Самый дорогой роман Толстого и долги Достоевского: сколько зарабатывали писатели
«Ныне писатель, по большей части, голый бедняга, вынужденный ради куска хлеба писать чуть не день и ночь. Тут не напишешь много хорошего. Гонорарий ничтожен», — жаловался в XIX веке беллетрист Иван Кущевский. А очеркист Анатолий Бахтиаров в «Истории книги на Руси» (1890) писал: «У нас нередко случается, что какой-нибудь ходкий учебник приносит составителю его больше дохода, чем иной chef-d'oeuvre русской литературы — своему автору. Учебник по арифметике Евтушевского запродан издателю Полубояринову за 50 000 рублей».
Невысокие гонорары раздражали и писателей далеко не средней руки — Федора Достоевского, Николая Лескова. Все зависело от того, сколько редактор журнала, в котором произведение публиковалось, платил за печатный лист. Во второй половине XIX века гонорары писателей стали расти вместе с увеличением числа читателей журналов: гонорары за эти публикации превышали книжные почти в 10 раз.
При этом были и такие авторы, на литературные заработки которых можно было купить дом в Москве. Так, за одних «Отцов и детей» Иван Тургенев получил больше, чем мелкий чиновник за 15 лет, годовой заработок которого составлял 260 рублей. Доход чиновников рангом повыше равнялся 1405 рублям (при этом жалованья было всего 715 рублей). В губерниях в 1865 году чиновники VII–VIII класса (прокурор или советник) получали жалованья 750 рублей, вице-губернатор (V–VI класс по табелю о рангах) — 1800 рублей. В 1870–1880 годы столоначальник (чиновник VII ранга) получал более 1500 рублей в год, старший учитель в гимназии — более 1000 рублей, а земские врачи и статистики — 1000–1200 рублей. Тургенев же получил 4775 рублей за один роман.
Вообще профессионализация литературы началась еще при Александре Пушкине. До этого она скорее воспринималась «как занятие изящное и аристократическое, никто не думал извлекать других плодов из своих произведений, кроме успеха в обществе» (слова самого Пушкина из письма французскому дипломату Баранту). На жизнь же писатели и поэты зарабатывали службой: Михаил Ломоносов — академик, Гавриил Державин — первый министр юстиций и генеральный прокурор империи, Николай Карамзин — историк. Самого Пушкина критики обвиняли в том, что он изменяет музе, дорого торгуя поэзией, на что он отвечал: «Стихотворство — мое ремесло, отрасль честной промышленности, доставляющая мне пропитание и домашнюю независимость».
Впрочем, другие литераторы жили не только на литературные заработки: так, у Льва Толстого, Ивана Тургенева, Афанасия Фета были доходы с поместий. Иван Гончаров, Аполлон Майков, Яков Полонский и Федор Тютчев служили в цензуре, Всеволод Гаршин — на железной дороге, а Антон Чехов был земским врачом. Нередко именно этот «дополнительный» (или наоборот, основной) доход и давал писателям возможность вести достойный образ жизни. Но это были исключения из правил.
Социолог литературы А.И. Рейтблат в книге «От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы» писал: «Все же остальные бьются как рыба об лед, нередко давая другим тысячи, а сами оставаясь без куска хлеба». Forbes Life рассказывает про известные произведения классиков, которые принесли им неплохой доход.