Еще раз о Римской империи: почему сериал с Энтони Хопкинсом не выдержит конкуренции
Рим, 79 год нашей эры. Империей управляет Тит Флавий Веспасиан (собственно, Энтони Хопкинс). За несколько лет до представленных на экране событий Рим увяз в гражданской войне. После смерти предыдущего императора Нерона началась борьба за власть (так называемый «год четырех императоров»), и Веспасиан стал тем, кто сумел удержаться на вершине.
Но проблемы на этом не закончились. Патриции были недовольны происхождением императора: его предки были плебеями, тогда как во главе империи, по мнению Сената, должен был встать «истинный римлянин». Временами вспыхивают бунты, подавлять которые отправляется старший сын императора Тит (Том Хьюз), отважный воин. Младший сын Веспасиана, Домициан (Джоджо Макари), ведет войну за трон с помощью политических интриг. Теперь же дни императора сочтены: он не может ходить без посторонней помощи и с трудом узнает даже своих сыновей. Веспасиан выбирает преемника на троне, им становится Тит.
Это одна из важных линий сериала, но далеко не единственная. В основе сценария «Обреченных на славу» — одноименная книга Дэниэла П. Мэнникса, изданная в 1958 году. Считается, что именно она когда-то уже послужила вдохновением для сценариста фильма «Гладиатор» Дэвида Францони. Спустя несколько десятилетий произведение Мэнникса возвращается на экраны: в 2024 году выходит сиквел эпической саги Ридли Скотта «Гладиатор», а на стриминге появился сериал Роланда Эммериха.
Для постановщика «Дня независимости» это сериальный дебют. До этого Роланд работал исключительно с полнометражными картинами. Среди них — «Универсальный солдат», «Звездные врата», «Годзилла», а также фильмы о глобальных катаклизмах «Послезавтра» и «2012». Для стриминга Peacock заказывать такой проект Эммериху было рискованно: режиссер, помимо отсутствия опыта работы над сериалами, никогда не обращался к историческим материалам. Еще одним режиссером сериала выступил Марко Кройцпайнтнер, известный по детективному сай-фаю «Тела» на Netflix.
Наряду с отношениями в семье императора, сериал рассказывает и другие истории, герои которых в итоге окажут влияние на судьбу Рима. Так, на экране разворачивается драма Тенакса (звезда «Игры престолов» Иван Реон) — простолюдина с темным прошлым и владельца таверны, где делают ставки. Азарт пульсирует в венах жителей Рима: главное развлечение здесь — гонки на колесницах, своего рода древний «Форсаж».
Участвовать в гонках могут не все, а лишь представители четырех фракций патрициев (Красная, Белая, Синяя и Зеленая). Тенакс желает заявить новую, пятую фракцию. Для этого ему, простолюдину, нужно немало попотеть. Например, заручиться поддержкой лучшего колесничего Скорпа (Димитри Леонидас), который сейчас выступает за Синих. Раздобыть лучших, нежели у соперников, лошадей и колесницу. И, конечно, получить разрешение от распорядителя игр, младшего сына императора.
Параллельно зритель узнает историю семьи из Нумидии. Две сестры убили римского легионера, когда тот пытался изнасиловать одну из них. За это римляне берут их в рабство. Их брат Квамэ (Мохаммед Хашим) надеется освободить девушек, то также оказывается в цепях. Теперь их дорога лежит в Рим: сестер продадут на местном рынке патрициям, а Квамэ окажется в школе гладиаторов, где готовят тех самых бойцов, «обреченных на славу».
Бюджет первого сезона сериала Peacock составляет $150 млн. Не самая большая сумма по нынешним временам (стоимость первого сезона «Колец власти» от Prime Video, например, $465 млн) и, возможно, именно это сказывается на визуальной составляющей. Как только «Обреченные на славу» обращаются к спецэффектам и компьютерной графике (Рим то и дело показывают с высоты птичьего полета), сериал хочется просто выключить: то зеленый экран промелькнет в углу, то колесницы во время гонок «замыливаются» вместе с песком из-под колес и развевающимися гривами лошадей. Во время немногочисленных сражений герои могут оказаться в расфокусе (нет, это не изысканная операторская работа, а обыкновенный ляп).
В мире сериалов «Обреченные на славу» далеко не первая история о Римской империи. На пятки Эммериху наступают и знаменитый «Рим», и франшиза «Спартак», у которой готовится новая глава. На фоне аналогичных проектов новому сериалу о политических интригах, колесничих и гладиаторах не хватает уникальных черт. Так или иначе мы все это видели десятки раз — и борьбу за власть, и интриги Сената, и продвижение «из грязи в князи».
Местами новый сериал Peacock выглядит откровенной посредственностью — слишком уж много у проекта недоработок и огрехов (и визуальных, и содержательных). Словно перед нами не топовый контент стриминговой платформы, а рядовая костюмная драма с телеканала «Россия». К середине сезона повествование совсем проседает: история откатывается на несколько лет назад, чтобы показать детство и отрочество некоторых героев. Для не самых внимательных события прошлого персонажи проговаривают уже в настоящем.
Главная обманка проекта — Энтони Хопкинс, которому досталось меньше всего экранного времени (спойлер: персонаж исчезнет в первой половине сезона). Даже количество реплик императора можно пересчитать по пальцам двух рук. При этом на нем, а не на Иване Реоне, чья история куда мрачнее и разноплановее, строилась промокампания.
Да, «Обреченные на славу» успевают поднять немало интересных тем, актуальных и сегодня. Это и кризис авторитарной власти, которой некогда (и незачем) заниматься проблемами простых людей, — нужно всеми силами держаться за трон, все остальное потом. Это и построение собственного предприятия в нише, где все лучшее уже поделено между теми, кто хитрее и проворнее. Это и презрительное отношение к женщинам, вынужденным находится в тени мужчин (драматическая линия любовницы Тита — иудейской царицы Береники, которую сыграла Лара Вулф).
Каждую из тем даже вроде бы успевают раскрыть, но не всегда удачно и широко, при этом забывая о многих персонажах. Героев в кадре много, а вот запомнить их довольно затруднительно. Новый уровень сложности — фиксировать, когда кто-либо переходит из одной команды в другую. Та же «Игра престолов», вышедшая в прошлом десятилетии, держала огромный массив героев в узде, выдавая характеристики и судьбы порциями. На этом фоне «Обреченные на славу» выглядит как солдат, который бросается в атаку без четкого плана.
При этом вторая половина сезона оказывается заметно бодрее — множественные второстепенные линии сходятся в одну, подводя к развязке. Но при таком обилии контента и проектов на похожую тему сериал, в котором первые эпизоды нужно «перетерпеть», в наши дни вряд ли получит статус культового или добьется заметного успеха.