Правда о хоббитах, гормон «покоя и воли» и лифт для бактерий: новости науки

Стоунхендж (Фото Zuma / TASS)
Где прячутся марсианские океаны, откуда взялся главный камень Стоунхенджа и как Земля распространяет жизнь по Галактике, — в своей постоянной рубрике для Forbes Life рассказывает научный журналист Андрей Константинов

Серотонин: гормон «все не так уж плохо»

За нейромедиатором серотонином в популярной литературе давно закрепилось звание одного из четырех главных «гормонов счастья» (вместе с дофамином, окситоцином и эндорфинами).

Но авторы нового исследования, уточняющего влияние серотонина на поведение и психику, предлагают провести его ребрендинг — из «гормона счастья» в гормон «все не так уж плохо».

Испытуемые, которым давали вещество, повышающее выброс серотонина в мозге, выполняли задания вместе с испытуемыми контрольной группы, получившими плацебо. Оказалось, что повышение уровня серотонина не меняло реакции на приятные стимулы и позитивные события, зато помогало людям лучше контролировать поведение в неприятных ситуациях. Испытуемые с повышенным уровнем серотонина легче реагировали на неудачи, такие как проигрыш денег, но их реакция на выигрыш не менялась.

По мнению исследователей, эти результаты показывают, что серотонин не для счастья создан, а помогает человеку справляться со стрессом и негативом, выполнять требующие усилия когнитивные процессы, притормаживать недовольство, раздражение и прочие нежелательные спонтанные реакции, возникающие в трудных ситуациях.

Видимо, и его антидепрессивный эффект заключается в том, что серотонин снижает чувствительность к отрицательным ощущениям и притормаживает отрицательные эмоции (большинство антидепрессантов  — ингибиторы обратного захвата серотонина, то есть вещества, повышающие его уровень в мозге).

Похоже, нет на свете серотонинового счастья, а есть покой и воля: спокойное и сконцентрированное состояние ясного ума, готового к работе. Впрочем, не это ли один из главных видов счастья?

Настоящая история хоббитов

Новое исследование окаменелых костей «хоббитов» с острова Флорес не принесло откровений, но подтвердило основные положения современного «научного предания» о маленьких человечках, найденных там в 2003 году. Вот что мы о них знаем:

1.  Взрослые Homo floresiensis правда были сказочно маленькими, ростом в один метр.

2. Где хоббиты, там и драконы, —  на острове жили комодские драконы, и для бедных хоббитов они были именно огромными драконами. Кости драконов найдены вместе с массой костей других животных в пещере, где обитали всеядные хоббиты. Некоторые считают, что они умели объединяться для охоты на дракона.

3. У хоббитов был совсем маленький мозг, как у шимпанзе или австралопитеков. Орудия тоже самые примитивные  —  типичная олдувайская культура, самая древняя из человеческих, которая не менялась миллион лет, — они просто кололи гальку, помещали круглый конец в ладонь, а острым орудовали.

Скелет взрослого Homo floresiensis (Фото Australian Museum)

4. Около 700 000 лет назад они уже жили на Флоресе — и уже были маленького роста. Судя по анатомическим данным, вероятней всего они произошли от эректусов с Явы  — восточной группы людей прямоходящих, которые первыми заселили Евразию.  С Явы на Флорес они переселились около 1 млн лет назад  — Ява была частью материка, а как они приплыли на Флорес  — загадка.  На острове яванские эректусы быстро измельчали. Вообще островная карликовость  — это типичный путь развития для островных существ: ресурсов не хватает, а хищников мало.

5. Последним найденным останкам хоббита 60 000 лет, то есть маленькие человечки жили на своем острове с драконами миллион лет, примерно до прихода сапиенсов. А потом про них остались только легенды.

Подземные «океаны» Марса

Оказывается, марсианские океаны не испарились и не замерзли, их воды существуют и ныне  — под землей.

Подземные хранилища жидкой воды оказались очень распространенной вещью в Солнечной системе, их уже находят по нескольку в год  — и это одно из главных и самых интересных изменений, произошедших в последние годы в научной картине мира.

Данные анализа сейсмической активности, полученные с посадочного модуля Insight, позволили геофизикам предъявить доказательства наличия большого подземного резервуара жидкой воды на Марсе — достаточного, чтобы заполнить океаны на поверхности планеты. По оценке ученых, объем грунтовых вод может покрыть всю планету на глубину от 1 до 2 км.

Около 3 млрд лет назад океаны и реки Красной планеты ушли под землю. На поверхности остался только лед, в основном в полярных шапках. Новый анализ недр Марса показывает, что большая часть жидкой воды не испарилась, а прячется в порах горных пород на глубине 10–20 км. Под «сухой корой» Марса находится еще один слой коры, насыщенный водой.

