Нейроотличные участники стали лучшими: как театр спасает Венецианскую биеннале
Театральная биеннале, основанная в 1934 году, задумывалась как фестиваль, где показывают пьесы, посвященные Венеции, в декорациях самой Венеции. Так, в «Венецианском купце» Макса Рейнхардта, поставленном в 1934 году на площади Сан-Тровазо, действовавшими лицами были гондольеры и сам город вместе с его обитателями. С годами масштаб, а вместе с ним и изобретательность фестиваля уменьшились, и он превратился в остроумное дополнение к Биеннале современного искусства, представляющим театральные перформансы на фоне выставок.
Но в этом году роль театральной биеннале внезапно выросла: именно перформансы стали наиболее внятным комментарием к проекту Адриано Педросы, позволившим европейскому зрителю осознать глобальный реализм аргентинского куратора. Театральный фестиваль, озаглавленный в этом году «Черный и белый», вступает в диалог с программой Биеннале современного искусства, которая идет под девизом «Чужестранцы повсюду». Именно эти цвета становятся отправными пунктами и границами, в рамках которых идет разговор.
Если «Чужестранцы повсюду» стремится быть инклюзивной платформой, где переписывают историю искусства, освобождая место прежде неизвестным и непризнанным художникам, то «Черный и белый», следуя той же логике, сочетает современную политкорректность с изобретательностью. Спектакли, созданные на грани между театром и современным искусством, самой своей формой подрывают традиционное восприятие и театра, и изобразительного искусства.
Так, «Золотого льва» Театральной биеннале получила австралийская театральная компания Back to Back Theatre. Основанная в 1987 году актерами Саймоном Лаэрти, Сарой Мэйнуоринг и Скоттом Прайсом с художественным директором Брюсом Глэдвином группа объединяет участников, каждый из которых идентифицирует себя как человека с когнитивными нарушениями или нейроотличного. Показанный ими перформанс «Фудкорт» — одновременно и концерт, где группа The Necks сидит в оркестровой яме и импровизирует, и драматическое повествование об унижении, через которое проходит героиня при столкновении с внешним миром.
«Серебряным львом» была награждена основанная в 1994 году англо-немецкая театральная компания Gob Squad. Их работы в стиле, который определяется как Live Art, основаны на принципах: риск, правила, ритм, действительность. Труппа создает спектакли на пересечении театра, современного искусства, медиа и повседневности и показывает их и в театре, и в галереях, и на парковках, и в магазинах, и в отелях или прямо на улице.
Постановка «Творение (Картины для Дориана)» предлагает актерам почувствовать себя на месте Дориана Грея, противопоставляя старших по возрасту младшим. Так на глазах у публики происходит одновременно и подведение жизненных итогов, и переосмысление актерской карьеры.
Вопросы и инклюзивность
Но, пожалуй, лучше всего отражают задачу биеннале три других спектакля. В постановке «Спрингвилл» бельгийской художницы и музыканта Миет Варлоп участвовали театральные платформы HAU Hebbel am Ufer из Берлина, бельгийские kunstencentrum BUDA, Vooruit Arts Centre, Perpodium и De Studio и Internationales Sommerfestival Kampnagel из Гамбурга. На сцене перед зрителем — картонный дом, как будто сошедший со страниц детской книги. Справа к фасаду прислонился внушительных размеров электрический щиток о двух ножках, который через дырку в дверце периодически надувает розовый шарик, напоминающий пузырь бабл-гама.
По другую сторону сцены за происходящим наблюдает картонная коробка с носом из тубуса, который то удлиняется, то укорачивается в зависимости от того, насколько ему интересно действие. Сидящий в зале Тим Этчелс, художественный руководитель труппы Forced Entertainment, смеется при каждом новом повороте событий. Сильное впечатление на него производит круглый, покрытый скатертью стол на двух длинных мускулистых ногах в черных колготках и в туфлях на каблуках. Владелец дома, в котором зритель может узнать самого себя, реагирует на неожиданно обретенную предметами самостоятельность с ярко выраженным недовольством, видимо, оказывается, не в состоянии ее принять.
