Баския за £20 млн и Patek Philippe Сильвестра Сталлоне за $5,4 млн: новости арт-рынка
Новости рынка: галеристы сокращают расходы, на Christie’s подали в суд
Согласно новому отчету Artsy, один из главных трендов мировой арт-индустрии в этом году — оптимизация издержек галеристами. К такому выводу эксперты портала пришли, опросив арт-дилеров и галеристов из 68 стран мира. Для сохранения прибыльности 44% опрошенных прибегают к сокращению административных расходов, 34% урезают маркетинговые бюджеты, а 19% признались в том, что сокращают штат. Кроме того, 39% сообщили, что стали реже участвовать в ярмарках из-за неподъемной стоимости стендов. В качестве возможной альтернативы для привлечения новых клиентов рассматриваются онлайн-маркетплейсы. Еще два важных тренда — более гибкая и избирательная политика в отношении скидок и готовность представлять конкретных художников совместно с другими галереями.
В окружной суд Нью-Йорка на прошлой неделе поступил коллективный иск от клиентов Christie’s c обвинениями в халатности, связанной с хранением конфиденциальной информации. Претензии вызваны взломом сайта аукционного дома, случившимся 10 мая (сайт не работал в полноценном режиме на протяжении 10 дней). В иске говорится, что в итоге были похищены персональные данные порядка полумиллиона клиентов. При этом прессе пока что удалось узнать имя только одного из истцов. Им оказался житель Далласа по имени Эфстатиос Марулис, о котором больше ничего не известно. Предварительное заседание по делу назначено на начало сентября.
Правительство Германии объявило о снижении с 19% до 7% ставки НДС на продажу произведений искусства. Прежде всего эта мера направлена на поддержку местных галерей и индивидуальных арт-дилеров, налоговые льготы для которых были отменены 10 лет назад. Ожидается, что послабления вступят в силу с января следующего года.
Предстоящие аукционы: Баския на Sotheby’s и коллекция Вествуд на Christie’s
Sotheby’s уже опубликовал каталог намеченных на 25 июня лондонских торгов, посвященных послевоенному и современному искусству. Топ-лотом вечера станет созданный в 1982 году триптих Жан-Мишеля Баския под названием «Портрет художника в изгнании». Летом 2022 года эта же работа выставлялась на Christie’s (эстимейт тогда не разглашался, но считалось, что он составлял $30 млн). Лот сняли с продажи перед началом торгов, вероятно, по настоянию клиента, который переживал из-за негативного информационного фона: тогда в разгаре был скандал с выставкой фальшивых работ Баския в Художественном музее Орландо (Флорида). На Sotheby’s лот выставлен с оценочной стоимостью в £15–20 млн.
Christie’s пустит с молотка коллекцию британского модельера Вивьен Вествуд, умершей в конце 2022 года. В общей сложности на продажу выставят более 200 предметов, среди которых преобладают вещи из личного гардероба Вествуд. Живой вечерний аукцион пройдет 25 июня в Лондоне. Ему будут сопутствовать онлайн-торги (14–28 июня). Все лоты были лично отобраны на продажу третьим мужем Вествуд и креативным директором ее бренда Андреасом Кронталером, их брак длился 29 лет. Наряды, выставленные на аукцион, охватывают четыре десятилетия, начиная с 1980-х. Самый ранний образ относится к осенне-зимней коллекции 1983–1984 годов под названием «Ведьмы». Этот комплект из жакета и плиссированной юбки темно-синего цвета оценен в £4000–6000. Главным топ-лотом вечернего аукциона станет комплект подписанных Вествуд игральных карт, выпущенных ограниченным тиражом по ее эскизам. Выручку от продажи лота, оцененного в £30 000–50 000, пустят на благотворительность.
