Осколки былой славы: как империя рэпера Шона Комбса рушится на глазах
От штаб-квартиры Bad Boy Worldwide Шона Комбса, также известного как Diddy, на Манхэттене остались лишь развалины. Вместо шестиэтажного здания под номером 1710 на Бродвее, которое в 1919 году впервые открыло свои двери в качестве автосалона Ford Motor Company, сейчас стоят две покосившиеся бетонные колонны. Империя 54-летнего хип-хоп-магната рухнула вместе с его замком под тяжестью целого ряда обвинений в сексуальных домогательствах и других судебных исков. (На данный момент Комбсу не было предъявлено никаких официальных обвинений; он и его представители не ответили на просьбы прокомментировать обвинения в жестоком обращении, которые сам Комбс полностью отрицает.)
Жизнь Комбса изменилась кардинально. В прошлом артист продемонстрировал стремительный взлет в музыкальной индустрии: начав свой путь как стажер в Uptown Records, уже в 1992 году Комбс основал свой собственный лейбл Bad Boy Records. С тех пор имя Комбса ассоциировалось с историей хип-хопа: он стоял за знаменитым соперничеством рэп-представителей Восточного и Западного побережья, продюсировал посмертный релиз The Notorious B.I.G. (Biggie) Ready To Die, занявший 3-е место в рейтинге Billboard, подписал контракт с вдовой Biggie Фейт Эванс, а также с такими исполнителями, как Mase, Machine Gun Kelly и Жанель Монэ.
Комбс не остановился на хип-хопе. За последние двадцать лет он расширил свой бизнес, создав бренд одежды и парфюма Sean John, заключив успешное партнерство по производству водки Cîroc с британским конгломератом Diageo и основав сеть цифрового кабельного телевидения Revolt. За весь период его активной бизнес-деятельности Комбс заработал практически миллиард долларов (без учета налогов).
В 2019 году Forbes USA оценил состояние Комбса в $740 млн. Сам же Комбс и его команда заявили без каких-либо доказательств, что артист является миллиардером. На сегодняшний день Forbes USA оценивает его состояние в $400 млн.
Учитывая серьезность гражданских дел и надвигающееся федеральное расследование, предположительно связанное с торговлей людьми, Комбсу теперь грозит лишение не только состояния, но и свободы. (Комбс и его представители не ответили на просьбу прокомментировать оценку Forbes USA состояния артиста; правительство США подтвердило нескольким новостным организациям, что в связи с расследованием были приняты надлежащие меры.)
Согласно существующим данным, в марте 2024 года агенты ФБР провели обыски в домах артиста в Майами и Лос-Анджелесе в рамках расследования дела о незаконном обороте наркотиков. Остается неизвестным, является ли Комбс объектом идущего расследования. В ноябре прошлого года его бывшая девушка, ранее сотрудничавшая с лейблом Bad Boy Records, Кэсси Вентура подала иск, обвинив артиста в изнасиловании, сексуальном насилии и побоях, которые продолжались более десяти лет. В своем иске, который был подан в федеральный суд, она обвинила Комбса в том, что он давал ей наркотики и заставлял заниматься сексом с другими мужчинами. (Иск Вентуры был урегулирован через день после его подачи; Комбс отверг все обвинения и заявил, что урегулирование не является признанием вины.)
В прошлом месяце CNN удалось получить видеозапись с камер наблюдения, на которой видно, как Diddy жестоко избивает Вентуру; спустя 48 часов он опубликовал в своем профиле в Instagram (принадлежит Meta, признанной в России экстремистской и запрещенной) ( видео с извинениями, назвав свое поведение «отвратительным». Тем не менее он не упомянул имя Вентуры в своем извинении, а видео уже нельзя найти на его аккаунте. В том же месяце еще две женщины подали иски в соответствии с нью-йоркским законом о жертвах насилия, достигших совершеннолетия (Adult Survivors Act). Они также обвинили Комбса в сексуальном насилии, избиениях и принудительном приеме наркотиков. В период с декабря 2023 по май 2024 года в Нью-Йорке было подано еще четыре иска от других жертв с аналогичными обвинениями — среди жертв был Родни Джонс (Lil Rod), бывший продюсер Комбса. (Комбс отрицает все обвинения. Адвокаты, представляющие интересы артиста, считают, что иски «не имеют за собой никаких доказательств» и «направлены на получение денежных выплат».)
