К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Очень страшное кино: 20 лучших фильмов ужасов в истории

 Кадр из фильма «Техасская резня бензопилой»
Кадр из фильма «Техасская резня бензопилой»
Фильмы ужасов — жанр, который вызывает сильные эмоции у зрителей. Эти истории могут быть основаны на реальных событиях, мифах или полностью вымышленных историях. Кинокритик Тимур Алиев выбрал лучшие хорроры на сегодняшний день, которые никого не оставят равнодушным
20. «Паранормальное явление», 2007 год

20. «Паранормальное явление», 2007 год

По сюжету хоррора в доме у молодой пары завелась нечистая сила. Правда, поначалу она не проявляет себя, но гнетущее ощущение от присутствия потустороннего не отпускает. Тогда они решают зафиксировать сверхъестественную активность на видеокамеру, ведь что-то происходит именно тогда, когда они ложатся спать.

Один из наиболее ярких примеров фактурного хоррора, который при этом сделан «на коленке». Съемки проходили в доме самого режиссера, сценарий также опирается на его личную историю, связанную с паранормальными явлениями. В итоге кино с бюджетом в $15 000 собрало $193 млн. Такой успех не мог не породить франшизу: вышло уже пять частей «Паранормального явления» и в работе находится шестая.

19. «Астрал. Онлайн», 2020 год

19. «Астрал. Онлайн», 2020 год

События хоррора разворачиваются в июле 2020 года, когда весь мир сидит на карантине из-за ковида. Группа друзей созванивается через Zoom и приглашают медиума, который решает провести спиритический сеанс. В лучших традициях жанра что-то в процессе идет не так, как задумано, — и вот уже в квартирах участников созвона начинает происходить нечто странное и пугающее.

Действие фильма ужасов «Астрал. Онлайн» происходит в замкнутом пространстве в популярном для пандемийного года формате скринлайф. Это пример увлекательного и зловещего кино, в котором сбалансированная атмосфера ужаса «украшена» множеством скримеров. Режиссер Роб Сэвидж («Бугимен») сделал полный метр на основе короткометражки, в которой, как и герои «Астрала», разговаривал с друзьями по Zoom, а потом делал вид, будто слышит подозрительные звуки на чердаке.

18. «Окулус», 2013 год

18. «Окулус», 2013 год

Подросток Тим возвращается домой из лечебницы — там он провел несколько лет, пережив травму (его отец убил мать, а потом и сам ушел из жизни). Старшая сестра Тима Кайли считает, что в этой трагедии замешаны темные силы, в частности старинное зеркало, которое до сих пор находится в родительском доме. Сестра объединяется с братом, чтобы отыскать зеркало и уничтожить его, отомстив за родителей.

Картина знаменитого хоррормейкера Майка Флэнагана («Клуб полуночников», «Падение дома Ашеров»), вдохновение для которой он черпал в рассказах Говарда Лавкрафта. В основе ужастика — воплощение персональных страхов и комплексов главных героев. В свое время хоррор оценили Квентин Тарантино, Уильям Фридкин и Стивен Кинг, а любовь зрителей позволила создателям неплохо заработать (при бюджете в $5 млн долларов фильм собрал $44 млн).

17. «Мать слез», 2007 год

17. «Мать слез», 2007 год

По сюжету фильма ужасов студентка факультета искусств Сара Мэнди обнаруживает античную урну. Вместе с подругой они разбираются в ее истории и невольно освобождают древнюю ведьму — Мать слез. На улицах современного Рима появляются демоны — прислужники Матери, от рук которых погибает подруга Сары. Город захлестывают волна насилия и всеобщая паника, и только Сара способна найти способ усмирить одну из самых жестоких и могущественных ведьм древности.

«Мать слез» — заключительная часть трилогии Дарио Ардженто, стартовавшей 30 лет назад с джалло, поджанра итальянских фильмов ужасов, сочетающего элементы криминального триллера и эротики, «Суспирия». В ней режиссер объясняет природу трех великих ведьм, которые обосновались в Европе и Америке и управляли старинными домами скорби на протяжении веков. Завершение трилогии не обошлось без штампов (ведьмы, конечно, женщины в черных одеяниях и со страшными лицами), тем не менее «Мать слез» по-своему завораживает и держит в напряжении — чего только стоят жуткие казни человеческие в современном антураже.

