«Дэдпул»: как франшиза Райана Рейнольдса изменила безупречный образ супергероев
Кто такой Дэдпул и как он появился
Дэдпул (в кино Райан Рейнольдс) — в миру бывший спецназовец Уэйд Уилсон, подрабатывающий наемником в Нью-Йорке. Однажды он узнает, что болен раком в последней стадии, и решается на радикальные меры — тем более что бороться за жизнь его мотивирует возлюбленная Ванесса (Морена Баккарин). Уэйд соглашается на участие в экспериментальном лечении онкологии в рамках секретной программы. Ему вводят в кровь специальную сыворотку, однако план не срабатывает: в процессе эксперимента Уэйд узнает, что все задумано с целью превращения его в управляемого суперсолдата.
Но одна из мутаций все же активизируется — и Уэйд обретает сверхускоренную регенерацию, позволяющую организму самоисцеляться. Побочным эффектом становится обезображенный вид героя, испещренного шрамами по всему телу, которые он не готов показать Ванессе и кому-либо из окружающих. Отказывается он и пополнить ряды организации мутантов «Люди Икс».
Облачившись в бордово-темный костюм, полностью скрывающий его внешность, он берет псевдоним Дэдпул и решает самостоятельно противостоять царящему вокруг злу. А главной отличительной чертой героя становится фирменный циничный юмор — все происходящее он комично, часто прибегая к откровенной пошлости, комментирует вслух, ломая при этом четвертую стену и обращаясь к зрителю напрямую.
Летоисчисление Дэдпула стоит вести от февраля 1991 года, когда он впервые появился на страницах комикса The New Mutants. Назывался он тогда «Болтливым наемником», что в точности отражает описанный выше характер героя. И задумывался он сперва как антигерой — собственно, в первых выпусках он был представлен злодеем.
Постепенно образ героя трансформировался в сторону положительного (пусть и очень спорного) персонажа. Но несмотря на оригинальность и нестандартность образа, пользовавшегося популярностью у читателей, переносить Дэдпула на экран киноиндустрия не спешила. Мешал тот самый противоречивый образ — отчаянного и смелого пошляка с большим сердцем, но слишком острым языком и размытыми границами морали.
Дебют Дэдпула на экране обернулся провалом. Райан Рейнольдс впервые сыграл Уилсона в фильме 2009 года «Люди Икс. Начало. Росомаха» — части кинофраншизы, принадлежащей не Marvel, а студии 20th Century Fox. Испугавшиеся рисков продюсеры аккуратничали — настояли на более сглаженном образе героя, который был максимально далек от канона. Начиная с внешнего облачения Дэдпула — милитари штаны и алая безрукавка вместо обтягивающего костюма и маски, покрывающих все тело, — и заканчивая его характером. Уэйд получился до того неуклюжим и безликим, что вызывал улыбку зрителя не сальными шутками, а нелепостью образа в целом.
Рейнольдс впоследствии вспоминал, что тоже не был в восторге от этой версии Дэдпула. Но полюбил героя всем сердцем и пообещал вернуться к нему снова: «В тот момент это был выбор без выбора — мне просто сказали, что это мой шанс сыграть персонажа и представить его на экране либо в таком виде, либо это сделает кто-то другой вместо меня».
Как Райан Рейнольдс привел Дэдпула к успеху
После неудачного экранного дебюта в образе Дэдпула Рейнольдс не распрощался с супергероикой. В 2011 году он снялся в провальной картине «Зеленый Фонарь», но продолжал тешить себя надеждой вернуться к образу Уилсона, на этот раз равняясь на канон. На то, чтобы добиться цели, у актера ушло около 10 лет — все это время был готов сценарий, экранизацию которого студия FOX отказывалась одобрять.
«Я даже был готов отказаться от гонорара, чтобы мы могли снять свой фильм. Но продюсеры не подпускали к проекту сценаристов Ретта Риза и Пола Верника. Тогда я заплатил им из своего кармана, и мы создали общую сценарную комнату, доводя сценарий до совершенства», — признавался Рейнольдс.
