К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Диагноз для блогера: что такое «кортизоловое лицо» и как оно выдает уровень стресса

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В TikTok появился новый горячий тренд: «кортизоловое лицо» (cortisol face или moon face) — опухшее, с отеками и высыпаниями. Подписчики упрекают блогеров и селебрити в социальных сетях во внешних проявлениях стресса и даже ставят им всевозможные «диагнозы». Forbes Life разбирается, насколько подобные комментарии уместны и как этим трендом пользуются те, кто могут заработать на чужих фобиях и комплексах

«Каждое второе чертово видео на моей странице оскорбляет  — оно касается уровня моего кортизола», — говорит тиктокер Ви. — Кто-нибудь вообще знает, что это означает? У вас нет мужа? Снизьте уровень кортизола. Нужно купить дом? Тоже снизьте уровень кортизола. Вы не умеете плавать? Тогда снизьте уровень кортизола». 

Социальные сети захватили физические диагнозы: одной из наиболее обсуждаемых тем в TikTok стало так называемое «кортизоловое лицо». Этот термин используется в соцсетях для описания изменений во внешности, связанных с повышением уровня гормона стресса. Пользователи уверены, что из-за длительного повышения уровня кортизола, то есть хронического стресса, возникает «кортизоловое лицо»: опухшее, с отеками и раздражениями. При этом изменения включают не только отечность, но и увеличение жировых отложений на лице, которые придают ему округлую форму, также известную как «лунное лицо».

Недавно появившиеся хештеги #cortisollevels и #howtoreducecortisol уже были использованы 140 млн раз, а Google сообщил об увеличении интереса к теме на 400% за один только прошедший год. 

 

Интерес к «кортизоловому лицу» возрос после того, как комедийная актриса Эми Шумер столкнулась с критикой из-за опухшего и красного лица, на которую она отреагировала с юмором: «Спасибо за такое пристальное внимание к моему лицу, — написала она после того, как часть аудитории «диагностировала» у нее эффект кортизолового лица. — Я более 20 лет уже наслаждаюсь вашими размышлениями по поводу моей внешности». Вскоре после этого эпизода Эми прошла обследование, которое выявило у нее редкое заболевание — синдром Кушинга, которое, в частности, может приводить к отекам, красноте и специфическому ожирению.

Кортизол нам знаком в первую очередь как гормон стресса, хотя он также регулирует глюкозу в крови, давление, участвует в «превращении» еды в энергию, а некоторые исследования показывают, что он помогает справиться с яростью и гневом в сложных ситуациях. Повышение уровня кортизола из-за стресса может негативно влиять на организм и проявляться различными симптомами, включая задержку воды, что может вызывать утренние отеки. Тем не менее врачи отмечают, что стресс вряд ли приведет к заметному и экстремальному отеку лица, поэтому считают, что влияние кортизола на внешний вид переоценено социальными сетями.  «Как правило, ежедневный стресс не повышает уровень кортизола до уровня, необходимого для серьезных физических изменений», — уверяет врач функциональной медицины и сооснователь американской клиники Murthy Health Виджай Мурти. А отеки могут быть связаны с рядом факторов, и заниматься постановкой диагнозов должны профессиональные профильные медики. Однако в немедицинских кругах от избытка этого гормона «спасаются» в спа, принимают адаптогены и разные нелекарственные добавки. 

 

Кому выгодны «диагнозы» в соцсетях 

Социальные сети часто способствуют распространению бодишейминга и усилению давления на соответствие определенным стандартам красоты. Пользователи социальных сетей могут подвергать критике или насмехаться над внешностью других людей, что может вызывать у них чувство стыда или неуверенности. Тот же TikTok часто называют очень токсичной платформой, обвиняют в бодишейминге и распространении РПП. Также говорят, что алгоритмы запрограммированы продвигать более конвенционально симпатичные лица и фигуры. И если повышение кортизола (и ухудшение внешнего вида) вызывает в том числе стресс, то сам стресс может быть вызван контентом социальных сетей. 

В любом случае, многим выгодны переживания пользователей по поводу внешности. Большое количество видео в TikTok, показывающих преображение «после» «кортизолового лица», являются явной или скрытой рекламой. Например, пользователь cortisol.mama утверждает, что избавилась от симптома в результате употребления особого напитка, и тут же предлагает купить его — этот ролик набрал в сети более 1,1 млн просмотров. Другие предлагают свои платные консультации в области фитнеса, питания или велнеса. Но специалисты указывают на то, что многие из рекомендаций (вроде дыхательных техник или применения горячих или холодных компрессов) не имеют доказательной основы.  

Впрочем, во многих видео про «кортизоловое лицо» нет откровенно опасных советов: тиктокеры рекомендуют завтракать, не пить слишком много кофе в течение дня, хорошо высыпаться, не нервничать по пустякам. В то же время, в интернете часто рекомендуют пищевые добавки и рассказывают о БАДах. В прошлом году представитель компании Solgar (3-е место в России по обороту среди компаний, производящих БАДы) оценил объемы мирового рынка БАДов и витаминов в $126,5 млрд., по данным за 2022 год. В России доля людей, принимающих БАДы, растет на 5% в год, сообщает Роспотребнадзор (таких потребителей уже 20%. В Японии, к примеру, — все 90%). Это немаленький, успешно развивающийся рынок, для которого соцсети — прекрасная маркетинговая площадка.