16. «Туннель», 2011 год

16. «Туннель», 2011 год

В Сиднее проблемы с водоснабжением города, в связи с чем власти разворачивают проект по очистке воды, которая скапливается в подземных коллекторах. Вот только чиновники не учитывают, что в старых туннелях уже много лет обитают бездомные, которые в случае реализации проекта останутся лишены этого прибежища. А наиболее глубокие катакомбы — дом зловещего существа, с которым придется столкнуться группе документалистов, снимающих кино про те самые коллекторы.

Хоррор «Туннель» — режиссерский дебют филиппинца Карло Ледесма, снятый в формате found footage: зритель будто смотрит старые видеозаписи, на которых и запечатлена история, описанная в фильме. Впрочем, менее страшными события от этого не становятся: нагнетание саспенса происходит по всем канонам — от рядового интервью с потерпевшими до внезапных помех VHS-камеры и классических скримеров жертвы.

15. «Гвозди», 2003 год

15. «Гвозди», 2003 год

Не обойтись в топе хорроров без отечественных хитов. Андеграундный ужастик Андрея Исканова рассказывает о киллере-трудоголике, который решает избавиться от зависимостей жестко и радикально (с помощью гвоздя в черепе). Поначалу необыкновенная операция дает результаты: мигрени проходят, мир обретает новые краски, многие заботы отходят на второй план. Но мозг главного героя, получив «насильственную» эйфорию, жаждет новой дозы гвоздей.

Жутковатый русский артхаус Исканова снят за 10 000 рублей. Сегодня представить такие бюджеты для хоррора немыслимо, но в начале 2000-х эксперименты казались обыденностью. Для экономии режиссер снимал кино в собственной квартире.

Пугает кино не столько историей, которая укладывается в пару предложений, сколько атмосферой видоизмененного мира, который зритель видит во второй половине картины. Сцены насилия здесь настолько кровавые и жестокие, что особо чувствительным стоит воздержаться от просмотра — после кажется, что и у вас в голове вбита как минимум парочка гвоздей.

14. «Кладбище домашних животных», 1989 год

14. «Кладбище домашних животных», 1989 год

В небольшой городок переезжает Луис Крид и его семья. Сюда его пригласили на должность врача. В первые дни, пока семья обживается, происходит трагедия — домашний любимец Кридов кот Черч попадает под грузовик. Луис решается похоронить кота на индейском кладбище. Согласно легенде, это место обладает чудодейственной, воскрешающей силой. Кот воскресает и даже возвращается к хозяевам, но его поведение, мягко говоря, настораживает.

«Кладбище домашних животных» — экранизация одноименного романа Стивена Кинга. Сам писатель, кстати, появляется в небольшом камео в роли священника на похоронах. По сей день Кинг считает фильм ужасов одной из лучших экранизаций его произведений, пусть события картины несколько отличаются от первоисточника. Это мрачная история, выдержанная в холодных, приглушенных цветах. Экранизация задает и философские вопросы, например об игре человека в Бога и грани между любовью и одержимостью.

13. «Другие», 2001 год

13. «Другие», 2001 год

В дом, где живут Грейс и ее дети, не проникает свет. Это не проблемы с электричеством, все так и задумано. Здесь семейство ждет окончания Второй мировой войны и возвращения отца, сражающегося на фронте. Дочь и сын Грейс не выносят дневного света, поэтому прислуга четко проинструктирована: не открывать дверь, если не закрыта предыдущая, и не открывать шторы. Но все меняется, когда в стенах дома появляется потусторонняя сущность, разрушающая заведенный порядок.

Голливудский дебют испанца Алехандро Аменабара («Открой глаза») — кино о привидениях, в котором нет инфернальных существ, но страшно все равно. От скрипа половиц, хруста деревянных досок, щелчков дверных замков. Камера фиксирует мельчайшие детали, из которых и складывается всепоглощающий ужас картины, лишенный гигантских монстров и компьютерных спецэффектов. Николь Кидман отвечает за ужас растерянной и теряющей рассудок матери, которая жаждет защитить детей от любой напасти.

