К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Мсье Кляйн», «Затмение», «Самурай»: 10 лучших ролей Алена Делона

Ален Делон на фотосессии в рамках 72-го Каннского международного кинофестиваля. Фото: Sebastien Nogier/EPA
Ален Делон на фотосессии в рамках 72-го Каннского международного кинофестиваля. Фото: Sebastien Nogier/EPA
18 августа 2024 года на 89-м году жизни умер французский актер Ален Делон. По сообщению близких, «он мирно скончался в своем доме в Души в окружении троих детей и семьи». В память о легенде европейского кинематографа кинокритик Иван Афанасьев вспоминает его главные роли и лучшие фильмы

Наряду с Жан-Полем Бельмондо Ален Делон был одним из главных лиц французского кино XX века. А его имя стало во многом нарицательным для определения совершенной мужской красоты. При этом в первую очередь Делон был выдающимся актером: в его фильмографии около сотни работ — он снимался у Микеланджело Антониони, Лукино Висконти, Жан-Люка Годара, Жан-Пьера Мельвиля, Робера Энрико и других мастеров кинематографа. Мастерски играл как крутых парней с криминальным прошлым, так и сложные характерные роли. Был Зорро и даже Гаем Юлием Цезарем в семейной комедии «Астерикс на Олимпийских играх». И даже несколько раз работал с советскими и российскими кинематографистами — например, сыграл инспектора Жоржа Фоша в «Тегеран-43» Алова и Наумова. Пик карьеры Делона пришелся на период с 1960-х по 1980-е годы — в дальнейшем такой популярности он уже не имел, превратившись в своего рода «живое сокровище» французского кинематографа. Кроме того, последние годы его жизни были омрачены болезнями и семейными скандалами. Но в историю Ален Делон все-таки вошел благодаря кино, сыграв в таком количестве выдающихся фильмов, что их хватит на несколько актерских биографий.

«На ярком солнце», 1960 год

«На ярком солнце», 1960 год

Первая экранизация романа Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли» во многом отступала от первоисточника, поэтому и образ самого человека-хамелеона, мечтающего о сладкой жизни, получился отличным от будущих интерпретаций. Для роли Тома Рипли 25-летний актер, на тот момент почти никому неизвестный, был слишком  обаятелен и привлекателен. Впрочем, получилось достойно: все эти качества помогли Делону создать впечатляющего антигероя, который вызывал не чувство брезгливости, а, скорее, желание им любоваться. Отличный ход, если подумать: сделать злодея таким красивым, чтобы напомнить зрителю — за красивой улыбкой порой скрываются зубы кровожадного хищника.

«Рокко и его братья», 1960 год

«Рокко и его братья», 1960 год

Роль в эпической семейной драме Лукино Висконти о парнях из итальянской глуши, переехавших в Милан в поисках лучшей жизни, по праву считается одной из лучших в фильмографии Делона за всю его карьеру. Он играет самого старшего брата, того самого Рокко, вынужденного вечно исправлять ситуацию после своих непутевых родственников. Для Висконти Делон моментально стал одним из любимых актеров — он ценил его за высочайший уровень мастерства и профессионализма, за умение мгновенно вживаться в роль и сохранять баланс между внешним обаянием и тонким внутренним психологизмом. Рокко — идеальная роль для Делона: мужественный, хладнокровный парень с крепким ударом, который, впрочем, остро переживает за свою семью, из-за чего и попадает в неприятности.

«Затмение», 1962 год

«Затмение», 1962 год

Не каждому актеру выпадает начать карьеру, снимаясь у мастеров психологизма, но Делону повезло — с площадки Висконти он попал к Микеланджело Антониони, сыграв роль в величайшем фильме итальянского режиссера. Его биржевой брокер Пьеро — человек, находящийся в постоянной борьбе за престиж и богатство. Встретив утонченную, израненную прошлыми отношениями Витторию, он вовлекает ее в свой мир материальных ценностей. И постепенно они оба теряют себя. Делон образцово изображает человека-марионетку, который настолько зависим от желания заработать больше денег, что постепенно теряет и волю к жизни, и любые человеческие качества. Еще один ключевой фильм в карьере актера.

«Леопард», 1963 год

«Леопард», 1963 год

Вершина творчества Лукино Висконти. Роскошная (и это самое подходящее определение), во многом помпезная историческая постановка о гражданской войне в Италии XIX века. Берт Рейнольдс в роли князя Фабрицио ди Салины, чьи дни на троне сочтены, становится центром притяжения в картине. Противовесом ему выступает Танкреди Фальконери — молодой племянник князя, выбравший сторону генерала Гарибальди, противостоящего старой династии. Фальконери и играет Делон — это еще один мастерский образ в его копилке холодных, расчетливых персонажей, которых судьба забрасывает в водоворот невероятных обстоятельств. У Висконти, кстати, не было сомнений, брать или не брать Делона на эту роль: писал он ее специально под него.

