«Горизонты» Кевина Костнера: неловкое начало амбициозной эпопеи о Гражданской войне
«Горизонты: Американская сага» Кевина Костнера — типичный долгострой. Актер и режиссер задумал эпическую картину об освоении американского Среднего Запада еще в 1988 году, но, как это обычно бывает, не мог найти на нее бюджет (в итоге только на первую часть предположительно было потрачено $100 млн).
Несмотря на то, что фильм никак не мог найти себе дом, Костнер не отчаивался и продолжал развивать свои идеи. В итоге эпопея растянулась на четыре части, которые охватывают 12 лет американской истории: до, во время и после Гражданской войны. Костнер расширил актерский состав и детально расписал сюжетную линию каждого персонажа.
Новый проект тематически пересекается с сериалом «Йеллоустоун», где актер сыграл главную роль. Шоу рассказывает о современном ранчо в Монтане, на землю которого претендуют национальный парк и индейская резервация. Именно успех «Йеллоустоуна» помог Костнеру в поисках финансирования. В итоге амбициозный проект выходит в расширенном формате, как и было задумано режиссером. Этим летом, 27 июня и 15 августа, выйдут первые две части саги, а даты выхода еще двух фильмов, которые находятся на этапе производства, анонсируют позже.
Уже по началу первой части саги чувствуется ее масштаб. Костнер решает сразу же захватить зрительское внимание и начинает с жестокого нападения племени индейцев на новое поселение американских мигрантов. Жуткая расправа показана глазами обычной семьи переселенцев — отца, матери Фрэнсис (Сиенна Миллер) и двоих детей. Противостояние коренного населения и новоиспеченных американцев, приехавших в далекие земли в поисках лучшей жизни, становится одним из центральных мотивов фильма.
При этом Костнер совсем не спешит с выводами и так же подробно показывает конфликт глазами индейцев, у которых отбирают земли для охоты и жизни. Одни защищают свой дом, другие заплатили деньги за землю, которая им на самом деле не принадлежит, и пытаются построить на ней новый. Это история, где сложно выбрать сторону. Как-то уравновесить эти бурлящие отношения пытается официальная американская армия во главе с мудрым лейтенантом Трентом в исполнении Сэма Уортингтона — и это только первый час из трех.
Дальше зритель знакомится с охотницей за головами Люси (Джена Мэлоун), которая убивает одного из опасных преступников и вызывает гнев его банды; еще одним охотником за головами, брутальным Хайесом Эллисом (Костнер) и его новой подругой, секс-работницей Мэриголд (Эбби Ли), а также жутко неприятными братьями Сайкс, ищущими возмездия. Так что поклонникам Костнера придется набраться терпения, сам автор «Горизонтов» появляется на экране только на втором часу фильма.
В общем, «Горизонты» — это огромная неповоротливая машина, которой требуется большое количество топлива и времени. Сюжетные линии разворачиваются долго, при этом за десятком новых героев, которые буквально сваливаются зрителю на головы, уследить довольно сложно.
Это рождает типичную проблему для подобного рода проектов — фильм Костнера одновременно слишком быстрый в представлении персонажей и слишком медленный в развитии всех сюжетных линий, которые рано или поздно должны объединиться в одну большую историю. Стоит учитывать и то, что проект охватывает 12 лет жизни, поэтому к человеческим судьбам добавляется исторический контекст и масштаб, окончательно задавливая аудиторию своей тяжестью.
При этом он выполнен невероятно добросовестно, с толком, с расстановкой и внушительным бюджетом, и режиссер пытается сразу заходить с козырей: тут вам и разрушенные поселения, и раскол в племени индейцев, и схватки, и перестрелки, и бандиты, и необъятные пространства американского Среднего Запада. С точки зрения жанра автор тоже не особо ударяется в эксперименты, так что «Горизонты» похож на оммаж всем вестернам сразу.
Сам Костнер играет классического героя — брутального, умелого, но благородного одиночку, готового помочь дамам в беде. Ими оказываются в общем-то все женщины в актерском составе — тем, до кого не дотянулся Костнер, помогает австралиец Уортингтон, очень органично вошедший в образ американского военного. При этом режиссер вроде и пытается сделать самостоятельными женских персонажей Сиенны Миллер, Мэлоун и Эбби Ли. Однако какова будет их эволюция, в трехчасовой первой части пока не очень ясно.
«Горизонты» и по своей структуре, и по характеру сильно напоминают сериал, и после премьеры в кино Костнер планирует выпустить проект в виде мини-сериала. Честно говоря, в этой форме амбициозный вестерн-бегемот смотрелся бы гораздо выгоднее. Тем более, что режиссер в итоге не находит какой-то органичной кинотеатральной формы. В отличие от, например, «Дюны» Дени Вильнева, каждая часть которой выглядит самостоятельным фильмом, первая часть саги Костнера просто обрывается на полуслове.
Можно предположить, что такая же судьба ожидает и второй фильм. Если учесть, что картины будут выходить в отрыве друг от друга, подобная бизнес-модель кажется не очень состоятельной. Тем более, что проект явно рассчитан на поклонников сериала «Йеллоустоун» и так называемого «престижного ТВ для пап». А эта категория зрителей явно предпочитает смотреть кино и сериалы в комфорте собственного дома.