по 20 000 рублей. Самый дорогой билет в Театр кукол на другие спектакли не превышает 6000 рублей.
В Театре Наций цены на спектакли с участием народного артиста Евгения Миронова поднялись на 4000–5000 рублей за билет. Теперь первые ряды партера на «Кто боится Вирджинии Вулф?» обойдутся в 20 000 рублей. За 18 000 рублей продаются места в партере на мюзикле «Кабаре» с Александрой Урсуляк. А стоимость самого дешевого билета на последний ряд балкона в Театре Наций выросла с минимальных 300 рублей до 500 рублей.
Отвечая на вопросы Forbes Life, пресс-секретарь Театра Наций ссылается на положение «О порядке формирования цен на театральные билеты», сформированное экс-директором учреждения Марией Ревякиной в 2015 году. В документе говорится, что базовые расценки на спектакли театра «рассчитываются исходя из стоимости билетов за аналогичный период с учетом показателей посещаемости и анализа фактических затрат театра, прогнозной информации о динамике изменения уровня цен, анализа объема спроса на спектакли в Москве». Там же расписана стандартная динамика увеличения базовых расценок: в праздничные дни, в дни премьеры, при повышении зрительского спроса на постановку театр волен повышать стоимость на 30–50%. Отдельно указано, что «расценки утверждаются приказом худрука и/или директора» — иными словами, положение позволяет театру самому регулировать цены на свой репертуар.
Директор Театра им. Вахтангова Кирилл Крок также отмечает, что театр может вести самостоятельную ценовую политику, что прописано в его уставе и федеральном законе о культуре (статья 52 говорит, что цены на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно). Максимальная цена в «Вахтангова» в сентябре — 12 000 рублей на «Войну и мир» Римаса Туминаса, самый популярный спектакль. Как отмечает Кирилл Крок, «12 000 рублей — это только vip-зона партера из всего 40 билетов». Но уже в октябре цены на другой востребованный спектакль, «Генерал и его семья», доходят на сайте до 15 000 рублей. Крок замечает: за эту сумму продаются только 30 билетов на спектакль. «Мы живем в небезвоздушной экономике и не на гособеспечении, — комментирует директор. — Мы ощущаем инфляцию и рост цен, как любой человек. Растет стоимость услуг, расходных материалов, связанных с проведением спектакля, с оплатой персонала, с заказом оборудования, театр Вахтангова позволяет себе поднять цены раз в сезон».
Кирилл Крок отметил, что, поднимая цены, руководство театра не может не задумываться о том, что происходит со зрительской аудиторией. Как писал теоретик театра, профессор кафедры менеджмента сценических искусств ГИТИСа Юрий Орлов, насмотренный театральный зритель — важнейшая составляющая успешного спектакля. Поэтому «нормальной следует считать такую структуру аудитории, в которой подготовленный зритель занимает не менее половины, вторая же половина делится на «совсем новых» и «развивающихся» с некоторым преобладанием последних», выводил формулу спектакля Юрий Орлов. Именно эту пропорцию разрушает резкий рост цен.
«Чем выше стоимость билетов, тем заметнее меняется аудитория, уходит театральный зритель, — говорит директор Театра им. Вахтангова. — Поэтому мы, наверное, единственный московский театр, который не переходит рубеж цен в 15 000– 25 000 рублей. Мы стараемся сохранять возможность для всех: например, на «Войну и мир» можно купить билет и за 400 рублей. Другое дело, что это не будет зона А-партера».
Об этом же не раз говорил заведующий кафедрой менеджмента и экономики исполнительских искусств Школы-студии МХАТ, экс-директор Большого театра Владимир Урин: «Всякий раз с повышением цен на билеты меняется структура зрительного зала: насмотренных зрителей-театралов становится меньше, а более обеспеченных зрителей-неофитов больше. То есть коренным образом меняется культурная среда».
На момент публикации материала Большой театр не предоставил ответов на вопросы, как формируется ценовая политика на билеты и как повышение отразится на зрительской аудитории. Однако пресс-служба Большого сообщила Forbes Life, что на четырех площадках, включая Историческую, Новую сцену, Бетховенский зал и Камерную сцену им. Покровского, театр «предлагает зрителям широкий выбор спектаклей и концертов разнообразной ценовой категории». В комментарии пресс-службы подчеркивается, что стоимость билетов на концерты в Бетховенском зале начинается от 500 рублей, на Новой сцене — от 200 рублей, а в театре им. Бориса Покровского не превышает 4000 рублей.
«Большой театр России уделяет особое внимание ценам на билеты, распространяемым среди зрителей отдельных социальных групп, — говорится в письме пресс-службы. — Таких, как молодежь в возрасте 14–22 лет и неработающих граждан в возрасте 60 лет и старше. Для данной категории граждан предусмотрены билеты по льготным тарифам. Также правилами продажи билетов предусмотрены льготы для ветеранов и инвалидов боевых действий, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны».
О том, как Большой театр, повысивший цены на билеты в новом сезоне до 50 000 рублей за место в партере Исторической сцены, намерен сохранять своего зрителя, Forbes Life выяснить не удалось. Источники издания в театре говорят, что стоимость билетов выросла в связи с недовольством доходами нового директора Валерия Гергиева (он назначен директором 1 декабря 2023 года распоряжением председателя правительства Михаила Мишустина. — Forbes Life). С приходом Валерия Гергиева в Большой театр это уже третье по счету повышение цен на билеты.