На ум приходит простая мысль: как важно читать детям сказки. Понятно, что не все в зале могут быть знакомы с сюжетом сказки «Федорино горе» Корнея Чуковского, но то, что зрители забыли сцены из диснеевской «Красавицы и Чудовища», где танцуют чашки-ложки, удивительно. Однако невежество публики идет ей на пользу. Недоумение и удивление зрителя — главная движущая сила перформанса.
Три участницы из Литвы — режиссер, художник и сценограф — Ругиле Барзджюкайте, Вайва Грайните и Лина Лапелите прославились в 2013 году оперой для 10 кассиров «Доброго дня!». В 2019 году их опера-перформанс «Море & Солнце (Марина)», представленная в Литовском национальном павильоне на Венецианской биеннале современного искусства, получила «Золотого льва» как лучший национальный проект. Оба спектакля ставят перед собой схожие цели: превратив знакомые бытовые предметы в новые, неизведанные или сблизив совершенно разных людей, постановщики при помощи визуально-театральных средств меняют восприятие зрителя.
Более радикальную версию критики современного общества предлагают художник и режиссер шведского происхождения Маркус Орн и польский художник Кароль Радзишевский. В их перформансе «Фобия» затрагиваются вопросы инклюзивности в семье и деловых отношений в современной Польше. В спектакле участвует созданная Каролем Радзишевском в 2007 году группа The Fag Fighters. Визуальное сходство The Fag Fighters с группой Pussy Riot становится предметом для шуток. Для Орна, художника шведского происхождения, «Фобия» — это еще и вопрос, имеет ли он право как иностранец критиковать польское общество. Неудивительно, что в финале художника-режиссера растерзают его же герои. Bye Bye Poland — не только прощальные слова Орна, но и название выставки, прошедшей накануне Театральной биеннале в галерее Foksal в Варшаве.
Женщины и политика
Отдельного упоминания заслуживают работы, где дан женский взгляд на происходящее. Театральная компания Muta Imago режиссера Клаудии Сораче и драматурга Рикардо Фаци поставила «Трех сестер» Чехова. Сестры, стремясь найти для себя безопасное пространство, постепенно уподобляются трем ведьмам из «Макбета» Шекспира и становятся одновременно бессильными и всевластными.
История сестер перекликается с «Электрой освобожденной», спектаклем Луанды Каселлы, где рассказывается о пробах актрис на роль Электры, которые идут под руководством режиссера Луа и ее ассистента Луциуса. На роль Электры они отбирают трех героинь-аутсайдеров. Репетиции сводят каждого из участников с ума, в результате чего режиссер прощается с жизнью.
Социально-политическую роль театра демонстрировали спектакли «Слепой бегун» Амира Резы Кухестани и «Дети Медеи» Мило Рау, швейцарского режиссера, известного своими радикальными политическими спектаклями («Московские процессы» Мило Рау 2013 года, включавшие спектакль на основе материалов трех судов — над кураторами выставки «Осторожно, религия» 2003 года, над устроителями выставки «Запретное искусство» 2007 года и над участницами группы Pussy Riot — и выставку, были закрыты, а на площадку Сахаровского центра явились казаки).
«Слепой бегун» Амира Резы Кухестани рассказывает основанную на реальных событиях историю политической заключенной в Иране, ее мужа и ослепленной во время протеста женщины, с которой он соглашается бежать марафон в Париже. Для каждого из героев марафон — возможность заявить о себе. В финале спектакля герои оказываются в евротоннеле под Ла-Маншем, который они решаются пересечь в знак протеста. На задник сцены проецируют видео поезда, который настигает одновременно и героев, и публику.
«Дети Медеи» Мило Рау вступают в диалог и с «Электрой освобожденной» Луанды Каселлы, и со «Слепым бегуном» Кухестани. Спектакль Рау берет за точку отсчета уголовное дело о детоубийстве, но в отличие от истории Медеи мать детей остается в живых. Группа детей, изучая материалы уголовного дела, размышляет о самих себе, о первой любви, о страхе конца света и о ожидании будущего. Прием, когда ребенок становится судьей своих родителей, напоминает фильм «Анатомия падения» режиссера Жюстин Трие, где мальчик Дэниель решает, кого из родителей спасти от правосудия.
Этот набор вечных мифов, которыми театр оперирует с привычной ему легкостью, осваивая все новые средства, где постановки становятся все более краткими, меткими и наглядными высказываниями, доказывает, что именно театр сегодня важнейшее современное искусство.