 

Косметология тоже предлагает свое решение «проблемы»: смас-лифтинг-процедуры, инъекции, авторские «коктейли». «Если мы говорим про «кортизоловое лицо» — это синдром Кушинга. Группа симптомов, возникающих в результате избытка в организме гормонов коры надпочечников: глюкокортикоидов, андрогенов, минералокортикоидов», — объясняет косметолог-дерматолог из «СМ-Клиники» Наталья Щеплева. Убрать такие проблемы только косметологией невозможно. Но если отечность связана с питанием и образом жизни, то эстетист может визуально улучшить ситуацию при помощи массажей и микротоков, говорит врач и  предупреждает: хроническую отечность в рамках косметологии аппаратами не снять, а избытком препаратов на основе гиалуроновой кислоты можно еще и усилить. 

Если человек относительно здоров, но переживает, как будет выглядеть на видео, то косметолог советует не пить день-два слишком много жидкости, а перед съемкой попробовать получить небольшой эффект от холодной маски для лица.  

Пациенты TikTok Clinic

В последнее время появляется все больше исследований, показывающих, что, чем больше времени человек проводит в соцсетях, тем больше вероятность того, что у него возникнут проблемы с психическим здоровьем — депрессия, тревога или чувство одиночества. При этом особенно сильно соцсети влияют на подростков (а возраст половины пользователей TikTok — от 10 до 29 лет). С другой стороны, именно из просмотра роликов подростки чаще всего узнают о ментальных проблемах, начинают их обсуждать, делиться. В итоге кто-то получает необходимую помощь.

Неприятности появляются, когда люди принимаются ставить друг другу диагнозы. Да, подростки используют TikTok для диагностирования психических расстройств у себя или своих друзей — этот тренд приобрел особую популярность после пандемии. Исследование 2022 года показало, что молодые люди все чаще пытаются поставить себе диагноз с помощью TikTok и получают основную информацию по «лечению» из комментариев под видео. Специалисты предупреждают о высокой вероятности ошибки в результате такой диагностики (к примеру, одни и те же психические заболевания могут иметь различные симптомы в зависимости от возраста больного).

Многие подростки вообще используют TikTok в качестве основной поисковой платформы, идут именно туда за информацией о здоровье и болезнях. Свежее исследование продемонстрировало, насколько достоверной является медицинская информация из TikTok.  Исследователи сосредоточились на одном заболевании — синусите — и проанализировали все ролики TikTok по теме, появившиеся в течение 24 часов. Оказалось, что около 44% видео содержат информацию, не подтвержденную фактами. Почти 60% этого контента создали инфлюенсеры (пользователи с более чем 10 000 подписчиков), которые не имеют медицинского образования. В случае же, когда видео размещалось профессионалами с профильным образованием, недостоверная информация содержалась лишь в 15% из них. Надо отметить, что «непрофессиональные» видео гораздо более популярны.

 

Исследователи из Университетов Нью-Йорка и Пенсильвании заявили, что, изучив посты в соцсетях, можно сделать выводы о психологическом состоянии пользователя, а также предсказать вероятность развития депрессии. Несмотря на это, медики и официальные лица предупреждают: да, важно, что люди обращают внимание на свое здоровье, но социальные сети ни в коем случае не должны заменять консультацию врачей, в сети не хватает экспертности, и это опасно. 

В этом контексте интересен случай фельдшера из США: Ванна Падилья имела все медицинские лицензии и решила подзаработать в TikTоk. Она стала выкладывать рекомендации по уходу за кожей с дисклеймером: «обратитесь за консультацией к врачу». Ролики приобрели популярность. Но через какое-то время ее уволили с основной работы за нарушение контракта: клиника увидела в ее «медицинском блогерстве» действие, которое могло бы нанести ущерб всей отрасли. По мнению менеджеров, люди могли бы не пойти к дерматологу после курсов и советов онлайн-фельдшера. 

Покажите медицинскую карту: реальные и вымышленные диагнозы

Не все отеки лица вызваны стрессом, и далеко не всегда отекшее лицо — это проблемы с кортизолом. Врач-терапевт «СМ-Клиники» Юлия Валеева говорит, что из наиболее частых причин появления одутловатости или «лунного лица» летом можно назвать расширение сосудов от жары. «Бывает, что человек употребляет мало продуктов и воды, длительное время ходит в зал, а вес и отечность лица увеличиваются, растет как на дрожжах», — говорит терапевт. В такой ситуации она предлагает обратиться к специалисту, чтобы выяснить, нет ли нарушения в работе гормональной системы. Фактором немотивированного набора веса и появления отечности является избыток кортизола, уточняет врач, в таком случае происходит неконтролируемый набор веса: жир откладывается на лице, шеи, груди. Это нетипичное распределение и притягивает внимание окружающих. 

