Сериал «Медведь»: почему отчаянная любовь к своему делу — худшая форма эскапизма
Кажется, что Кармен Берзатто (Джереми Аллен Уайт), Сидни (Айо Эдебири), Ричи (Эбон Мосс-Бакрак), Шугар (Эбби Эллиотт) и дядя Джимми (Оливер Платт) наконец-то готовы открыть ресторан Bear в Чикаго, чтобы завоевать желанную звезду «Мишлен» и показать, каким должен быть современный fine dining. Но ключевое слово в этой фразе — «кажется». На самом деле ни один человек на кухне Bear совершенно не готов к грандиозному открытию и сопутствующему стрессу.
Лейтмотивом второго сезона «Медведя» был вопрос Ричи: «Зачем мы вообще открываем ресторан?» Главной фразой новых эпизодов становится: «Ты в порядке?» Все герои постоянно пытаются выяснить друг у друга, как на самом деле они себя чувствуют, но не готовы ни отвечать честно, ни слышать, что говорит коллега по цеху. Члены семьи Берзатто так и не научились общаться, чтобы преодолеть свои проблемы, поэтому их личные и профессиональные отношения трещат по швам, что сказывается на работе ресторана.
Сериал «Медведь» никогда не был многословен, но в третьем сезоне он и вовсе превращается в драматичный балет, в котором действия часто заменяют диалоги. Реплики не имеют никакого значения. В первых эпизодах зритель еще пытается найти смысл в беседах героев, но затем понимает: никто не знает, что нужно сказать и что нужно ответить, поэтому просто делает то, что считает правильным, в надежде на лучшее.
В новых сериях создатели «Медведя» отчетливо дают понять, что общее есть у всех персонажей — каждый из них столкнулся со смертью и потерей близкого. Семья Берзатто до сих пор не оправилась после смерти Майкла (Джон Бернтал), Маркус (Лайонел Бойс) только что потерял мать, Сидни тоже лишилась одного из родителей, Карми и Ричи вдобавок переживают тяжелое расставание. Они все бесконечно одиноки, потеряны и травмированы, и работа становится их главной формой эскапизма. Они ищут любовь в ресторане. Они верят, что могут хоть что-то сделать в этой жизни правильно — превратить Bear в главное гастрономическое событие США, чтобы выдохнуть и осознать, что справились хоть с какой-то задачей в жизни.
Третий сезон, как и первые два, пропитан любовью к еде — ни один художественный сериал или фильм не показывает гастрономию так страстно и сочно, как «Медведь». В ингредиентах, процессах приготовления и отдаче блюд зритель, как и герои сериала, находит успокоение и удовольствие. Пока в сюжетных линиях, связанных с семьей, отношениями и личными трансформациями, полный хаос и беспредел, на кухне Bear образцово-показательный немецкий ordnung, то есть порядок. Обратите внимание, что режиссер постоянно фокусируется на часах, которые висят над столом отдачи блюд, чтобы показать, насколько важна каждая минута в работе ресторана. Все сотрудники должны быть максимально собраны и сконцентрированы, чтобы кухня работала четко и без ошибок. Но даже бесконечная любовь к своему делу не поможет выдерживать темп ресторанного бизнеса, если в голове абсолютный бардак.
Во время просмотра третьего сезона возникает много ассоциаций с тем, что же такое ресторан для героев. Это дом, где они ищут любовь и поддержку? Это карьера, которая позволяет реализовать свои потаенные амбиции и цели? Это чистое полотно, требующее полета фантазии и бесконечного творчества? И пока зритель ищет свой ответ, создатели «Медведя» предлагают воспринимать гастрономию как магию. Повара — трюкачи, способные легким движением руки превратить брюки в шорты так, что гость ресторана даже не поймет, в какой момент его обвели вокруг пальца. Но за каждым таким фокусом стоят годы, месяцы, недели, часы кропотливой изнурительной работы, требующей полной отдачи.
Новый сезон «Медведя» подробно рассказывает о том, какие личные события серьезно повлияли на всех основных героев сериала и почему работа на кухне стала для каждого из них формой эскапизма. Карми, Ричи, Маркус, Сидни, Шугар, Тина (Лиза Колон-Зайас) приходя на работу, пытаются отдать себя целиком гастрономии, чтобы выключить все свои переживания и чувства. В мире ничто не имеет значения, кроме еды. Если Bear получит положительные рецензии от критиков и завоюет звезду «Мишлен», миссия будет выполнена. Можно будет вздохнуть с облегчением. Но личные травмы, дилеммы и переживания продолжают врываться на кухню, как бы герои ни пытались делать вид, что они в порядке. Их жизненные проблемы становятся ядом, который по вентиляционным шахтам проникает на территорию ресторана и постепенно отравляет стройный организм Bear.
Уже после просмотра первых эпизодов зритель понимает, что у персонажей «Медведя» снова ничего не получится, потому что они так и не научились любить себя и друг друга. Они так и не поняли, что нельзя найти отдушину в работе. Чтобы навести порядок на кухне, нужно навести порядок в своей жизни. Чтобы создавать гениальные произведения гастрономического искусства, важно освободить свой разум от бесконечных тревог и страхов. Чтобы быть сконцентрированным и сфокусированным на работе, придется решить свои личные проблемы. Но герои к этому не готовы. Зритель очень хочет увидеть трансформацию каждого из героев, мечтает, чтобы они были готовы взрослеть и менять, но нет. Остается только сочувственно вздыхать и думать, что команде ресторана Bear нужны долгие годы психотерапии.
Оставьте надежды на хеппи-энд, забудьте про торс Джереми Аллена в рекламной кампании Calvin Klein, в общем, не ждите ничего приятного и доброго от «Медведя». Это молчаливая глубокая драма, безупречно поданная шеф-режиссерами на блюдечке с голубой каемочкой, которая заставляет задуматься о том, почему мы бежим от своих проблем и как найти в себе смелость и решительность, чтобы проработать травмы. Пусть для вас «Медведь» не станет прекрасной формой эскапизма, а сыграет роль волшебного пинка — если долго прятаться от своих страхов и переживаний, этот снежный ком обретет такие масштабы, что однажды может стать слишком поздно.