К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Звездный состав, восточные сказки и классика: премьеры нового театрального сезона

Сцена из спектакля «Усадьба Ланиных», РАМТ
Сцена из спектакля «Усадьба Ланиных», РАМТ
Этой осенью драматические театры массово открывают новый сезон премьерами. В числе новых спектаклей ведущих театров Москвы и Санкт-Петербурга — элегическая драма, китайская трагедия и мировая литературная классика. Везде заявлены звездные составы и постановщики
«Мать. Горькая пьеса», Александринский театр (Санкт-Петербург), 30 августа
Константин Богомолов ·Валерий Шарифулин·ТАСС

«Мать. Горькая пьеса», Александринский театр (Санкт-Петербург), 30 августа

Константин Богомолов дебютирует в Национальном театре России. За основу сценической версии взят хрестоматийный роман Максима Горького «Мать», написанный в период первой русской революции на основе реальных событий. Прототипом молодого революционера Павла Власова был слесарь Сормовского завода Петр Заломов, организовавший в 1902 году одну из первых первомайских демонстраций в России. Наверняка Богомолов отталкивается от горьковского революционного талмуда, чтобы порассуждать на злободневные социальные темы, например о неизбывном конфликте консерваторов и либералов. В работе над спектаклем участвует постоянный соавтор режиссера художник Лариса Ломакина.

 «Самоубийца», МХТ им. Чехова, 3 сентября
Александра Торгушникова

 «Самоубийца», МХТ им. Чехова, 3 сентября

Режиссер-интеллектуал Николай Рощин возвращается в Москву. Он только что окончил свой петербургский период (с сентября 2016 года по июнь 2023 года Рощин был главным режиссером, а затем режиссером Александринского театра) и начинает с премьеры в Московском художественном театре. От его «Самоубийцы» стоит ждать серьезного злободневного высказывания.

С основателем Художественного театра драматурга Николая Эрдмана связывало личное знакомство: в 1931 году он читал Станиславскому новую пьесу с невеселым названием, а Константин Сергеевич, по свидетельствам очевидцев, хохотал до слез и даже просил разрешения на постановку напрямую у Сталина. Но черная комедия, хлестко высмеивавшая маленького человека в его неравной борьбе с тоталитарным обществом, так и не увидела сцены.

Эрдман (широко известный как автор сценариев к знаменитым фильмам «Веселые ребята» и «Волга-Волга») — блестящий  подцензурный комедиограф своего времени. Пример тому — его пьесы «Самоубийца» и «Мандат», которые идут в СТИ в постановке Сергея Женовача. Однако при всей кажущейся «простоте» анекдотических сюжетов постановочная судьба у Эрдмана не блестящая. То ли мало кому по зубам текст, то ли время для его пьес нужно особенное. Тем интереснее новая попытка.

Режиссер Рощин пригласил на главную роль Семена Подсекальникова своего коллегу, однокурсника, артиста и музыканта Ивана Волкова. Также в спектакле заняты Игорь Золотовицкий, Александр Семчев, Янина Колесниченко, Павел Ващилин.

«Как Фауст ослеп», «Сатирикон», 6 сентября
Сатирикон

«Как Фауст ослеп», «Сатирикон», 6 сентября

Новый сезон труппа Константина Райкина начинает с поэмы Гете. В сценической редакции театра сюжет о Фаусте превращается в историю доктора, по призванию спасающего других людей. Главному герою предстоит своеобразная операция над человеческой душой. В премьере заняты Денис Суханов, Владимир Большов, Артем Осипов, Лика Нифонтова, Полина Райкина.

В этом сезоне «Сатирикон» отметит 85-летие театра, юбилей отпразднуют в октябре большим праздничным проектом. Пока же театр продолжает выступать не в родном здании (закрыто на бессрочную реконструкцию), а на временной площадке во Дворце на Яузе.

 «Я не убивала своего мужа», Театр Наций, 10 сентября
Пресс-служба Театра Наций

 «Я не убивала своего мужа», Театр Наций, 10 сентября

Камерный спектакль поставлен по сатирическому роману современного китайского писателя Лю Чжэньюня под исходным названием «Я не Пань Цзиньлянь». Уже второй сезон афиша Театра Наций пополняется китайскими литературными новинками, причем на постановку принципиально приглашаются и режиссеры из Китая, чтобы форма по-настоящему соответствовала содержанию.