Если на Марсе жили какие-нибудь организмы, вполне вероятно, что они сумели приспособиться к жизни в таких условиях. Но как добраться до этой воды? Даже на Земле бурение на такую глубину было бы очень сложной задачей.

Древние мореплаватели и Стоунхендж

В исследовании, опубликованном в Nature, происхождение знаменитых плит Стоунхенджа изучается с помощью геохимического анализа. Там, оказывается, особо известен голубой центральный камень — шеститонный кусок песчаника размером пять метров на метр, блестящий из-за многочисленных вкраплений кварца и прозванный «алтарным камнем» (кажется, это на его вершину должен был падать луч света в день солнцестояния). Геохимики выяснили, что этот выдающийся камень был перевезен из Шотландии на расстояние ни много ни мало 800 км, судя по всему морем (а как еще доставить подобный груз на такое расстояние).

Стоунхендж (Фото DPA·TASS)

То есть 5000 лет назад Британию населяли люди, способные осуществлять дальние морские перевозки (точнее, каботажные, вдоль берега) таких вот многотонных глыб. Все-таки главная функция Стоунхенджа  — это святилище, ведь так много сил могли потратить на перевозку только какого-то особо священного камня.

Стоунхендж состоит из двух основных типов камня — голубого и сарсенового. Сарсены весят до 25 тонн, а голубые камни много легче — до 5 тонн. Сарсены тоже пришлось пришлось тащить десятки километров (видимо, по реке), а голубые камни доставляли из Уэльса — тоже издалека, предположительно морем.

Земля распространяет жизнь по Галактике?

Специалисты считают, что Международная космическая станция отлично подходит на роль «перевалочного пункта» для микроорганизмов на пути с Земли в космос. В рамках эксперимента «Тест» с 2010 года с внешней поверхности МКС собирают мелкодисперсный осадок, а потом в лабораториях на Земле выясняют, нет ли в нем чего-нибудь живого.

Внеземных микроорганизмов на поверхности МКС, к сожалению, пока не нашли, а вот земные попадаются часто: споры бактерий нашли в половине проб, а ДНК бактерий, растений и грибов — в трех четвертях. Нашли и жизнеспособных бактерий, — с ДНК, не пострадавшей от радиации и разных видов излучения. Похоже, в космосе эти экстремофилы только здоровеют — во всяком случае, у них сохраняется активный метаболизм, который «лечит» мутации. Среди находок на высоте 400 км  — бактерии из почвы Мадагаскара, вод Баренцева моря и других мест.

Получается, у бактерий уже есть свой космический лифт: они путешествуют с помощью молний и электрических разрядов в верхних слоях атмосферы  — джетов и спрайтов — по глобальной электрической цепи. По-научному это называется «восходящий транспорт из тропосферы в ионосферу посредством механизма турбулентной электротермодиффузии, захватывающей аэрозольные частицы с восходящей ветвью глобальной электрической цепи».

МКС на каждом витке пересекает потоки метеороидов одного или нескольких из 36 кометных хвостов. Частицы метеороидных потоков могут принести или вынести с собой микроорганизмы с орбиты в глубины космоса  — так работает система межзвездной доставки, по нашим меркам небыстрая, но у Вселенной много времени.

Международная космическая станция в 2021 году (Фото DR)

Получается, Земля, вероятно, уже занимается панспермией — осеменением космоса, распространением жизни от звезды к звезде.

Возможно даже, к межпланетным перелетам способны и более сложные формы жизни. Уже давно показали, что два вида лишайников (Rhizocarpon geographicum и Xanthoria elegans) выжили и даже фотосинтезировали полмесяца (пока длился эксперимент) в открытом космосе, когда их прикрепили к внешней стороне МКС. А лишайники  — очень высокоразвитые экстремофилы, объединившие в единую, компактную и долгосрочную живую систему гетеротрофные и автотрофные пути жизни.

Тихоходки тоже показали очень неплохие результаты по выживанию на орбите в «высушенном» состоянии. Эти удивительные животные  в неблагоприятных условиях впадают в «анабиоз» — метаболизм снижается до менее чем 0,01% от нормы, содержание воды в организме падает до 1% от нормы — и так могут существовать как минимум десятилетиями.

Возможно, и они иногда пользуются каким-нибудь космическим лифтом. Например, один из таких лифтов построили для тихоходок люди — в 2019 году зонд «Берешит» доставил контейнер с тихоходками на Луну, но при посадке разбился о лунную поверхность. Никто не знает, что стало с тихоходками, но в принципе первые животные на Луне должны продолжать мирно спать в анабиозе, а может, уже и отправились дальше, выбитые ударом очередного метеорита о лунную поверхность.