Прошедшие торги: коллекция часов Сильвестра Сталлоне продана за $6,7 млн
Среди лотов часовых торгов Sotheby’s, проходивших в Нью-Йорке 5 июня, была подборка из 11 часов, принадлежавших Сильвестру Сталлоне, которая в результате собрала $6,7 млн. Все часы голливудского актера нашли своих новых владельцев. Большая часть выручки ($5,4 млн) пришлась на единственный лот — уникальную модель наручных часов Patek Philippe (ref. 6300G-010) в корпусе из 18-каратного белого золота c 20 часовыми усложнениями, включая функцию Grande Sonnerie. Часы продавались в оригинальной упаковке и в специальном кейсе с выгравированным именем владельца.
Итоги петербургской ярмарки «1703»
Третья ярмарка современного искусства «1703» проходила в петербургском «Манеже» с 5 по 9 июня. Галеристы отмечали некоторую инертность публики на открытии, зато хвалили организацию. Цены на стендах 41 галереи варьировались от 15 000–40 000 рублей за графику и тиражные работы до нескольких миллионов на произведения таких именитых авторов, как Евгений Михнов-Войтенко (на стендах проекта «Из профессорской квартиры» от KGallery или pop/off/art) или Владимир Дубосарский. Работ Дубосарского было много как на коммерческих стендах (ПиранезиLab, ArtZip), так и в секции «Коллекции» (работы из корпоративного собрания «Газпромбанка»). Самым впечатляющим из четырех некоммерческих проектов секции оказался стенд с работами Евгении Тут из собрания Сергея Лимонова, включая новую десятиметровую графическую работу.
Два самых ярких галерейных стенда, по мнению коллег по цеху, были оформлены как тотальные инсталляции. На стенде петербургской галереи Myth представлен сольный проект Егора Федоричева с шестью живописными полотнами (от 620 000 до 950 000 рублей, полностью распроданы) и скульптурой (цена — 1,6 млн рублей). Все они объединены хрупкими образами белых лебедей, которые контрастируют с металлическими прутьями арматуры. Второй стенд представила нижегородская галерея Futuro. Галерея привезла в Петербург темперную живопись из проекта «Спас» дизайнера, художника и коллекционера Леонида Костина с ценами от 25 000 до 400 000 рублей. Стенд с работами, одновременно напоминающими абстракции Марка Ротко и заготовки для икон, на фоне темных стен воспринимался как своего рода рекреационная зона посреди ярмарочного гула, а в итоге стал одним из самых посещаемых в «Манеже».
Интересной особенностью ярмарки стал всплеск интереса к художникам и коллекционерам одновременно. Леонид Костин, представленный на стенде Futuro, начинал собирать странные артефакты вроде Библии на языке Брайля или сахарных фигур Ленина, а затем переключился на работы авторов «уличной волны» и таких художников, как Анатолий Осмоловский и Сергей Бугаев-Африка. Собирает искусство и выпускница седьмого сезона «Открытых студий» Винзавода Анастасия Литвинова, чья масштабная работа за 300 000 рублей была забронирована на стенде галереи PENNLAB. Самым ярким автором на стенде московской галереи a-s-t-r-a стал также собирающий искусство молодой художник Егор Воскресенский. Его графика и каменные объекты (от 50 000 до 150 000 рублей) были почти полностью раскуплены. Основательница галереи Алина Крюкова призналась, что на ярмарке работы с ее стенда купили коллекционеры Андрей Чеглаков и Игорь Суханов, а также начала переговоры с руководством музея-заповедника «Петергоф» о создании в оранжерее стены из изразцов Елены Самородовой и Сергея Сонина. Работа Ивана Лебедева со стенда a-s-t-r-a вошла в коллекцию Музея современного искусства, который в скором времени откроется в Калининграде.
Галерея pop/off/art изначально готовила для ярмарки две разных развески. Первые три дня стенд был полностью отведен под картины и работы-фьючерсы Виталия Пушницкого. Уже готовые работы художника продавались за 3,5 млн рублей, а сертификаты с описанием будущих работ можно было приобрести от 1,3 млн рублей. Оставшиеся три дня на стенде продавались работы петербургских авторов, из которых самыми дорогими были две «Горизонтали» Евгения Михнова-Войтенко (по 1,5 млн рублей каждая). По словам галеристов, результаты продаж превзошли ожидания. На превью была продана одна работа Пушницкого, пять других были забронированы в следующие дни.
