К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

В поиске новых смыслов: почему на фоне мирового кризиса философия становится «модной»

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Кризисы и неопределенность часто заставляют нас пересматривать свои ценности, убеждения и жизненные устремления. Но куда идти в поисках новых смыслов и ориентиров? Если раньше подобную функцию выполняла преимущественно религия, то сегодня выбор кажется гораздо больше. Свои варианты смысловых трансформаций предлагают бизнес-школы, коучи и психологи. Философ Павел Деменчук и исследователь Максим Карпов в своей колонке для Forbes Life рассказывают, почему следующим большим трендом будет практическая философия и как философы могут предложить более глубокое понимание себя и мира

Если еще несколько лет назад можно было попросить аудиторию большого зала поднять руки тех, кто посещает психологов, то таких рук было 4-5 на несколько сотен человек. Сегодня социальные сети и медиа показывают, что мы находимся на пике интереса к психологии. Для философов это означает, что нужно приготовиться: очередь за нами. 

Бизнес-курсы, коучи и психологи предлагают хорошие работающие тактические инструменты. Как правило, они помогают решить проблему здесь и сейчас либо нивелировать ее значение. А чтобы получить большую устойчивость в долгосрочной перспективе, выработать собственную жизненную стратегию, нужно идти в философию. Это как при заболеваниях можно долго и упорно жевать ивовую кору, которая содержит салициловую кислоту, снижающую жар и уменьшающую боль, или же съесть одну таблетку аспирина с качественно иной концентрацией действующего вещества.

Возможно, первыми, кто дойдет до философов, будут предприниматели.

 

Философия для жизни

Самый частый запрос у управленцев сегодня связан с этическим выбором. У предпринимателей нет руководителя и утвержденной должностной инструкции, а принимать самостоятельные решения с большой этической составляющей приходится часто: например, решать, что допустимо или недопустимо в отношении партнеров, сотрудников и клиентов. А если у вас нет сформированной матрицы этических принципов, то каждый выбор вы будете «собирать» заново, как уникальный прецедент, тратя на это силы и эмоции. Предсказуемый результат подобной работы — выгорание. 

Философия открывает путь к собственной этической системе, в рамках которой каждый новый случай решается с позиции уже сформированных принципов, позволяя экономить время и эмоциональные переживания. Устойчивая этическая система — залог большей личностной устойчивости предпринимателя, а значит, и его бизнеса. 

 

Как утверждал французский философ прошлого века Ги Дебор, мы живем сегодня в «обществе спектакля» и значительную часть нашей жизни «проживаем» в качестве зрителя, перед которым несется поток информации, событий, впечатлений и соцсетей. Поток этих иллюзий не останавливается, остановиться можем только мы. Для этого, как правило, должно произойти что-то существенное. Поэтому люди очень часто обращаются к психологам и в целом к теме саморазвития в моменты личностного кризиса, связанные с жизненными трагедиями, индивидуальными психологическими проблемами или глобальными катаклизмами общества. 

В нашем стремительном мире философию можно сравнить с ручным тормозом, резкой остановкой в скоростном потоке информации и жизни, где на каждое сообщение или мысль отводится не более минуты. И когда человек действительно останавливается в этом потоке, то, как правило, результат ошарашивает. Мы задаем себе вопрос, кто мы, чего мы хотим и как этого добиться.

В такой момент люди впервые за очень долгое время имеют возможность поговорить о вещах, которые находятся за пределами их практики: есть ли Бог, что такое душа, существует ли она или нет. И чаще всего переход на подобный метафизический уровень для многих становится вау-эффектом, потому что открывается еще один уровень мышления. Правда, чтобы начать говорить о таких вещах, нужна особая аудитория. Как делился недавно топ-менеджер крупного ретейлера, «я очень хочу поговорить о философии, но, если я начну говорить со своими сотрудниками, они либо посчитают, что я сошел с ума, либо воспримут это как чудачество». 

 

Как выглядит погружение в философию

Когда философ работает с аудиторией управленцев и предпринимателей, как правило, чтобы заинтересовать человека, у него есть час-полтора, поэтому можно начать с базового и одновременно открывающего двери в нечто большее. 

Первый возможный вопрос: что есть благо для вас как некая высшая цель. Второй вопрос — что является причиной мира. Это Бог, большой взрыв, эволюция, случайность — все что угодно. И самое интересное происходит уже после второго ответа — когда приходит время разобрать вместе с отвечающим, как связаны эти два вопроса и ответа. 

Не дав ответ на один из них, мы не сможем получить ответ на второй. И после второго ответа первый ответ начинает уточняться: если для тебя причина мира — Бог, то и понятие блага должно иметь определенные коннотации и смыслы, если ты считаешь, что этот мир — случайность, есть только материя, нет никакой души, тогда будет странно, чтобы в благо ты записал что-то, что относилось к миру духовному. 

Это первый шаг, когда мы понимаем, что для нас благо и где начало мира. Дальше можно взять Канта и спросить: что я могу знать, что я должен делать, на что я смею надеяться? Какого прогресса я рассчитываю достигнуть? С каким результатом я планирую покинуть этот мир? Стать самым богатым покойником на кладбище, если я атеист, или совершить много добрых дел, если я верю в Бога? 