В мае 2023 года Комбс подал собственный иск против Diageo. Он утверждал, что компания «проявляет меньше усилий при сотрудничестве с партнерами афроамериканского происхождения». В иске подчеркивалось, что бренды Комбса Cîroc и DeLeón «имели доступ к ограниченному количеству» маркетинговых, производственных и дистрибьюторских ресурсов по сравнению с другими брендами компании, такими как Don Julio и Casamigos Tequila, соучредителем последнего из которых является Джордж Клуни.
В июне 2023 года Diageo прекратила сотрудничество с Комбсом. В обращении компании было указано, что «за 15 лет сотрудничества Комбс заработал почти миллиард долларов, однако инвестировал всего $1000 [в ходе сделки, касающейся DeLeón Tequila] и отказался выполнять свои обязательства».
В отчете о промежуточных результатах деятельности Diageo за январь 2024 года говорится, что Комбсу выплатили $200 млн за его долю в DeLeón в обмен на прекращение судебного процесса и разрыв партнерских отношений. «В связи с приобретением пакета акций Комбса были урегулированы ранее не разрешенные споры между акционерами, и Diageo теперь является полным владельцем бренда DeLeón», — указано в заявлении Diageo. (Компания отказалась давать дополнительные комментарии о прекращении партнерского соглашения, помимо того, что уже было раскрыто в юридических документах.)
Прекращение сотрудничества с Diageo ударило по карману артиста. Оценка состояния Комбса в 2019 году в $740 млн показала, что наибольшая доля прибыли приходится на Cîroc. В прошлом данное партнерское соглашение было признано одним из самых успешных в индустрии: с 2007 года до его прекращения в 2023 году бренд приносил Комбсу в среднем $66 млн в год. На пике популярности артиста специалисты в области инвестиций сообщили Forbes USA, что Комбс мог бы продать свою долю в Cîroc третьей стороне за сотни миллионов долларов, основываясь только на прогнозируемой прибыли.
Однако позитивные прогнозы остались в прошлом. С 2014 по 2022 год продажи Cîroc сократились почти на 24%. Тем не менее Cîroc всегда ассоциировался с Комбсом. «Он всюду брал с собой Cîroc, — говорит Джоэл Генри, бывший сотрудник Diageo, присутствовавший на сделке с Комбсом. — Cîroc и Diddy были неразрывны... Он стал лицом бренда».
Завершение партнерских отношений с артистом стало для Diageo ударом по репутации, однако не принесло настоящих убытков — в отличие от тяжелого разрыва отношений между брендом Yeezy Канье Уэста и Adidas в 2022 году, в результате которого немецкая компания отчиталась о чистом убытке в размере $540 млн. «Cîroc и DeLeón практически не влияют на общие показатели Diageo», — поделился европейский аналитик, знакомый с финансовой составляющей компании. «Эти два бренда не имеют какого-то веса», — добавил Давиде Аморим, аналитик французской компании Alphavalue, объяснив, что Cîroc и DeLeón составляют лишь несколько процентных пунктов в общем объеме продаж компании. В огромном портфеле Diageo есть «флагманские бренды», которые составляют основную часть ее доходов: водка Smirnoff, виски Johnnie Walker, а также текилы Casamigos и Don Julio.
