«Покажи мне Луну»: фильм о полете на луну со Скарлетт Йоханссон и Ченнингом Татумом
12 апреля 1961 года стал знаковым днем в истории мира — именно тогда покинувший земное притяжение Юрий Гагарин отправился в космос, доказав, что небо не предел. Спустя семь лет соревнующиеся с Союзом в космической гонке американцы готовят ответ — намереваются достичь Луны. Но пока многолетняя подготовка оборачивается чередой провалов: сбоит и техника, и человек.
Тренирующиеся космонавты погибают, так и не достигнув спутника Земли, а технологии не дотягивают до нужного уровня. Чтобы поднять собственный рейтинг в глазах общественности и боевой дух астронавтов, НАСА (Национальное управление по аэронавтике США) нанимает умелую пиарщицу Келли Джонс (Скарлетт Йоханссон). В делах маркетинга она профи, а для достижения нужной цели готова нарушать любые правила (и даже самую малость закон).
Но на новом месте ее пыл сразу хотят поубавить двое мужчин: возглавляющий миссию «Апполон-11» Коул Дэвис (Ченнинг Татум) и агент американских спецслужб Мо Беркус (Вуди Харрельсон). Герои одинаково мрачны и скрытны, но по разным причинам. Коул устал терять космонавтов на пути к реализации лунной программы и мечтает сделать так, чтобы достичь другой планеты удалось не ценой еще одной смерти.
Бо, скорее карикатурен, чем страшен, присоединился к Дэвису и Джонс совсем с другой целью — подстраховаться и параллельно с реальной подготовкой «Апполон-11» создать мистификацию о том, как астронавты якобы отправляются на Луну. Дело в том, что политики и спецслужбы не верят в успех и опасаются очередного провала и насмешек со стороны Советов. Чтобы этого избежать, в кинопавильоне они отстраивают точную копию лунной поверхности с космическим кораблем и актерами, отыгрывающими роли астронавтов. За точность подлога отвечает Келли и приглашенный ею голливудский режиссер Ланс Веспертин (Джим Раш из «Сообщества»). Одновременно между ней и Коулом зарождаются чувства, которые, конечно же, все осложняют.
«Покажи мне Луну» отчасти и сам напоминает маркетинговый проект, смахивающий космическую пыль с репутации НАСА. Картина заигрывает с популярной теорией о том, что вся лунная программа США — фейк, а снимал процесс высадки человека на Луну едва ли не Стэнли Кубрик. И сколько бы ни выходило документальных проектов, журналистских расследований и просто отчетов ученых, доказывающих обратное, на каждый аргумент сторонники идеи подлога найдут контраргумент, настаивая, что всех нас ловко обманули.
Картина режиссера Грега Берланти предлагает собственную версию событий: фейковые сцены высадки на Луну действительно снимались — но только на случай, если что-то пойдет не так, а миру нужно будет предоставить доказательство обратного. При этом Берланти и авторов сценария порой гораздо больше интересует не космическая конспирология, а история любви героев Йоханссон и Татума. Что не удивительно для режиссера, который до этого снимал почти сплошь романтические сюжеты.
Так было с тин-мелодрамой «С любовью, Саймон», с ромкомом про героев постарше «Жизнь, как она есть» и с его дебютом «Клуб разбитых сердец: Романтическая комедия». Но одновременно в фильмографии Берланти есть и сериал «Политиканы» с Сигурни Уивер в роли бывшей жены президента США, запустившей собственную политическую карьеру.
Этим любовным флером и тревожащей атмосферой политической конкуренции пропитан и новый проект режиссера. В тех моментах, когда лента отвлекается от любовной линии, проект откровенно пародирует «Плутовство» Барри Левинсона — великую историю о том, как власти США наняли опытных медийщиков, чтобы те отвлекли внимание общественности от нарастающего сексуального скандала с участием главы государства. В том фильме они — ни много ни мало — инсценировали вымышленную войну. Герои Роберта Де Ниро и Дастина Хоффмана ловко манипулировали медийным пространством, отвлекая аудиторию от разговоров о том, с кем же еще спит президент, помимо первой леди.
В «Покажи мне Луну» герой Джима Раша — манерный голливудский режиссер Ланс Веспертин — очевидно списан с персонажа Хоффмана. Он вечно раздражен, фонтанирует невероятными идеями и, по заветам Шекспира, представляет мир как одну большую сцену. А значит, любой обман, даже государственного масштаба, не преступная мистификация, а представление каких не бывало. Ему под стать и Келли Джонс — девушка непростой судьбы и богатого опыта. Годами она умело обманывала людей и манипулировала ими, что особенно помогало ей в сфере рекламы.
Но новый профессиональный вызов поднял ставки — и не только карьерные, но и личные. Если обмануть нацию она готова, даже бровью не поведя, то врать Коулу ей с каждым днем все сложнее. Так в политический сюжет пробивается линия с героями, чьи космические чувства пошли вразрез с земным долгом.
И если вся медийная часть сюжета выглядит забавно и умело обыгрывается насыщенным и стильным видеорядом, то поверить в искренность чувств героев до последнего сложно. Между Йоханссон и Татумом практически нет экранной химии. Этому в первую очередь мешает однобокость и сдержанность Коула: герой вечно хмурится, смотрит косо и изъясняется односложными предложениями. С активной героиней Йоханссон, которая постоянно движется и щебечет без умолку, они будто из разных вселенных.
Поэтому лучше сосредоточиться на том, как «Покажи мне Луну» стилизует картинку и выигрывает в комедийном сюжете. Разговор о покорении Луны постоянно уходит в анекдотичную плоскость и даже развязка оборачивается веселым фарсом. Получилось уютное и приятное, как ретрокафе, кино, за просмотром которого можно провести два часа, зная, что в финале всех героев ждет успех. Герой Коула как последний романтик подарит любимой настоящую Луну, а вся остальная суета вокруг — не более чем космический мусор.