12. «Пикник у Висячей скалы», 1975 год

12. «Пикник у Висячей скалы», 1975 год

В 1900 году на День святого Валентина группа школьниц из Австралии устраивает пикник. Вместе с учительницей они отправляются к местной достопримечательности — Висячей скале. В ходе путешествия они сталкиваются то с пугающим затишьем, то с бушующей грозой. Постепенно девушки бесследно исчезают.

Питер Уир снял мистическую драму по мотивам одноименного романа Джоан Линдси. Фильм ужасов вышел в далеком 1975 году, но и сейчас смотрится как образцово-показательный фантастический хоррор. Перипетии исчезновения никак не объясняются, зато много внимания уделяется контексту: пересечению двух столетий и жутким потрясениям, которые ожидают человечество. Спасение, если верить Уиру, лишь в единении с природой, и на это способен далеко не каждый.

11. «Уиллоу Крик», 2013 год

11. «Уиллоу Крик», 2013 год

Влюбленная парочка приезжает в большой национальный парк. Здесь, если верить свидетельствам очевидцев, не раз встречали снежного человека. Вот и ребята надеются поймать удачу за лапу, запечатлев чудо-зверя. Местные советуют не заходить вглубь парка, но парень с девушкой не внимают предостережениям. Спойлер: очень зря.

Что произойдет с юными натуралистами, объяснять не надо — в «Уиллоу Крик» все ясно с первых же кадров. Веселое приключение довольно быстро превращается в ожесточенное выживалити. Фильм Бобкэта Голдтуэйта — динамичное жанровое упражнение, в котором есть не только эпизоды столкновения с диким снежным человеком, но и легкий стеб вокруг его культа. Ужасы здесь сдобрены небольшим слоем иронии.

10. «Синистер», 2012 год

10. «Синистер», 2012 год

Дом, куда автор детективов переезжает со всей семьей, скрывает жуткую тайну. Год назад в этих стенах были убиты все его жильцы. Главный герой случайно обнаруживает видеозаписи, которые могут стать ключом к раскрытию тайны этой трагедии. Вот только дух Багула, живущий в доме, этому очень не рад. Теперь семья писателя оказывается под угрозой. Он встает перед выбором — освободить души убитых духом детей или пожертвовать собственным ребенком.

Идея хоррора Скотта Дерриксона («День, когда Земля остановилась»), расположившегося в середине списка лучших фильмов ужасов, появилась у сценариста С. Роберта Каргилла после ночного кошмара, который приснился ему после просмотра «Звонка» Гора Вербински — так и работает круговорот ужастиков в Голливуде. Главную роль исполнил Итан Хоук — четырехкратный номинант на премию «Оскар». Еще один пример неплохо окупившегося хоррора: с бюджетом в $3 млн «Синистер» собрал $82,5 млн. Неудивительно, что вскоре появились и сиквел, и приквел картины.

9. «Проклятие», 2004 год

9. «Проклятие», 2004 год

Домохозяйка Каяко Саэки из пригорода Токио встречается с профессором колледжа Питером. Об этом узнает ее муж Такэо: он убивает супругу, их маленького сына и даже кошку. Сам Такэо умирает уже от рук призрака жены. Проклятие умерших распространяется как вирус, сплетая целую сеть.

«Проклятие» — американо-японский ужастик Таксми Симидзу, ремейк одноименного хоррора, спродюсированный Сэмом Рэйми. Удивительная штука: голливудская версия оказалось гораздо фактурнее и страшнее оригинала. Простая идея, лежащая на поверхности, получила прекрасную реализацию (и целое семейство продолжений). Симидзу пришлось частично переработать историю, при этом смысловые зацепки и национальный колорит сохранились. Еще один хоррор, который больше пугает не запредельной жестокостью, а душераздирающей атмосферой столкновения с призраком.