Простой пример, как философский вопрос открывает перед нами целую палитру смыслов и возможных стратегий разума. Это же мы видим в приемах великих философов античности — у Сократа, Платона и Аристотеля.

 

Дальше все многочисленные ответы, которые участники этого философского сообщества дают за недели и месяцы таких диалогов, выстраиваются в собственную метафизику, на которую опирается этическая система. Да, средний предприниматель вряд ли станет профессиональным глубоким философом и совершит революцию в философии как науке, но он точно приобретет новые точки опоры в своей личной жизни и профессиональной сфере. 

Как правило, предприниматели, достигшие многого, мастера упорядочивания неопределенности. Но все имеют свою цену. В погоне за совершенствованием этого навыка они часто теряют возможность увидеть проблему под разными углами и сначала получить удовольствие от красоты этого мира и его сложности, а потом, через эту сложность, прийти к иному пониманию себя, своего места в этом мире. Философия же — это навык «периферического зрения», умение дополнить свой мир новым восприятием.

Если обращаться к Сократу, то результатом участия в философских сообществах должно быть ощущение «я знаю, что ничего не знаю». Но при этом не стоит забывать продолжение этой фразы: «...но остальные не знают и этого». 

Академия Платона как прародитель философских школ

Рассматривая современные философские сообщества, стоит упомянуть их прародителя — Академию Платона, которая появилась около 387 года до н. э. Она просуществовала в различных интерпретациях вплоть до 529 года н. э., когда византийский император Юстиниан закрыл ее по религиозным причинам. Таким образом, идея академии просуществовала почти тысячу лет. Она переживала кризисы, возрождалась, переезжала и корректировала свои программы под влиянием философов, ее возглавлявших.

 

Про внутреннее устройство платоновской академии нам известно достаточно мало, многое остается загадкой. Вероятно, ее участниками были преимущественно представители высшего сословия афинского общества. При этом, учитывая передовые взгляды Платона на роль женщин, в том числе признание за ними права быть воинами и философами, есть основания полагать, что они тоже были в числе участников сообщества.

Пребывание в этой академии не было «регламентировано» какими-то привычными для нас учебными планами, также отсутствовало привычное нам разделение на формальные роли «ученики» и «учитель». Скорее можно предполагать, что это было пространство постоянного диалога и трансфера идей. Участники академии слушали лекции старших товарищей, обсуждали поставленные проблемы и искали ответы. Это было пространство равного общения как в процессе обучения, так и в совместном досуге. Важную роль играл диалог, а не догматы.

Важным аспектом было разнообразие состава академии, в котором были представлены политики, философы, математики, которым одинаково было интересно обсудить философские понятия и мыслить вместе. Эта разность полюсов давала трансфер идей и проповедовала всеобщую связность. 

Подобное кросс-опыление работает не только когда философы знакомят аудиторию с основой философии, но и в обратную сторону. Не так давно мы провели эксперимент в своем круге знакомых философов: задача была прочитать и обсудить бизнес-литературу, это была книга по управлению рисками. И когда человек, который всю жизнь занимался гуманитарными науками, одолевает подобную книгу, он обычно говорит, что «это же то же самое, о чем говорили древние мыслители». 

 

Фило-кафе и кабинет философа

В России философы пока что преимущественно консервативное академическое сообщество, «вещь в себе». Во многом это наследие нашей образовательной системы. Обучение на философском факультете было престижным во времена Советского Союза, студенты-философы получали повышенную стипендию и имели почти гарантированное трудоустройство, но было существенное но: обременение в виде официальной идеологии. Марксизм был более чем одной из философий, он был взглядом на строительство государства, Вселенной и человека в ней. 

Российское академическое общество философов ушло от однополярного взгляда на мир, но предпочитает оставаться в классическом поле и не сильно выходить во внешний мир: «я преподаватель в университете, читаю лекции, пишу статьи для научных изданий, и эта ситуация меня вполне устраивает».

Западная школа философии оказалась более прикладной и утилитарной, и направление «философия для жизни» не является чем-то постыдным. В Европе и США развито такое понятие, как «философское консультирование», есть профессиональные ассоциации, которые подразумевают сертифицирование участников. В Германии и Франции работают фило-кафе (café-philo), где проходят регулярные встречи под руководством модераторов-философов, есть отдельные «философские кабинеты», куда ты можешь ходить поговорить о жизни, как мы сегодня ходим к психологам.

Возможно, все это может успешно взрасти и на российской почве, тем более что нашей культуре, согласно профессору бизнес-школы INSEAD и автору исследования «Карта культурных различий» Эрин Мейер, свойственно начинать любой проект с ответа на вопрос «зачем», а потом уже переходить к практической реализации. И именно практическая философия может возвести нам необходимый фундамент.

 

Сегодня в России есть несколько философских сообществ, пока что ни одно из них еще не существует достаточно долго, чтобы стать действительно устойчивыми и быть способным предложить обществу сложившуюся культуру и фокус философских исканий вне исключительно академической среды. 

Но первые ласточки меняющегося тренда уже есть — уже год работает философский клуб под эгидой крупного бизнес-сообщества для предпринимателей в Москве, на медийном небосклоне появляются философы, которые не боятся публичности и тем самым вызывают недоумение академического круга. Философия имеет все шансы стать темой для публичных дискуссий, потому как разговор про абстрактные понятия может быть как никогда актуален в эпоху быстрых перемен.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+