Пань Цзиньлянь — литературный образ, один из популярных в Китае женских архетипов, символ прелюбодеяния, хитрости и злодейства. В романе героиня решается на фиктивный развод в надежде обойти закон об ограничении рождаемости. Но после развода ее бывший муж внезапно женится на другой женщине, попутно обвинив прежнюю жену в неверности. Главный дуэт сыграют Мария Смольникова (звезда лаборатории Дмитрия Крымова) и Сэсэг Хапсасова (звезда лаборатории Владимира Панкова SoundDrama).

 «Багдадский вор, или Черная магия», Театр им. Маяковского, 20 сентября
Ольга Стрелец

 «Багдадский вор, или Черная магия», Театр им. Маяковского, 20 сентября

Новый художественный руководитель театра Маяковского Егор Перегудов (назначен Департаментом культуры Москвы 13 мая 2022 года после того, как 25 февраля 2022 года ушел прежний худрук театра режиссер Миндаугас Карбаускис. — Forbes Life) делает ставку на молодежную программу. В текущем репертуаре прежде не было постановки большой формы для семьи и детей всех возрастов. Эту ситуацию призвана исправить рок-версия восточной сказки.

Академический драматический театр впервые попробует создать мультижанровую историю: кроме живой музыки в исполнении инструментального ансамбля, вокала и танцев, в ткань спектакля войдут и куклы, и мультипликация, и сценические трюки. Также обещают бассейн драгоценностей и восточные сладости.

Музыка Давида Тухманова и стихи Юрия Энтина, автора песен всего советского детства (от «Бременских музыкантов» и «Летучего корабля» до «Гостьи из будущего») — залог успеха театра. Роль «рассказчика волшебных историй» исполнит мастер художественного слова народный артист Игорь Костолевский.

 «Усадьба Ланиных», РАМТ, 20 сентября
РАМТ

«Усадьба Ланиных», РАМТ, 20 сентября

Алексей Бородин возвращает в круг театрального внимания Бориса Зайцева, писателя русского зарубежья. В 1920-х Зайцев вместе с семьей уехал в Берлин, как оказалось, навсегда. «Усадьба Ланиных» — самая известная его пьеса. 110 лет назад ее напечатали в толстом журнале, прочли студийцы Евгения Вахтангова и взялись ставить. Но спектакль  провалился — бесконечные диалоги героев порождали кажущееся отсутствие динамики. Зайцевскую драму затмили чеховские «Чайка» и «Вишневый сад». У обоих авторов действие происходит в дворянской усадьбе, где за одним столом собираются разные поколения успешных и устроенных, на первый взгляд, людей.

Важное преимущество театра Алексея Бородина — в слаженном актерском ансамбле, когда множество импрессионистических лейтмотивов складывается во внятную и важную тему. Такими были его постановки по Стоппарду, «Берег утопии» и «Леопольдштадт», и «Нюрнберг» по Эбби Манну. «Усадьба Ланиных» не столько оммаж Серебряному веку, сколько актуальный разговор об отдельно взятой человеческой жизни на фоне большой истории.

«Утиная охота», Театр им. Вахтангова, 27 сентября
Артем Геодакян·ТАСС

«Утиная охота», Театр им. Вахтангова, 27 сентября

Премьера режиссера-дебютанта Аскара Галимова, недавнего выпускника мастерской Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича в ГИТИСе. Это уже знак качества и признак оригинального режиссерского мышления. Еще на дипломном курсе Галимов обратил на себя внимание «сказочным роуд-муви» «Поле» по пьесе уральца Олега Богаева (спектакль продолжит жизнь в новом сезоне в рамках независимого проекта «Ой театр»).

Теперь Галимов обращается к сибиряку Александру Вампилову. Интересно, как главную драму эпохи застоя сегодня видит человек другого поколения. Возможно, тема энтропии и бесплодной рефлексии станет ключевой для Галимова. В роли Зилова — Максим Севриновский, артист с особым амплуа романтика, звезда спектаклей «Сирано» в театре «Около дома Станиславского» и «Генерал и его семья» на Новой сцене театра Вахтангова.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+