8. «Ключ от всех дверей», 2005 год

8. «Ключ от всех дверей», 2005 год

У инвалида Бена Деверо новая сиделка — 25-летняя Кэролайн Эллис. По сюжету хоррора Деверо живет в огромном особняке недалеко от Луизианы. Жена старика Вайолет вручает Кэролайн ключ от всех дверей в доме. Однажды девушка обнаруживает секретную комнату, где бывшие владельцы особняка практиковали черную магию. С этого момента в доме происходит нечто странное и загадочное. Кэролайн ничего не остается, кроме как разгадать тайну прошлого Бена Деверо и предыдущих владельцев особняка.

Мистический хоррор Иэна Софтли («Планета Ка-Пэкс») из той породы ужасов, где прошлое сталкивается с настоящим (и рвется наружу). История здесь обманчива: постепенно главная героиня раскрывает секрет за секретом и, казалось бы, складывает целый пазл из взаимоотношений бывших владельцев и их слуг (естественно, темнокожих рабов). Но впоследствии оказывается, что все совсем не так — и то, что казалось обыденным и понятным, становится новой загадкой, распутать нити которой не так-то просто.

7. «Техасская резня бензопилой», 1974 год

7. «Техасская резня бензопилой», 1974 год

Ходят слухи, что какие-то хулиганы осквернили кладбище в Техасе, поэтому Салли вместе с братом Франклином отправляются проведать могилу дедушки. Перед этим они заезжают на старую ферму, где жил и работал их дед. По соседству располагается жутковатая семья рабочих, которые трудятся на скотобойне. Оказывается, это каннибалы, чье жилище украшено кожей и костями людей и животных.

Идея фильма ужасов пришла Тоубу Хуперу («Смертельная ловушка», «Салемские вампиры») во время посещения им строительного магазина. Главную роль исполнила актриса Мэрилин Бернс («Великий Уолдо Пеппер»). Как ни странно, культовый слэшер, породивший одноименную франшизу, до сих пор считается одним из наименее кровавых хорроров в истории кино. Хупер надеялся смягчить эпизоды насилия и исключить наготу и построил фильм на концепции закадрового ужаса — мельчайших деталей не будет, все самое жуткое происходит в воображении зрителя.

6. «Реинкарнация», 2018 год

6. «Реинкарнация», 2018 год

События «Реинкарнации» разворачиваются в тихом деревенском доме, где поминают Эллен — бабулю, ушедшую из жизни в возрасте 78 лет. На похоронах ее дочь Энни говорит, что ее мать была очень скрытной. Через некоторое время родственники узнают, что могилу бабушки кто-то осквернил, а в ее доме начинают происходить странные вещи. Кажется, теперь вся семья в опасности: бабушка, возможно, восстала из мертвых и хочет сохранить свои секреты.

Полнометражный дебют Ари Астера — пример хоррора нового поколения. Это так называемый слоубернер, события которого разворачиваются настолько медленно, что это может притупить зрительское внимание, а то и подтолкнуть ко сну. «Реинкарнация», как говорится, долго запрягает, но в последнюю треть картина резко набирает обороты — только и успевай сохранять самообладание от водоворота ужасов и жестокости. Картина попала в культовый международный список «1001 фильм, который вы должны посмотреть, прежде чем умереть».

5. «Залив», 2012 год

5. «Залив», 2012 год

Берег небольшого города подвергается биологической атаке неизвестного происхождения. Сюда выбрасывает мутировавших морских паразитов, которые начинают проникать внутрь человека. Всему виной многолетние выбросы в залив большого количества помета с местных куриных ферм. За распространением эпидемии паразитов наблюдает молодая журналистка, снимающая новостной репортаж.

Страшное мокьюментари Барри Левинсона («Человек дождя») — хоррор, смонтированный из профессиональных и любительских VHS-записей жителей города. Калейдоскоп разноплановых сюжетов образует жуткий портрет истребления целого города (спойлер: в конце все жители погибают). Формат позволяет увлеченно собирать необыкновенный пазл «Залива» словно головоломку, в которой соединяются причины и последствия биологической катастрофы. От вида монструозных людей, зараженных паразитами, кровь стынет.