Чтобы как-то повлиять на ситуацию, был снят тестовый ролик, отражающий концепцию будущей ленты. По словам Рейнольдса, кто-то случайно или намеренно слил видео в сеть, где оно завирусилось. Фидбэк от поклонников не заставил себя ждать — аудитория настолько впечатлилась представленным актером образом Дэдпула, что потребовала полноценный фильм. «Так, менее чем за 24 часа у нас был контракт со студией, запустившей картину в работу», — делился потом он.
Став сопродюсером ленты, Рейнольдс взял под личный контроль весь процесс ее создания и не прогадал. Первый фильм серии стоимостью $58 млн собрал около $800 млн. Вышедшая в 2018-м вторая часть с удвоенным бюджетом в размере $110 млн также принесла под $800 млн. И если зрители голосовали кошельками, критики нахваливали картину в рецензиях, признавая, что Дэдпул наконец-то обрел должное экранное воплощение. На сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes оба фильма получили 85% «свежести».
При этом во многом успеху франшизы помог грамотный и остроумный маркетинг. Например, в первой картине была сцена после титров, подражающая знаковой комедии 80-х «Выходной день Ферриса Бьюллера», только главную роль отыгрывал Дэдпул, надевший поверх своего фирменного костюма домашний халат. Или тизер-трейлер перед выходом второй части, в котором Дэдпул пародирует сцены из других фильмов о супергероях: начиная с переодевания в костюм в телефонной будке — так делал Супермен — и заканчивая шуткой про Логана (также известен как Росомаха, коллега Дэдпула, которого играет Хью Джекман).
Не забывали и о локализованной адаптации маркетинга. Фото с Дэдпулом, выпущенное в США и приуроченное к Дню благодарения, для российского рынка было изменено. На изображении герой вместо индейки держит блюдо с пельменями, а на столе стоят тарелки с солеными огурцами и рюмки с водкой.
Также Рейнольдс спародировал известного американского художника Боба Росса, который вел шоу с уроками живописи по телевидению. И этот ролик с Дэдпулом был забит пасхалками под завязку: к «Заводному апельсину», «Людям в черном», «Назад в будущее» и т. д. А чуть позже гостям бразильского Comic Con актер в образе Дэдупула пообещал, что на фестивале будут мастера, которые набьют бесплатные татуировки всем желающим, при условии, что нательные рисунки будут связаны с франшизой про супергероя. И если этого было мало, то зрители могли посмотреть видеоклип, в котором Дэдпул танцует на сцене под песню Селин Дион Ashes (сама исполнительница также снялась в ролике).
В итоге всех стараний Дэдпул занял 182-ю строчку рейтинга издания Wizard «200 лучших персонажей комиксов всех времен», оказался на 45-м месте списка «50 лучших персонажей комикса» от журнала Empire, и занял 31-ю строчку в топе «100 лучших героев комиксов» по версии веб-портала IGN.
Переоценить влияние «Дэдпула» с рейтингом R (детям до 17 обязательное присутствие родителей) на экранизации комиксов и пересборку традиционного образа супергероя действительно сложно. Не то чтобы до «Дэдпула» не было персонажей со спорной репутацией и уличенных в избыточной жестокости, например «Хранители» и «Каратель», но они воспринимались скорее исключением, подтверждающим общее правило.
Успех «Дэдпула» запустил процесс дестигматизации эталонного образа героя в латексе, который теперь мог иметь очень противоречивые методы борьбы со злом и сам переходить эту черту. Так, выход сериала «Пацаны» — еще одного кинокомикса про порочных супергероев с рейтингом R — стал возможен во многом после успеха «Дэдпула».
Его сюжет рассказывает об альтернативной реальности, в которой обычные люди соседствуют с супергероями. Последние имеют идеальный публичный имидж, который идет вразрез с их истинным «я» — все они совершают отвратительные с точки зрения морали поступки, но никто не знает, что творится за фасадом их безупречного образа.
«Пацанов» впервые хотели экранизировать еще в 2008 году, а в 2010-м режиссер Адам Маккейн заявил, что выступит постановщиком шоу. Однако спустя еще два года проект был отменен. Лишь в 2017-м — через год после сверхуспешного релиза первого «Дэдпула» — «Пацанам» дали зеленый свет.
Куда франшиза движется дальше
Во втором фильме Дэдпул в очередной раз одерживал победу над злом, а в сцене после титров «прошелся» по всем: убивал собственную неудавшуюся версию из «Людей Икс: Начало. Росомаха», актера Райана Рейнольдса, у которого в руках был сценарий к провальному кинокомиксу «Зеленый Фонарь», и даже появлялся у колыбели Адольфа Гитлера, на которого так и не смог поднять руку.