Некоторое время последним бизнес-активом Комбса оставалась его доля в кабельном телеканале Revolt, который он основал в 2012 году для популяризации хип-хоп-культуры. Однако уже в начале июня 2024 года Комбс продал пакет акций Revolt после новостей об исках о сексуальном насилии. Компания планирует передать его акции сотрудникам, несмотря на длинную очередь заинтересованных покупателей. Гендиректор Детавио Сэмюэлс считает, что это шаг к «повышению уровня благосостояния маргинальных сообществ, которые подвергались репрессиям на протяжении долгого времени».
Forbes USA удалось ознакомиться с документами о независимой оценке компании в 2022 году, в которых была указана стоимость в размере $405 млн — Комбс являлся обладателем примерно 50% акций. Однако инвестиционный банкир, знакомый с финансовой стороной Revolt, сообщил Forbes USA, что акции Комбса были голосующими, но не имели финансового контроля, из-за чего их цена была несколько ниже цены контрольного пакета.
Банковский специалист также добавил, что оценка Revolt в $405 млн, по его мнению, была завышена и что стоимость предприятия составляет не более $200 млн. Тем не менее компания продолжает оставаться рентабельной: ранее в этом месяце Сэмюэлс заявил, что показатель EBITDA увеличился в четыре раза с 2022 по 2023 год. (Представитель Revolt отказался сообщить текущую оценку компании.)
По оценкам Forbes USA, в настоящее время в распоряжении Комбса находится около $200 млн. Компания Macy’s также прекратила сотрудничество с брендом артиста Sean John, годовой объем продаж которого в прошлом превышал $400 млн. Бренд очков Комбса также пропал с полок магазинов.
Несмотря на внушительный портфель недвижимости Комбса — два дома в Майами и комплекс в Лос-Анджелесе, оцениваемые более чем в $40 млн каждый, — около половины его фактической стоимости привязано к ипотечным кредитами. Музыкальный каталог Bad Boy Records, который Forbes USA в прошлом оценил в $125 млн, также, скорее всего, будет иметь гораздо более низкую стоимость в настоящее время. «Все, что [Комбс] смог создать, вероятно, потеряло свою ценность», — считает Джон Бранка, бывший адвокат по недвижимости Майкла Джексона. Несмотря на то что Комбс получает меньше выплат в виде роялти после возвращения издательских прав артистам Bad Boy Records, включая Biggie, поклонники хип-хопа не прекратили интересоваться музыкой лейбла. «Никто не перестанет слушать Biggie, — говорит музыкальный адвокат Питер Патерно, который помог заключить Queen их первый в США контракт на запись альбома. — Но если мы говорим про творчество Puffy (один из псевдонимов Шона Комбса. — Forbes), то оно отправилось на убой».
Ценная коллекция произведений искусства (работы Жан-Мишеля Баскии, Кита Харинга и Керри Джеймса Маршалла), личный самолет Gulfstream и автопарк из 20 машин, включая Rolls-Royce и Maybach, — все, что осталось от состояния Комбса.
Перспективы Комбса на ближайшее будущее выглядят мрачно. Шесть гражданских исков, обвиняющих артиста в сексуальном насилии, будут рассматриваться вместе с расследованием федерального правительства. Несмотря на то что Комбсу не было предъявлено никаких обвинений, юридический прецедент уже имеет место. «В центре внимания находятся иски, ссылающиеся на закон RICO и связанные с секс-торговлей людьми», — объясняет Энн Оливариус, международный адвокат, специализирующийся в делах о сексуальном насилии, гендерной дискриминации и правах человека, ссылаясь на федеральный закон о находящихся под влиянием рэкетиров организациях, который правительство США обычно применяет в подобных делах. Среди возможных наказаний, которые могут ожидать Комбса, — серьезные денежные штрафы и длительный тюремный срок. «Все очень серьезно, на это не получится закрыть глаза. Как вы понимаете, этого джентльмена ждут темные времена», — добавила она.
Один из нынешних сотрудников смежного бизнеса Комбса считает, что наступил закат былой славы артиста: «Когда-то все мечтали работать на Diddy. Теперь это уже не так».
Перевод Ксении Лычагиной