4. «Паранормальные явления. Скинамаринк», 2022 год

4. «Паранормальные явления. Скинамаринк», 2022 год

В середине 90-х в темном доме просыпаются два подростка, Кевин и Кейли. Они одни в квартире: отец уложил их спать, а теперь пропал, на зов «папа» никто не откликается. Ребята решают использовать время с пользой, набрать сладостей с кухни и пойти смотреть мультики по телевизору. Вот только дом начинает вести себя необычным образом: свет мигает, из темных углов раздаются звуки. Кажется, помимо ребят, здесь есть кто-то еще.

«Паранормальные явления. Скинамаринк» — революционный хоррор, ставший популярным в первую очередь в социальных сетях. В основном благодаря TikTok, куда пользователи загружали отрывки из фильма, оказавшегося в сети раньше запланированного релиза. Такие короткие ролики набрали миллионы просмотров и обеспечили «Скинамаринку» культовый статус задолго до релиза. Кажется, никогда еще универсальный для всего человечества страх темноты не был так точно и лаконично передан, как в этом ужастике.

3. «Безумный Бог», 2021 год

3. «Безумный Бог», 2021 год

Безымянный воин отправляется в путешествие. Он спускается в загадочный мир, который напоминает Землю после Апокалипсиса. Здесь ему предстоит пройти лабиринт, наполненный кошмарами самых разных форм, чтобы сразиться с безумными учеными, что проводят в этом темном уголке Вселенной свои крайне неэтичные эксперименты.

Хоррор «Безумный Бог» — работа всей жизни для Фила Типпета, режиссера и создателя визуальных эффектов, который прославился работой над такими проектами, как «Звездные войны», «Парк Юрского периода» и «Робокоп». Над новым фильмом — удивительно жестокой и пугающей кукольной фантастикой — Типпет работал около 30 лет, пройдя несколько стадий: и поиск дополнительного финансирования на Kickstarter, и желание уничтожить кино, и лечение в психиатрической клинике. Плотность увечий, которые наносят персонажи друг другу, запредельная: их взрывают, распиливают, сжигают заживо, им вскрывают животы и распиливают черепа.

2. «Муха», 1986 год

2. «Муха», 1986 год

Ученый Сет Брандл изучает процесс телепортации. Неодушевленные предметы уже прошли первые тесты, пора переходить на живых существ. Воодушевленный успехом, Брандл решает и сам стать объектом эксперимента. Но все идет наперекосяк, когда в бокс телепортации залетает муха. Из-за этого талантливый ученый превращается в мутанта — наполовину человека, наполовину муху.

Культовый хоррор Дэвида Кроненберга — экранизация рассказа писателя Жоржа Ланжелана. Согласно данным опроса IMDB, «Муха» занимает 42-е место в списке лучших фильмов ужасов в истории кино. С непривычки кино может вызвать и отвращение, и другие отталкивающие чувства — Кроненберг уделяет особое внимание телесному аспекту процесса мутации. Это одновременно и жуткий, и глубоко трагический хоррор — главному герою, ставшему виновником собственного эксперимента, трудно не сопереживать. За грим, к слову, «Муха» получила премию «Оскар» в 1987 году.

1. «Оно приходит за тобой», 2014 год

1. «Оно приходит за тобой», 2014 год

Студентка Джей Хай идет на свидание с парнем по имени Хью. В театре парень замечает загадочную женщину, но Джей ее не видит. После занятия сексом Хью признается: он передал Джей способность — теперь она будет видеть существо из другого мира. Преследуемая чудовищем, которое может принимать разные обличия, девушка уезжает на пляж, где на следующее утро обнаруживают ее искалеченный труп.

«Оно приходит за тобой» Дэвида Роберта Митчелла в этом году празднует 10-летний юбилей. За прошедшие годы загадочный и невероятно тревожный хоррор о проклятии, которое передается половым путем, ничуть не потерялся — история о трудностях взросления пугает сегодня. Режиссер переносит на экран все страхи (без всяких стереотипов и клише), связанные не только со взрослением, но и с ощущением перманентной тревожности и отсутствием безопасности в окружающем мире. Кажется, с годами «Оно приходит за тобой» стал даже более актуальным, чем был в середине 2010-х. Неудивительно, что недавно было объявлено о съемках сиквела «Они придут за тобой», съемки которого начнутся в 2024 году.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+