К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Не прихоть, а норма: зачем артистам и лекторам нужен райдер и что туда обычно входит

Выступление Бейонсе (Фото Kevin Mazur / WireImage for Parkwood)
Выступление Бейонсе (Фото Kevin Mazur / WireImage for Parkwood)
В июне писательница Екатерина Манойло разместила у себя в Telegram-канале райдер с перечнем того, что помогает ей чувствовать себя комфортно на гастролях и во время публичных выступлений. Неожиданно это вызвало негативную реакцию у подписчиков и в литературном сообществе: такие требования многим показались излишеством. Forbes Life объяснят, почему подобные списки для артистов и лекторов — это нормальная практика во всем мире, которая облегчает работу организаторам и помогает создать необходимые условия для лектора или артиста

«Просьба написать: открытое/закрытое ли это помещение, что еще находится в этом здании, какой там свет, температурный режим, есть ли кондиционер, какой будет стол (это важно при выборе длины платья), какая вместимость зала, будет ли параллельно в здании проводиться что-то еще. Для максимального комфорта я прошу убедиться, что стол/стул не шатается, не содержит дефектов, которые могут портить одежду. На столе не должны стоять пластиковые бутылки. Вода должна быть налита в стеклянный стакан». В середине июня писательница Екатерина Манойло опубликовала в телеграм-канале свой райдер, или, как она сама охарактеризовала список, «скорее чек-лист комфортной для меня поездки/мероприятия». 

В российском телеграме тут же принялись активно обсуждать публикацию, причем не всегда с положительной точки зрения. «Требование к устойчивости стула — это нормальное требование, можно даже сказать просьба. Екатерина просто просит обсудить с ней это, ей это важно. Если вы организатор и вас попросили проверить устойчивость стула, это разве проблема? Нам попадались райдеры звезд, где просили приносить все время охлажденное шампанское и два бокала, что выглядит более сложным в исполнении, ну а стул?» — говорит Татьяна Булыгина, соосновательница лектория «Прямая речь», которая устраивает выступления в России и Европе.

По ее мнению, если бы условный «устойчивый стул» появился не в райдере у Манойло, а в чек-листе, то, «наверное, это не вызвало бы каких-то обсуждений», потому что люди все-таки привыкли видеть райдеры не у лекторов, а у звезд шоу-бизнеса. 

 
Telegram-канал Forbes Life
Официальный телеграм-аккаунт Forbes Life Russia
Подписаться

Тарелка M&M’s как маркер готовности

Райдер — документ, который предоставляют менеджеры публичных персон организаторам мероприятий. Чаще всего их используют музыканты, отправляясь в тур или планируя разовое выступление, но сегодня они актуальны и для политиков, писателей и любых лекторов на гастролях.

Обычно документ состоит из двух частей: бытовых и технических требований. В «технической» части артист может указать все от размеров сцены и прожекторов до марок музыкальных инструментов и мощности дым-машин. Но гораздо интереснее бытовые запросы, в которые может входить абсолютно все, что придет в голову выступающим. Именно они обычно становятся скандальными инфоповодами в СМИ или PR-инструментами. 

 

В 1982 году получила известность история, связанная с райдером культовой рок-группы Van Halen. Калифорнийские музыканты оказались в числе первых, кто устраивал сложные и зрелищные шоу в те времена, когда большинство площадок были технически к ним не готовы. Километры проводов, гигантские лампы, десятки экранов и смертельно опасное напряжение тока — все это требовало недюжинной подготовки со стороны площадки. 

Одновременно с техническими деталями солист Van Halen Дэвид Ли Рот в каждом райдере указывал, что за кулисами непременно должна быть тарелка с M&M’s без коричневых конфет. Как только музыканты прибывали на площадку, Дэвид первым делом отправлялся смотреть, есть ли они в тарелке. Если коричневые конфеты там были, выступление подвергалось риску отмены. 

Просочившийся в СМИ «каприз» рокера сперва вызвал шквал критики и негатива со стороны слушателей и фанатов группы, но позднее, в автобиографии 1991 года Crazy from the Heat, Дэвид объяснил, что конфеты были сигналом того, что организаторы просто не читали требования, а значит и техническую часть райдера.

 

В итоге одни стали относиться к райдеру Van Halen как к методичке по организации масштабных мероприятий, а другие пытались объяснить, что конфеты в гримерке никак не связаны с технической частью. Одним из них стал журналист Крис Дейл, который ранее работал в команде организаторов выступлений Бритни Спирс, Оззи Осборна, Ланы Дель Рей и других популярных артистов. 

В статье 2020 года для журнала Metal Talk он написал: «Я смотрел только на ту часть райдера, которая относилась к постановке шоу и никогда не смотрел запросы артистов на гримерку и требования к еде. Мне было достаточно лишь трех или четырех страниц, которые непосредственно относятся к моей работе. Точно так же и сотрудники, занятые перебором коричневых M&Ms, не обеспечивают постановку. Даже в самых маленьких клубах человек, делающий сэндвичи для группы, не может быть штатным электриком. Поэтому точность закусок за кулисами не может быть гарантией безопасности на сцене».

