К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Я хочу умереть молодым»: как театры решают конфликт отцов и детей

Сцена из спектакля Театра Наций «Отцы и дети» (Фото Иры Полярной)
Сцена из спектакля Театра Наций «Отцы и дети» (Фото Иры Полярной)
Тема отцов и детей, натяжения между поколениями, попытки услышать друг друга, ниспровержения авторитетов всегда в зоне интересов театра. Так, «Папа» — спектакль театра из Комсомольска-на-Амуре по пьесе Горького «Мещане», — получил пять номинаций на «Золотую маску»-2024. Как сейчас на сцене подают тему непокорности, насилия и раскаяния, на примере четырех московских и региональных постановок рассказывает театральный критик Наталья Ртищева
«Господа Головлевы», Никитинский театр, Воронеж
DR

«Господа Головлевы», Никитинский театр, Воронеж

В постановке Дмитрия Акриша актеры играют среди зрителей. Зал поделен крест-накрест, никакой музыки, из декораций — только стол. На него по мере убывания персонажей, которых Порфирьшка-душегубец мирком да ладком свел в могилу, садятся члены семьи Головлевых.

Салтыкова-Щедрина играют как Достоевского, погружают в ужас жизни семьи, где вырождение — злая воля одного человека и отсутствия сопротивления ему. Редкий пример психологического театра высокого уровня, где без модных аттракционов действие забирает глубиной и величием актерской игры и мастерством режиссуры. Тамара Цыганова в роли доброго друга маменьки — актриса масштаба Инны Чуриковой — готова всех детей пожалеть, но не в состоянии противиться воле монстра, которого блестяще играет сам руководитель Никитинского театра Борис Алексеев.

«Папа», Театр драмы в Комсомольске-на-Амуре
DR

«Папа», Театр драмы в Комсомольске-на-Амуре

Мастер нестандартных адаптаций классики, режиссер Дмитрий Акриш решил тему конфликта поколений в спектакле «Папа» по пьесе Максима Горького «Мещане». Его главный герой — длинный стол, а страх, поселившийся в доме мещанина Василия Бессеменова, представляют резкие звуки.

Герои пьесы пытаются сесть за стол прежней дружной семьей, но на нем уже давно нет посуды. Дети отодвигают стулья и тут же вскакивают, резко задвигая их назад. Все в ужасе убегают, когда отец пытается кого-то обнять. Отец и мать постоянно наблюдают за отпрысками с гигантских портретов, нагнетая ужас.

Отец упорно собирает стол снова и снова, когда молодые пытаются раздвинуть его на отдельные части, освободиться от отцовского гнета, и все-таки смиряется: большого стола больше нет, как и прежней жизни. Спектакль — победитель Фестиваля театров малых городов России в 2023 году, который проводит Театр Наций, и пятикратный номинант «Золотой маски» этого года.

«Наследники», театр Олега Табакова
DR

«Наследники», театр Олега Табакова

Новый хит театра и премьера режиссера Владимира Машкова. В основе — пьеса начала XX века Сергея Найденова «Дети Ванюшина» про большую семью купца Ванюшина, который в погоне за доходами теряет контакт с шестью детьми. Играют в два состава, незаменим только глава семьи в исполнении самого Владимира Машкова. Художник Александр Рукавишников воспроизвел ослепительной красоты декорации двухэтажного дома своего деда в Нижнем Новгороде. Мария Боровская сшила костюмы из меха и бархата.

В антракте на экранах оживают дома и улицы старого Замоскворечья, большие купеческие семьи смотрят с фотографий прошедшей эпохи. На этом заканчивается театр эпохи Островского и начинается стремительный театр Владимира Машкова в духе спектакля «Номер 13». Жизнь семьи напоминает безумный итальянский двор из фильмов новой волны, актеры играют на пределе эмоций и голосовых связок, трагедия легко переходит в комедию.

Под занавес Машков с драматургом Олегом Антоновым придумали пьесе новый комедийный финал: Ванюшин не кончает жизнь самоубийством и не оставляет бизнес старшему сыну, как это было в двух вариантах пьесы Найденова, а его чудесное спасение вызывает смех и аплодисменты.

«Отцы и дети», Театр Наций
Ира Полярная

«Отцы и дети», Театр Наций

Режиссер, он же исполнитель роли Евгения Базарова, — Семен Серзин. В спектакле заняты санкт-петербургские актеры и две кинодивы, Ирина Старшенбаум (Одинцова) и Александра Бортич (Фенечка). Действие романа Тургенева перенесено в советское время и идет на железнодорожном вокзале, который символизирует короткую жизнь нигилиста Евгения Базарова. В гости в имение Кирсановых они с Аркадием прибывают из Ленинграда, охваченного энергией перестройки. Базаров ходит в черном, как Цой, и тут же в привокзальном кафе, взяв электрогитару, поет песню Летова «Я хочу умереть молодым». А старомодные Кирсановы остаются на обочине новой жизни с их виолончелью и арией Ленского «Куда вы удалились».

Спектакль полон песен и отсылок к известным произведениям. Цитатой из фильма Сергея Соловьева «Асса» с коммуникационной трубой и песней Африки «Иду на ты» начинают отношения Аркадий и младшая сестра Одинцовой Катя. Холодная красавица Одинцова захлопывает крышку бархатной коробочки с обручальным кольцом, которую растерявший весь нигилизм Базаров протягивает ей, стоя на колене, напевая песню про «Несносного мальчика».

Полностью соответствуют роману Тургенева разве что чудесные родители Базарова в исполнении Ольги Лапшиной и Бориса Каморзина. И в итоге этой интересной попытке переиначить классику не хватает хорошей драматургии и ясности мысли.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+