Очень долгие дела: почему новые сезоны популярных сериалов так медленно снимают
Возможно, зрители еще помнят, что на Netflix выходил такой невероятно популярный сериал «Очень странные дела», основанный на одноименном комиксе. В нем дети и подростки боролись с паронормальными явлениями, чтобы не допустить проникновения мрачного параллельного мира в реальность. Четвертый сезон «Очень странных дел» вышел в 2022 году. Тогда же сериал продлили на пятый сезон, который, по идее, должен выйти в 2025-м. Съемки должны были начаться в июне прошлого года, но тогда случилась крупнейшая забастовка писателей и сценаристов в США, которая внесла свои коррективы в планы многих шоураннеров. В январе этого года братья Даффер возобновили съемки, поэтому остается лишь верить и ждать, что пятый сезон выйдет на экраны в 2025-м.
Тем временем юные звезды «Очень странных дел» уже стали вполне взрослыми и востребованными актерами. Например, Милли Бобби Браун, исполнявшей роль Одиннадцать, исполнилось 20 лет, и она стала исполнительным продюсером в фильме «Дева и дракон». Финну Вулфхарду (Майк Уиллер) уже 21 год, и он сыграл главную роль в сиквеле «Охотники за привидениями: Леденящий ужас». 22-летняя Сэди Синк (Макс Мейфилд) отметилась в картинках «Кит» Даррена Аронофски и «Город страха» Джордана Скотта. Одним словом, дети выросли, стали мировыми звездами, а их съемочный график заметно усложнился. Так что собрать теперь каст, в котором также важнейшие роли играют Вайнона Райдер и Дэвид Харбор, — задачка со звездочкой. Поэтому зрители вынуждены годами ждать продолжения «Очень странных дел», с трудом вспоминая, чем вообще закончились предыдущие сезоны.
Еще сложнее состыковать съемочные графики Сэму Левинсону — создателю сериала «Эйфория». Актеры, сыгравшие главных героев проекта, с момента выхода первого сезона стали уже не просто звездами, а суперзвездами. Зендея, Джейкоб Элорди, Хантер Шефер — селебрити вселенского масштаба, которые ежемесячно становятся героями новых рекламных кампаний, обложек глянцевых журналов, модных показов и коллабораций. Сложно себе представить, что Зендея, сыгравшая главные роли в «Дюне», «Человеке-пауке» и «Претендентах», вернется к роли наркоманки Ру Беннет, чтобы порадовать фанатов «Эйфории». Она однозначно переросла эту роль, пока HBO находили общий язык с гильдией писателей и сценаристов. В то же время Ангус Клауд, известный по роли Фреско, умер в 2023-м от передозировки. Второй сезон вышел на экраны в 2022-м, тогда же «Эйфория» была продлена на третий. В марте этого года стало известно, что съемки новых эпизодов по-прежнему переносятся, и хотя HBO намерены выпустить третий сезон в 2025-м, этот план кажется совершенно нереалистичным.
Можно понять, почему приквелу «Игры престолов» — сериалу «Дом дракона» — нужны были два года на создание второго сезона. В конце концов Джордж Р.Р. Мартин и Райан Кондал используют сложнейшую компьютерную графику и искусственный интеллект для отрисовки драконов, зрелищных битв и фэнтезийного мира Семи Королевств. Хотя та же «Игра престолов», не уступающая по масштабу костюмов, спецэффектов и графики «Дому дракона», радовала фанатов новыми эпизодами ежегодно. Но в чем проблема у «Бриджертонов»? Третий сезон одного из главных хитов Netflix вышел на экраны в этом году, но продолжение мы увидим лишь в 2026-м. Да, Крису Ван Дьюсену и Шонде Раймс тоже приходится использовать CGI для создания атмосферы эпохи Регентства начала XIX века, но будем откровенны — никто не смотрит «Бриджертонов» ради спецэффектов.
По идее, мы должны увидеть целых восемь сезонов «Бриджертонов», и если новые серии будут выходить раз в два года, то мы сможем лицезреть развязку проекта аж в 2034 году. Учитывая, сколько сериалов, документальных и реалити-шоу ежемесячно выкатывают крупнейшие стриминги, сложно представить, кто вообще вспомнит спустя 10 лет, зачем мы смотрим «Бриджертонов». Этот проект Netflix точно не сталкивается с проблемой перегруженных графиков у актеров, потому что никто из исполнителей главных ролей «Бриджертонов» не стал звездой мирового масштаба, за которой охотятся режиссеры и продюсеры. Они точно должны быть готовы подстраивать свой график под съемки «Бриджертонов», но тем не менее фанаты должны ждать по два года, чтобы увидеть новые эпизоды.
Легендарная Шонда Раймс с 2005-го умудрялась выдавать по новому сезону «Анатомии страсти» ежегодно, в каждом из которых, на минуточку, по 25 эпизодов. Культовый сериал «Как избежать наказания за убийство» Раймс тоже стабильно выходил на экраны каждый год с 2014-го по 2019-й — без каких-либо задержек, переносов и отмен.