Терапевт Валеева говорит, что жир и отек не единственная проблема при нефизиологических концентрациях гормона. «Могут развиться такие заболевания, как стероидный диабет, нарушение электролитного сдвига, происходит дистрофия или атрофия мышц, а кожные покровы в области шеи, локтей могут менять окрас, появляются багровые стрии, у женщин может нарушиться менструальный цикл и развиться остеопороз», — предупреждает она. Сон, спорт и диета могут не помогать в таких случаях. Терапевт настаивает на профессиональной консультации, даже если на проблему ваше внимание обратили хейтеры в TikTok.

 

«Да, сейчас я выгляжу очень отекшей. Но убеждена, что женщине не нужно извиняться и объясняться по поводу внешности», — сказала Эми Шумер (у актрисы на самом деле есть диагноз синдрома Кушинга ). Тем не менее после этих слов она «раскрыла» свою медицинскую карту для всех интересующихся.

Селебрити — это люди, которые часто зарабатывают при помощи своей внешности. Их пристально разглядывает аудитория, комментируя любые изменения. Поэтому звезды называют причины своего состояния. Так, модель Джиджи Хадид рассказала, что отеки на ее лице вызваны дисфункцией щитовидной железы, а на вопросы про филлеры и пластические операции ответила, что изменилась во время беременности.  Из-за прибавки жира в области лица (и беспрестанного обсуждения ее внешности в соцсетях) Селене Гомес пришлось обнародовать медицинскую информацию — изменения спровоцированы аутоиммунным заболеванием. Певица Ирина Дубцова откровенно сказала что, да, после курса преднизолона сдерживать вес и отечность лица тяжело. 

Пластический хирург Джоел Копельман (Joel Kopelman), практикующий в Нью-Йорке, отмечает увеличившееся количество обращений в его клинику на Парк Авеню с жалобами на «лунное» (оно же — «кортизоловое») лицо. Он уверен, что одной из причин стали ролики в TikTok. При этом доктор заверяет, что «лунное лицо», действительно являющееся симптомом заболевания (синдрома Кушинга), в реальности встречается вовсе не так часто. Зачастую речь идет о «псевдо-синдроме Кушинга», который появляется в результате злоупотребления алкоголем, депрессии или избыточного веса. За заболеваниями из официального перечня МКБ некоторые звезды могут прятать и другие причины внешних изменений: последствия косметологических процедур, реабилитацию после пластических операций и т.д. Все это не повод стыдить человека, часто в таких ситуациях нужна поддержка. Но ответом на публичную ложь о диагнозе могут стать не только комментарии возмущенных подписчиков, но и публикации в СМИ. «Да, селебрити притягивают внимание, но физиология у них такая же, как у всех остальных людей. Понятно, что фанатам хочется, чтобы их кумиры выглядели идеально, поэтому публичным личностям часто приходится прикрываться различными заболеваниями ради пиара», — говорит Юлия Валеева.

Также если за звездами стоят команды из консультантов, пиар-сопровождающих и психологов, то обычным пользователям соцсетей тяжелее получать критику и разбор своей внешности в ответ на короткие видео. 

 

Не просто хештег: что говорят психологи 

Согласно исследованию, 49% пользователей соцсетей признались, что испытывают негативные чувства от их использования. «Это происходит потому, что наш мозг не выдерживает такое количество видеостимулов и предупреждает в виде тревоги. Когда она накапливается, мы становимся обидчивыми и неустойчивыми. То есть комментарий, который цепляет, на самом деле показывает верхушку айсберга накопившегося негативного отношения к себе», — объясняет Forbes Life психолог Марина Велес.

Разговор о подозрительных изменениях во внешности — далеко не всегда шейминг, буллинг и нарушение границ. Попытка поставить диагноз по внешнему виду может быть заботой, когда она исходит от близких людей. Они видят внешние изменения и могут спросить о состоянии здоровья, дать советы на основе личного опыта или предложить обратиться к врачу.

«Но когда речь идет о незнакомцах в социальных сетях, это, скорее, уже не про заботу, там есть желание самоутвердиться дешево и быстро, а также желание быть полезным, — описывает специалист. — Посыл может быть таким: «я кому-то поставила диагноз, значит, день прошел не зря». В данном случае это пример «спасателя» в невротическом «треугольнике Карпмана». Логика поведения ролевой модели следующая: человек в комментариях рассказывает незнакомым или малознакомым людям, как им жить, что делать, ставит диагнозы, тем самым спасает их, и поэтому чувствует себя лучше». 

Марина Велес объясняет, что на самом деле может происходить у тех, кто унижает людей: часто такие «доброжелатели» предпочитают копаться в чужих жизнях, потому что со своими трудностями сложно и страшно справляться: «Во-первых, ими нужно заниматься. Во-вторых, если не справился, то становится больно. Поэтому постановка диагноза в соцсетях — это убежище от собственной жизни. Психологическая взрослость —  лучшая защита от злобных комментариев».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+