К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Очень долгие дела: почему новые сезоны популярных сериалов так медленно снимают

Кадр из сериала «Очень странные дела»
Кадр из сериала «Очень странные дела»
Фанаты по всему миру уже несколько лет ждут продолжения «Очень странных дел», «Эйфории», «Белого лотоса» и «Игры в кальмара». Если раньше стриминговые сервисы ежегодно выдавали по новому сезону, чтобы удерживать и наращивать базу подписчиков, сейчас даже самые успешные хиты снимают в течение двух, а то и трех лет. Редактор Forbes Life Софья Бронтвейн пытается разобраться, почему Netflix, HBO и Apple TV+ никуда не торопятся

Возможно, зрители еще помнят, что на Netflix выходил такой невероятно популярный сериал «Очень странные дела», основанный на одноименном комиксе. В нем дети и подростки боролись с паронормальными явлениями, чтобы не допустить проникновения мрачного параллельного мира в реальность. Четвертый сезон «Очень странных дел» вышел в 2022 году. Тогда же сериал продлили на пятый сезон, который, по идее, должен выйти в 2025-м. Съемки должны были начаться в июне прошлого года, но тогда случилась крупнейшая забастовка писателей и сценаристов в США, которая внесла свои коррективы в планы многих шоураннеров. В январе этого года братья Даффер возобновили съемки, поэтому остается лишь верить и ждать, что пятый сезон выйдет на экраны в 2025-м. 

Кадр из сериала «Очень странные дела»

Тем временем юные звезды «Очень странных дел» уже стали вполне взрослыми и востребованными актерами. Например, Милли Бобби Браун, исполнявшей роль Одиннадцать, исполнилось 20 лет, и она стала исполнительным продюсером в фильме «Дева и дракон». Финну Вулфхарду (Майк Уиллер) уже 21 год, и он сыграл главную роль в сиквеле «Охотники за привидениями: Леденящий ужас». 22-летняя Сэди Синк (Макс Мейфилд) отметилась в картинках «Кит» Даррена Аронофски и «Город страха» Джордана Скотта. Одним словом, дети выросли, стали мировыми звездами, а их съемочный график заметно усложнился. Так что собрать теперь каст, в котором также важнейшие роли играют Вайнона Райдер и Дэвид Харбор, — задачка со звездочкой. Поэтому зрители вынуждены годами ждать продолжения «Очень странных дел», с трудом вспоминая, чем вообще закончились предыдущие сезоны. 

Еще сложнее состыковать съемочные графики Сэму Левинсону — создателю сериала «Эйфория». Актеры, сыгравшие главных героев проекта, с момента выхода первого сезона стали уже не просто звездами, а суперзвездами. Зендея, Джейкоб Элорди, Хантер Шефер — селебрити вселенского масштаба, которые ежемесячно становятся героями новых рекламных кампаний, обложек глянцевых журналов, модных показов и коллабораций. Сложно себе представить, что Зендея, сыгравшая главные роли в «Дюне», «Человеке-пауке» и «Претендентах», вернется к роли наркоманки Ру Беннет, чтобы порадовать фанатов «Эйфории». Она однозначно переросла эту роль, пока HBO находили общий язык с гильдией писателей и сценаристов. В то же время Ангус Клауд, известный по роли Фреско, умер в 2023-м от передозировки. Второй сезон вышел на экраны в 2022-м, тогда же «Эйфория» была продлена на третий. В марте этого года стало известно, что съемки новых эпизодов по-прежнему переносятся, и хотя HBO намерены выпустить третий сезон в 2025-м, этот план кажется совершенно нереалистичным.  

 

Можно понять, почему приквелу «Игры престолов» — сериалу «Дом дракона» — нужны были два года на создание второго сезона. В конце концов Джордж Р.Р. Мартин и Райан Кондал используют сложнейшую компьютерную графику и искусственный интеллект для отрисовки драконов, зрелищных битв и фэнтезийного мира Семи Королевств. Хотя та же «Игра престолов», не уступающая по масштабу костюмов, спецэффектов и графики «Дому дракона», радовала фанатов новыми эпизодами ежегодно. Но в чем проблема у «Бриджертонов»? Третий сезон одного из главных хитов Netflix вышел на экраны в этом году, но продолжение мы увидим лишь в 2026-м. Да, Крису Ван Дьюсену и Шонде Раймс тоже приходится использовать CGI для создания атмосферы эпохи Регентства начала XIX века, но будем откровенны — никто не смотрит «Бриджертонов» ради спецэффектов. 

Кадр из сериала «Дом дракона»

По идее, мы должны увидеть целых восемь сезонов «Бриджертонов», и если новые серии будут выходить раз в два года, то мы сможем лицезреть развязку проекта аж в 2034 году. Учитывая, сколько сериалов, документальных и реалити-шоу ежемесячно выкатывают крупнейшие стриминги, сложно представить, кто вообще вспомнит спустя 10 лет, зачем мы смотрим «Бриджертонов». Этот проект Netflix точно не сталкивается с проблемой перегруженных графиков у актеров, потому что никто из исполнителей главных ролей «Бриджертонов» не стал звездой мирового масштаба, за которой охотятся режиссеры и продюсеры. Они точно должны быть готовы подстраивать свой график под съемки «Бриджертонов», но тем не менее фанаты должны ждать по два года, чтобы увидеть новые эпизоды. 

 

Легендарная Шонда Раймс с 2005-го умудрялась выдавать по новому сезону «Анатомии страсти» ежегодно, в каждом из которых, на минуточку, по 25 эпизодов. Культовый сериал «Как избежать наказания за убийство» Раймс тоже стабильно выходил на экраны каждый год с 2014-го по 2019-й — без каких-либо задержек, переносов и отмен. 

