Представитель генпрокурора заявил, что у регионов нет прав свободно усыплять животных
Конституционный суд (КС) имеет основания для признания федерального закона «Об ответственном обращении с животными» неконституционным. Об этом сообщил полномочный представитель генпрокурора России Вячеслав Росинский в рамках открытого заседания в Конституционном суде. Его слова цитирует агентство «Интерфакс».
В июле прошлого года Госдума приняла законопроект, который позволил региональным властям самим решать судьбу бездомных животных. Депутаты утверждали, что поправки призваны защитить права жителей, а также самих зверей от жестокого обращения. Против законопроекта выступали зоозащитники. Они опасались, что поправки позволят региональным властям легализовать убийство бездомных животных. Ранее на всей территории России действовала программа ОСВВ («Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат»).
Закон может не соответствовать Конституции из‑за того, что он позволяет властям субъектов произвольно распоряжаться жизнью здоровых бездомных животных, пояснил Росинский. Конституционный суд проверяет две статьи закона — 7 и 18 — по запросу Верховного суда Бурятии. Туда ранее попал административный иск зоозащитников о признании недействующим регионального закона, касающегося обращения с бездомными животными.
Дело в том, что в ноябре 2023 года Народный Хурал Бурятии одобрил законопроект, разрешающий эвтаназию бездомных животных. В регионе официально было разрешено усыпление страдающих от неизлечимых болезней и «социально опасных» животных, и тех, кто содержится в государственных приютах более 30 дней. После принятия закона СМИ сообщали, что местные волонтеры начали эвакуировать собак в регионы, где умерщвление бездомных животных пока не разрешено.
Зоозащитники, которые обратились в Верховный суд Бурятии, сочли неправомерной норму, разрешающую усыпление бездомных животных в Бурятии на 31-й день с момента отлова, если за месяц в пункте временного содержания им не нашли хозяина.
«Животные, не нашедшие владельца и переданные в пункты (временного содержания) из приютов, по истечении 30 дней пребывания там могут умерщвляться незамедлительно, вне зависимости от их опасности. Таким образом, регламентирована технология, ничего общего не имеющая с требованиями федерального закона и методическими указаниями правительства Российской Федерации, при, как представляется, недопустимой правовой определенности приоритета нормотворчества субъекта в данной сфере. Полагаю, что у КС имеются веские аргументы для признания оспариваемых норм не соответствующими Конституции Российской Федерации», — заявил Росинский на открытом заседании.
По словам представителя генпрокурора, федеральное нормативное регулирование в этом вопросе не предполагает неограниченного права субъекта. Однако, принятый закон об обращении с животными позволяет местным властям обойти методические указания правительства и базовые принципы федерального законодательства.
Росинский указал, что статья 16 федерального закона позволяет умерщвлять животных только в случаях непереносимых физических страданий на основе профессиональных ветеринарных оценок. Но в Бурятии это позволено делать и по другим критериям, например, из-за «агрессивности при отлове животного или его потомства», «отсутствии попыток съесть корм после отлова», «лая и направления к источнику резкого звука», «попыток вырваться из вольера». «То есть, по сути, основаниями для умерщвления являются естественные поведенческие реакции», — добавил представитель генпрокурора.
Конституционный суд огласит решение по делу позднее.