Прихоть или необходимость: запросы в райдерах знаменитостей 

Выступления многих знаменитостей подразумевают большую нагрузку. Но если комфортабельный номер в гостинице, чтобы выспаться перед концертом, или баночка любимой газировки кажутся соразмерными требованиями, многие другие запросы воспринимаются аудиторией как блажь или каприз. 

В 2010 году пункты райдера Леди Гаги разместились на 35 страницах. В одной только гримерке должен был быть внушительный перечень продуктов. Среди них 24 бутылки воды, контейнеры сальсы, гуакамоле, хумуса, упаковки сушеных яблок и манго и т. д. Сэру Элтону Джону во время тура Yellow Brick Road требовался отдельный номер  с определенной температурой для очков и украшений, а Бейонсе — белоснежные скатерти, несколько сменных сидений для унитаза и свечи Jo Malone

Райдер Кэти Перри 2011 года состоял из 45 страниц, он включал холодильник со стеклянной дверцей, обшитые в розовый и кремовый цвета стены гримерки, удобные кресла-яйца кремового цвета с подставкой для ног и др. 

 

Сама артистка прокомментировала это в интервью: «Людям нравится выставлять это так: «Гастрольная жизнь Кэти Перри, посмотрите, какая она дива!». Но, извините, если вы каждый день живете в дороге и снимаете разные гостиничные номера, разве вам не хочется комфорта? Разве вы не можете хотеть нарезанной индейки? Я хочу нарезанной индейки. И немного детских влажных салфеток. Они годятся для всего».

«Я как организатор очень люблю райдеры. Когда лектор постоянно выступает и еще гастролирует, очень важно знать, что ему важно до, во время и после выступления. Если есть список того, что ему важно и нужно, это отлично, потому что наша задача сделать все максимально комфортно. Если у самого лектора нет чек-листа, но он часто выступает, то у нас во внутренней документации всегда есть список того, что ему может быть нужно. Например, кто-то любит, чтобы был чай с лимоном на столике, мы с радостью подмечаем такие мелочи, это же несложно. Если к нам приходит новый автор, и у него в райдере устойчивый стул — прекрасно, мы обращаем на это внимание», — рассказывает Татьяна Булыгина.

Венские стулья и спортивные носки

Райдеры российских звезд часто содержат четкие требования. Например, Кристине Орбакайте на сцене нужны три венских стула черного цвета, а до места мероприятия она добирается только на автомобилях представительского класса не старше трех лет. Группа 2Маши придерживались почти такого же требования за небольшим исключением — никаких «мерседесов», только BMW или Cadillac. 

Организатор концертов и музыкальный продюсер Сергей Лавров однажды поделился деталями райдера Аллы Пугачевой: «Она несколько раз просила лимузин для статуса. Пугачева предпочитала ездить отдельным вагоном поезда, потому что не любила самолеты. Раньше к вокзалу или к трапу в аэропорту ради нее могли подогнать автомобиль — тогда это еще было можно сделать. Ей и Ротару позволяли то, что никому не было положено». 

 

«В последние годы жизни Сергея Юрского мы работали с ним постоянно и сами писали райдеры на его выступления, — рассказывает Татьяна Булыгина. — В райдере было все просто: на сцене микрофон и венский стул. И вот приехали мы с Сергеем Юрьевичем в Вену, нас встречают организаторы, везут на репетицию, и на сцене стоит какой-то непонятный стул. И Юрский начинает сокрушаться, что даже такое простое требование не было выполнено. Обалдевшие организаторы с ужасом подбегают к стулу, переворачивают его и говорят: «Вот, смотрите, тут есть надпись made in Vienna, мы специально долго искали стул, чтобы было написано «сделано в Вене».

Немало запросов касаются и убранства гостиничных номеров. Например, группа «Каста» категорически против цветных полотенец и полотенец с вышивкой в своем номере. Нужны только белые, только новые, только махровые. Анна Асти предпочитает, чтобы в ее люксе вне зависимости от сезона всегда были увлажнитель, очиститель и обогреватель воздуха, капсульная кофемашина и швейцарский шоколад.

Несмотря на то что у слова «райдер» есть вполне конкретное определение, райдеры могут различаться в зависимости от профессии: «Райдеры музыкальных звезд и лекторов различаются кардинально. И технический, и логистический, и бытовой», — объясняет Татьяна Булыгина. Она также добавила, что требования могут видоизменяться в зависимости от частоты выступлений автора и его команды.

«На Западе, как правило, есть директора, продюсеры, которые пекутся за все удобства и правильное техническое исполнение, — говорит Булыгина. — Но в любом случае, райдер — это гарант качественного выступления как для организаторов, так и для самих выступающих». 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+