«Самурай», 1967 год

«Самурай», 1967 год

Этот фильм — важный этап и в творчестве Жан-Пьера Мельвилля, «дедушки» современных неонуаров, и в карьере Делона. Роли прагматичных людей с ледяной выдержкой всегда давались ему мастерски, но здесь он превзошел самого себя. Наемный убийца Костелло — классический образ из мира кино: молчаливый мужчина с тяжелым взглядом, прячущий глаза под шляпой, а под бежевым пальто — вечно заряженный и взведенный пистолет. Впоследствии его цитировали самые разные режиссеры: Джон Ву в «Убийце», Джим Джармуш в фильме «Пес-призрак: Путь самурая», Николас Виндинг Рефн в «Драйве», Дэвид Финчер в «Киллере». Можно с уверенностью сказать, что этой ролью Делон создал архетипичного для мирового кино персонажа.

«Красный круг», 1970 год

«Красный круг», 1970 год

Забавно, что все мы знаем Делона как секс-символа кинематографа, но, если посмотреть его фильмографию, чаще всего ему приходилось играть бандитов, убийц и просто не самых приятных людей. Вышедший из тюрьмы Коре из «Красного круга» (классического фильма Жан-Пьера Мельвилля) — один из самых обаятельных «плохих» персонажей актера. Он — преступник с принципами, который спасает другого уголовника и всегда руководствуется вопросами чести и достоинства. В его герое есть что-то от роли Жюльена де Сен-Прё из «Черного тюльпана», благородного грабителя, эдакого французского Робина Гуда. Коре, однако, лишен героического апломба — он просто человек, который вынужден выживать и при этом старается не превратиться в загнанного зверя.

«Двое в городе», 1973 год

«Двое в городе», 1973 год

Один из самых сложных образов в карьере актера: он играет вышедшего на свободу после 10 лет тюрьмы человека, решившего вернуться к мирной жизни. Его третирует инспектор, который не верит в способность Джино исправиться. Вынужденный спойлер: в финале героя приговаривают к гильотине. Режиссер фильма Жозе Джованни сам прошел через суды и угрозу смертной казни, поэтому перед Делоном стояла непростая задача: передать личные (и очень давние) переживания другого человека и не превратиться в карикатуру. Дело в том, что фильм выходил при поддержке будущего министра юстиции Роберта Бадентера, выступавшего за отмену смертной казни: в итоге он добился этого в 1981 году. Отчасти популяризации этой точки зрения способствовали и фильм «Двое в городе», и эмоциональная реакция зрителей на трагическую судьбу героя Алена Делона.

«Мсье Кляйн», 1976 год

«Мсье Кляйн», 1976 год

Этот фильм отчасти сломал амплуа Делона как вечного «крутого парня». В мистической драме подзабытого классика Джозефа Лоузи (в другом его фильме — «Убийство Троцкого» — актер сыграл революционера) Делон изображает прагматичного торговца искусством, которого совершенно не смущает, что в Париж заходит фашистская армия: это помогает ему поднять бизнес на скупке и продаже картин евреев, бегущих из города. Делец, ищущий лишь своей выгоды, Робер Кляйн стал одним из самых отталкивающих образов в карьере артиста. Если к сбившимся с праведного пути преступникам и уголовникам, которых он играл до этого, еще можно было испытывать что-то вроде симпатии и сочувствия, то отвратительного коллаборанта зрителю совсем не жалко. Таких скользких и полностью отрицательных персонажей Делон, кажется, до этого не играл никогда.

«Смерть негодяя», 1977 год

«Смерть негодяя», 1977 год

В этом фильме все наоборот — это редкий положительный образ в карьере Делона. В политическом детективе Жоржа Лотнера он играет друга депутата, которому в руки попали секретные сведения о коррупции в его родном городе. Теперь за ценными документами охотятся все — и причастные к хищениям, и спецслужбы, и полиция. А главный герой Ксавье Марешаль просто, как часто бывает с Делоном, пытается выжить. Сам фильм сложно назвать выдающимся: детективная интрига размазана по сюжету неровным слоем. Но смотреть его стоит хотя бы ради выдающихся актерских работ, в том числе Делона, — его герой практически христианский мученик, готовый положить жизнь в борьбе за правду.

«Наша история», 1984 год

«Наша история», 1984 год

Разменяв четвертый десяток, Делон, уже будучи звездой мирового значения, во многом переключился на привычные для него роли «мужчин с пистолетом в кармане», снявшись в немалом количестве откровенной чепухи (и сам кое-что из этого списка снял как режиссер). Правда, был 1980-х один фильм, выбивающийся из этой парадигмы: сюрреалистическая драма Бертрана Блие, где Делон сыграл потерянного человека, который страдает алкогольной зависимостью. Но внезапно у него появляются чувства к случайной незнакомке. Для вечного красавчика, плейбоя, которого десятилетиями идеализировали на экране и за его пределами, для артиста это была совершенно неожиданная роль — осунувшийся, неприятный, не харизматичный мужчина, борющийся со своими демонами. Можно сказать, это была последняя настоящая удача в карьере Алена Делона.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+