Вспомним еще один хит Netflix — сериал «Игра в кальмара», который стал самым популярным в истории стримингового сервиса. Первый сезон южнокорейского шоу вышел на экраны в 2021-м, тогда же режиссер Хван Дон Хёк объявил, что «Игра в кальмара» продлена на второй. Съемки новых эпизодов должны были начаться в прошлом году, чтобы до конца 2024-го они стали доступны на Netflix. Но подозрительная тишина настораживает. Казалось бы, стриминг должен был бы сразу начать работу над вторым сезоном после оглушительного успеха первого, чтобы удержать подписчиков и нарастить базу новыми фанатами, но этого почему-то не происходит. Хван Дон Хёк рассказывал во многих интервью, что когда было принято решение продлить «Игру в кальмара», у него не было практически никаких наработок по второму сезону и ему понадобилась бы помощь сценаристов. Логично, что Netflix не поскупился бы нанять лучших творцов в помощь Хвану, чтобы ускорить процессы.
Рассказывать о сериалах, которые мы ждем, но никак не дождемся, можно вечно. Где второй сезон «Разделения» — самого успешного проекта Apple TV+ после «Теда Лассо»? Почему до сих пор ничего неизвестно о продолжении «Белого лотоса»? И только сериал «Медведь» в этом мире, полном переносов и задержек, стабильно выпускает ежегодно новые эпизоды. Когда в 2020 году вышел первый сезон «Бриджертонов», «Медведь» еще даже не существовал. Теперь этот проект ежегодно забирает все главные премии, пока Крис Ван Дьюсен и Шонда Раймс кормят фанатов обещаниями.
Кто-то сталкивается с проблемой перегруженного графика актеров, кому-то с трудом даются сложные спецэффекты и дополненная реальность, одни вынуждены вечно бороться с бастующими сценаристами, другие — придумывать, что делать с персонажами, исполнители которых погибли.
14 июля 2023 года в США актеры впервые за 60 лет вышли на совместные пикеты с Гильдией сценаристов, забастовка которой началась 2 мая, закончилась 27 сентября и продлилась 148 дней, став второй по продолжительности с 1988 года. Протест актеров длиной в 118 дней стал самым продолжительным в истории гильдии. Спор между студиями и более чем 70 000 работниками киноиндустрии привел к заморозке более десятка ТВ- и кинопроектов, потере более 40 000 рабочих мест, многомиллионным убыткам студий и поставил под угрозу летний киносезон 2024 года. Одной из главных проблем и для сценаристов, и для актеров было использование искусственного интеллекта, а также размеры отчислений за повторный показ эпизодов сериалов и премьеры фильмов на стримингах. В результате достигнутых соглашений теперь сценаристы могут использовать ИИ, если это позволяет студия, однако сама она не вправе заставлять работников прибегать к услугам ИИ и должна предупреждать их, если она использовала его в создании любых материалов.
Но есть предположение, что в общем и целом на все съемочные процессы повсеместно повлияла пандемия. До COVID-19 мы стабильно получали новую дозу эскапизма каждый год. Мы всегда знали, когда выйдут новые серии любимых сериалов, чтобы быстренько освежить в памяти события прошлых эпизодов. Стриминговые сервисы работали как часы, отчетливо понимая, какой из проектов станет флагманом в определенном месяце. Зрителям всегда было что смотреть на Netflix, HBO, Apple TV+. И это были качественные, масштабные, зрелищные хиты, а не просто проходные сериалы, которыми теперь сервисы пытаются забить эфир, пока мы ожидаем стоящих новинок.
Кажется, что индустрия замедлилась. Актеры, режиссеры, сценаристы, продюсеры стали внимательнее относиться к себе, своей личной жизни и графикам. Никто больше не стремится снимать сериалы на разрыв аорты любой ценой. Массовые забастовки в Голливуде за последние пару лет показывают, что токсичные темпы работы в киноиндустрии перестали устраивать специалистов. Особенно это касается людей, которые остаются за кадром и получают за создание настоящих блокбастеров не такие гонорары, как звезды на экране.
Если шоураннеры хотят ежегодно выпускать новые сезоны, придется пересмотреть условия труда не только для суперзвезд, но и для рядовых сценаристов, операторов и монтажеров, которых совершенно не волнует, что скучающим зрителям не удается сбежать от суровой реальности без новых сезонов любимых шоу. А те самые селебрити, карьера которых выстрелила благодаря сериалам, понимают, что они не останутся без ролей и высоких гонораров. А миллионы фанатов, которые мечтают годами увидеть новые сезоны любимых сериалов, подождут еще. В конце концов Netflix, HBO, Apple TV+ успешно забивают эфир другими шоу. Да, не гениальными, но все-таки качественными.
Зрители становятся заложниками этой ситуации. Пока все стриминговые сервисы задерживают выход новых сезонов, мы даже не можем стимулировать их отказом от подписки, потому что у нас есть потребность смотреть хотя бы что-то. И в итоге мы подписываемся на все платформы разом, чтобы найти там хотя бы проходные новинки. Мы постепенно забываем, как любили «Игру в кальмара» или «Очень странные дела», потому что эти сериалы попросту постепенно стираются из нашей памяти. Вполне вероятно, мы вовсе не увидим продолжения многих любимых шоу. И с этим придется просто смириться.