Вспомним еще один хит Netflix — сериал «Игра в кальмара», который стал самым популярным в истории стримингового сервиса. Первый сезон южнокорейского шоу вышел на экраны в 2021-м, тогда же режиссер Хван Дон Хёк объявил, что «Игра в кальмара» продлена на второй. Съемки новых эпизодов должны были начаться в прошлом году, чтобы до конца 2024-го они стали доступны на Netflix. Но подозрительная тишина настораживает. Казалось бы, стриминг должен был бы сразу начать работу над вторым сезоном после оглушительного успеха первого, чтобы удержать подписчиков и нарастить базу новыми фанатами, но этого почему-то не происходит. Хван Дон Хёк рассказывал во многих интервью, что когда было принято решение продлить «Игру в кальмара», у него не было практически никаких наработок по второму сезону и ему понадобилась бы помощь сценаристов. Логично, что Netflix не поскупился бы нанять лучших творцов в помощь Хвану, чтобы ускорить процессы. 

Кадр из сериала «Медведь»

Рассказывать о сериалах, которые мы ждем, но никак не дождемся, можно вечно. Где второй сезон «Разделения» — самого успешного проекта Apple TV+ после «Теда Лассо»? Почему до сих пор ничего неизвестно о продолжении «Белого лотоса»? И только сериал «Медведь» в этом мире, полном переносов и задержек, стабильно выпускает ежегодно новые эпизоды. Когда в 2020 году вышел первый сезон «Бриджертонов», «Медведь» еще даже не существовал. Теперь этот проект ежегодно забирает все главные премии, пока Крис Ван Дьюсен и Шонда Раймс кормят фанатов обещаниями. 

 

Кто-то сталкивается с проблемой перегруженного графика актеров, кому-то с трудом даются сложные спецэффекты и дополненная реальность, одни вынуждены вечно бороться с бастующими сценаристами, другие — придумывать, что делать с персонажами, исполнители которых погибли. 

14 июля 2023 года в США актеры впервые за 60 лет вышли на совместные пикеты с Гильдией сценаристов, забастовка которой началась 2 мая, закончилась 27 сентября и продлилась 148 дней, став второй по продолжительности с 1988 года. Протест актеров длиной в 118 дней стал самым продолжительным в истории гильдии. Спор между студиями и более чем 70 000 работниками киноиндустрии привел к заморозке более десятка ТВ- и кинопроектов, потере более 40 000 рабочих мест, многомиллионным убыткам студий и поставил под угрозу летний киносезон 2024 года. Одной из главных проблем и для сценаристов, и для актеров было использование искусственного интеллекта, а также размеры отчислений за повторный показ эпизодов сериалов и премьеры фильмов на стримингах. В результате достигнутых соглашений теперь сценаристы могут использовать ИИ, если это позволяет студия, однако сама она не вправе заставлять работников прибегать к услугам ИИ и должна предупреждать их, если она использовала его в создании любых материалов. 

Кадр из сериала «Бриджертоны»

Но есть предположение, что в общем и целом на все съемочные процессы повсеместно повлияла пандемия. До COVID-19 мы стабильно получали новую дозу эскапизма каждый год. Мы всегда знали, когда выйдут новые серии любимых сериалов, чтобы быстренько освежить в памяти события прошлых эпизодов. Стриминговые сервисы работали как часы, отчетливо понимая, какой из проектов станет флагманом в определенном месяце. Зрителям всегда было что смотреть на Netflix, HBO, Apple TV+. И это были качественные, масштабные, зрелищные хиты, а не просто проходные сериалы, которыми теперь сервисы пытаются забить эфир, пока мы ожидаем стоящих новинок. 

Кажется, что индустрия замедлилась. Актеры, режиссеры, сценаристы, продюсеры стали внимательнее относиться к себе, своей личной жизни и графикам. Никто больше не стремится снимать сериалы на разрыв аорты любой ценой. Массовые забастовки в Голливуде за последние пару лет показывают, что токсичные темпы работы в киноиндустрии перестали устраивать специалистов. Особенно это касается людей, которые остаются за кадром и получают за создание настоящих блокбастеров не такие гонорары, как звезды на экране.

Если шоураннеры хотят ежегодно выпускать новые сезоны, придется пересмотреть условия труда не только для суперзвезд, но и для рядовых сценаристов, операторов и монтажеров, которых совершенно не волнует, что скучающим зрителям не удается сбежать от суровой реальности без новых сезонов любимых шоу. А те самые селебрити, карьера которых выстрелила благодаря сериалам, понимают, что они не останутся без ролей и высоких гонораров. А миллионы фанатов, которые мечтают годами увидеть новые сезоны любимых сериалов, подождут еще. В конце концов Netflix, HBO, Apple TV+ успешно забивают эфир другими шоу. Да, не гениальными, но все-таки качественными. 

 

Зрители становятся заложниками этой ситуации. Пока все стриминговые сервисы задерживают выход новых сезонов, мы даже не можем стимулировать их отказом от подписки, потому что у нас есть потребность смотреть хотя бы что-то. И в итоге мы подписываемся на все платформы разом, чтобы найти там хотя бы проходные новинки. Мы постепенно забываем, как любили «Игру в кальмара» или «Очень странные дела», потому что эти сериалы попросту постепенно стираются из нашей памяти. Вполне вероятно, мы вовсе не увидим продолжения многих любимых шоу. И с этим придется просто смириться. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+