26 июля в мировой прокат выходит третья часть серии под названием «Дэдпул и Росомаха», которая возвращается к истокам и устраивает геройский кроссовер. Во-первых, в картине снялся Хью Джекман в образе Логана/Росомахи, а ведь когда-то именно с сольника героя с лезвиями в руках и началась экранная жизнь Дэдпула. Обоих героев роднит суперспособность к быстрому самоисцелению, но в оригинальных комиксах их дуэт строился на контрасте: суровый и нелюдимый Росомаха смотрелся еще более устрашающе на фоне болтливого и дурашливого Дэдпула, отпускающего шутки по поводу и без.
«Когда я думаю о нас с Райаном, о Дэдпуле и Росомахе — классических соперниках в комиксах, в их отношениях есть отличная динамика, которую мне никогда не удавалось проявить в роли Росомахи. Я просто подумал, что сделать такой кроссовер будет весело. Это то, чего я никогда раньше не делал», — делился Джекман, уточняя, что непросто играть супергероя в 55 лет.
Во-вторых, теперь эта серия становится частью медиавселенной Marvel. В 2019 году Disney приобрела 20th Century Fox, благодаря чему Marvel Studios получила права на «Дэдпула» и «Людей Икс». «Дэдпул и Росомаха» выходит ровно посреди четвертой, пятой и шестой фазы киновселенной Marvel Studios. Предполагается, что события нового фильма сильно повлияют на вселенную Marvel, а Дэдпул и Росомаха даже могут пополнить ряды Мстителей.
В новой части серии Уэйд Уилсон попадет в организацию «Управление временными изменениями». Это вынудит его вернуться к своему альтер эго Дэдпулу и попытаться изменить историю с помощью Росомахи. Помимо возвращения хорошо знакомых героев история пополнится новыми лицами. Звезда «Короны» Эмма Корин сыграла злодейку Кассандру Нову, обладающую огромной телепатической силой. Рассказывая о подготовке к роли, Корин призналась, что черпала вдохновение в образах Вилли Вонки и Ганса Ланда из «Бесславных ублюдков» Тарантино.
Также появится звезда «Наследников» Мэттью Макфэдиен — он воплотит образ Парадокса, агента Управления временными измерениями. Дженнифер Гарнер вернется к образу Электры, который примеряла в фильме «Сорвиголова» 2003 года и сольной картине «Электра» 2005-го. И, вероятно, этот сюжетный ход подразумевает путешествия Дэдпула и Росомахи не только во времени, но и по мультивселенным.
Отдельного упоминания вновь достойна промокампания ленты. Так, дебютный тизер-трейлер «Дэдпула и Росомахи» был выпущен 11 февраля 2024 года во время Супербоула LVIII — решающего матча чемпионата по американскому футболу. За первые сутки его посмотрели 365 млн раз по всему миру, тем самым он превзошел рекорд трейлера фильма «Человек-паук: Нет пути домой» (355,5 млн просмотров) и стал самым просматриваемым трейлером в истории. Это достижение даже официально попало в Книгу рекордов Гиннесса.
Также было представлено специальное ведерко в виде головы Росомахи с «комически огромным» ртом для попкорна или других закусок, которое будет выдаваться во время премьеры. В рекламном анонсе под симфоническую композицию «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса Райан Рейнольдс в образе Дэдпула ласкает ведро, в то время как в него насыпается попкорн.
В самом свежем ролике, приуроченном к выходу картины, появляется загадочная Леди Дэдпул — женская копия персонажа Рейнольдса. Поклонники гадают, кто мог сыграть эту роль: версии варьируются от Блейк Лайвли, актрисы и супруги актера, до Тейлор Свифт, чье появление в фильме было бы хитовым пранком со стороны авторов.
Бюджет «Дэдпула и Росомахи» составил $250 млн, но аналитики, исходя из числа забронированных билетов, предварительно предсказывают ей доход в размере $165 млн только в США, что станет неплохим результатом для проекта с рейтингом R. А как будет на самом деле — можно будет узнать уже в ближайшее время, когда лихой дуэт возьмется покорять мировой прокат.