К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Исследование: сотрудники, которые два дня в неделю работают из дома, реже увольняются

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Опубликованные в ведущем научном журнале Nature результаты рандомизированного контролируемого исследования показали, что два дня работы из дома повышают уровень удовлетворенности профессией и замедляют текучку кадров по сравнению с тем, когда работники ходят в офис пять дней в неделю. Forbes USA рассказывает подробности

Непрекращающиеся споры о том, страдают ли производительность и эффективность сотрудника из-за дистанционной работы, достигли пика престижности и в академических кругах, ведь теперь исследование на эту тему обнародовал научный журнал Nature.

Руководители, которым очень хочется вернуть подчиненных в офис, зачастую полагают, что удаленный режим приводит к снижению производительности и подрывает основы корпоративной культуры. Но опубликованная в недавнем выпуске издания научная работа, которую вместе с соавторами написал экономист Стэнфордского университета Николас Блум, приводит новые доказательства в пользу гибридного графика.

Так, рандомизированное контролируемое исследование среди сотрудников китайской IT-компании показало, что благодаря двум дням работы из дома и трем дням в офисе сокращается число добровольных увольнений, повышается уровень удовлетворенности профессией, а производительность труда по сравнению с теми, кто находится в офисе на постоянной основе, не меняется.

 

«Про журнал Nature слышал каждый», ― отмечает Блум. По его мнению, когда речь идет о гибких рабочих договоренностях с руководством, стремящимся вернуть подчиненных полностью в офис, «масштабное, рандомизированное контролируемое исследование они тоже смогут игнорировать, но теперь делать это куда сложнее».

В рамках исследования ученые случайным образом поделили 1612 сотрудников крупного международного туроператора Trip.com ― по четным и нечетным датам рождения. Одна группа могла работать из дома по средам и пятницам, другая же ходила в офис все пять дней.

 

Выяснилось, что у работающих по гибридному графику текучка кадров за шестимесячный период эксперимента сократилась на треть, причем сильнее всего это проявилось среди неуправленческого персонала, женщин и тех, кому дольше добираться на работу. Помимо всего прочего, повысился коэффициент удовлетворенности сотрудников. У гибридной группы также не было зафиксировано существенной разницы с точки зрения производительности и частоты повышений по службе (в течение двух лет с начала эксперимента), а еще не было значительной разницы в качестве программного кода, который разработчики ПО из обеих групп отдавали на проверку.

Как говорит Блум, данный метод исследования ― эксперимент в реальной жизни с разделением сотрудников на две группы только по дате рождения, ― подтолкнул ученых к выводу, что улучшение показателей по удержанию кадров и повышению их удовлетворенности работодателем обусловлено именно гибридным графиком, а не простым совпадением с какими-то другими факторами. «Во многих исследованиях это не учитывается, ― добавляет он. ― Но между родившимися в четные и нечетные даты нет никакой разницы».

Тех, кто занят удаленно на постоянной основе или имеет возможность выбирать место и время работы по собственному усмотрению, исследователи во внимание не брали, пусть для многих подобный режим и остается ключевым приоритетом. Скорее всего, споры на эту тему не утихнут, однако новый эксперимент приводит дополнительные доказательства в пользу того, чтобы разрешать сотрудникам работать из дома хотя бы часть времени, а не требовать ежедневного присутствия в офисе.

 

В статье Блум и его соавторы отмечают важную деталь: у некоторых может сложиться впечатление, будто замедление текучки в гибридной группе можно списать на то, что во время эксперимента группа испытуемых, находящихся в офисе постоянно, раздражалась из-за того, что у них нет гибкого графика. Но, как пишут авторы статьи, этот коэффициент был немного снижен еще до окончания шестимесячного периода эксперимента и среди тех, кто ходил пять дней в неделю, то есть кто-то мог «догадаться (вполне справедливо), что по завершении эксперимента нововведение распространится на всех сотрудников».

Еще одним важным результатом стало то, что в ходе исследования отношение к гибридному графику поменял менеджмент компании. Перед стартом проекта они считали, что такой режим работы снизит производительность на 2,6%. К концу же эксперимента они заявили, что гибкие рамки могут повысить показатели на 1%. «Экспериментировать полезно», уверены организаторы исследования.

Свежая научная работа опубликована на фоне споров о том, как дистанционная занятость сказывается на корпоративной культуре, производительности сотрудников, и о потенциальных недостатках инноваций и удаленных рабочих процессов. Блум изучает дистанционный режим несколько десятков лет и в прошлом году спровоцировал в научных кругах горячую дискуссию. В промежуточном отчете по проведенным профильным исследованиям экономист указал данные одного эксперимента, согласно результатам которого производительность сотрудников, работающих полностью в удаленном режиме, в среднем чуть ниже остальных. Но тогда же эксперт дал Forbes пояснения: собранные сведения также показывают, что, когда рабочий график грамотно регулируется и становится гибридным хотя бы частично, эффект получается нейтральным либо чуть более положительным.

В предыдущей статье Блума объектом исследования была все та же компания Trip.com (один из соавторов работы — Джеймс Лян, бывший студент ученого и соучредитель фирмы). В ходе эксперимента выяснилось, что у дистанционных сотрудников кол-центра, посещавших офис всего один день в неделю, производительность увеличилась на 13%, а текучка кадров замедлилась вдвое.

Telegram-канал Forbes Life
Официальный телеграм-аккаунт Forbes Life Russia
Подписаться

В новом исследовании приняли участи сотрудники из маркетинга, разработки ПО, финансов и бухгалтерского учета ― все с целью понять, можно ли более ранние эксперименты с участием менее высокооплачиваемого персонала, выполняющего рутинные задачи с четкими показателями, экстраполировать на рынок трудоустройства в целом. «Это креативные кадры, они занимаются высококвалифицированным трудом, внедряют инновации, создают свежие решения и обучают других», ― говорит Блум об участниках текущего исследования.

 

По словам специалиста, в рамках эксперимента руководство Trip.com искало способы сокращения расходов, так как каждое увольнение сотрудника обходится компании в $20 000, идущие на отбор и обучение замены. В результате исследования предприятие решило расширить политику гибридного режима работы на весь свой штат.

«В работе из дома есть и плюсы, и минусы, но, оказывается, что в гибридном режиме они друг друга нейтрализуют, ― уточняет Блум. ― Сотрудники были намного довольнее, если могли работать из дома два дня в неделю, и, как следствие, частота увольнений по собственной инициативе снизилась на треть... Компания посмотрела на это и сказала: «Что же здесь плохого?»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+