На стенде нижегородской галереи «9Б» наибольший интерес посетителей вызвали маски и рамы для зеркал Юры Отинова, выполненные из папье-маше с несколько пугающей биоморфной фактурой, но при этом с очень яркой окраской (все объекты порядка 50 000 рублей). Помимо них купили и несколько печатных эмодзи-коллажей Отинова, на основе которых художник готовит коллаборацию с Музеем «Гараж» (в нее войдут предметы одежды и печатные работы на оргстекле).
Московская Krokin Gallery привезла в северную столицу подборку работ музейного уровня авторов с солидной выставочной историей, например Константина Батынкова, Франсиско Инфанте и Нонны Горюновой. Стенд получил название «Заведомые шедевры», а основной акцент сделан на очевидное мастерство исполнения, будь то графика или скульптурные объекты. Как говорит основатель галереи Михаил Крокин, стенд получил много комплиментов от петербургской аудитории, но почти все покупки уезжают в Москву. Отдельные столичные клиенты галереи делали специальную остановку в Петербурге, возвращаясь из-за границы, чтобы забежать на ярмарку. Больше всего красных точек на стенде Krokin Gallery накануне закрытия было у графических листов Александра Марева (Лима) по ценам 250 000 рублей за одну работу.
Как отмечает руководитель ПиранезиLAB Алексей Веселовский: «Продажи были и в первый день, и в последующий, но их темп и характер гораздо ниже, чем на ярмарках Сatalog или Cosmoscow, в которых мы участвуем регулярно. Интерес широкой публики к современному искусству и экспериментальной печатной графике присутствует, но носит, скорее, не покупательский, а ознакомительный, просветительский характер».
Третий арт-хаб «Тупик» и коллекция «армянского Третьякова» в Москве
С 15 июня на площадке московского Музея АРТ4 пройдет очередной арт-хаб «Тупик» (новый формат работы музея, сдающего в аренду галереям свои залы). Резиденты проекта под руководством новых директоров Лены Фадеевой и Алины Чичиковой (галерея fābula) теперь меняются каждый месяц, а дополняют их собственные проекты музея. На этот раз АРТ4 решил продлить до 6 июля проект Владимира Абиха «Способ смотреть на вещи. Рисунки и упражнения» (персональной выставки художника не было уже очень давно), а остальные пространства площадки отдать на откуп другим. Один из залов займет яркая выставка «Яблоня Ньютона» Вовы Перкина и его коллег. Галерея Plato представит работы Оксаны Афанасьевой, Елизаветы Залиевой и Кати Афониной, а недавно созданная Shatunov Gallery будет показывать скульптурную вышивку Илины Червонной (месяц назад ее произведения продавала на нижегородской ярмарке «Контур» Textura Gallery).
Shift готовит для «Тупика» персональную выставку Полины Шилкините Growing From Decay (куратор — Екатерина Новокшонова), с которой галерея работает с 2023 года, той осенью ее работы пользовались повышенным спросом на ярмарке молодого искусства blazar, еще на монтаже два больших холста из серии What Remains ушли в коллекцию Дмитрия Володина. Живописные работы художницы с осени продавались в диапазоне от 100 000 до 200 000 рублей, в зависимости от размера. Графика из новой серии в смешанной технике пользовалась спросом на прошедшей в мае ярмарке «Контур» в Нижнем Новгороде. Новый проект Шилкините Growing From Decay состоит из фоторабот в смешанной технике, «объемно» напечатанных на двух слоях оргстекла и обращающихся к теме оживления воспоминаний. На «Тупике» будут представлены работы в трех размерах по ценам от 60 000 до 200 000 рублей.
В Инженерном корпусе Третьяковской галереи до 11 августа идет выставка «Москва — Ереван — Москва» с работами из коллекции знаменитого советского врача Абрама Абрамяна, которого во второй половине ХХ века называли «армянским Третьяковым». Экспозицию составили из произведений Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Наталии Гончаровой, Кузьмы Петрова-Водкина и других авторов, которые сегодня хранятся в фондах Музея русского искусства в Ереване (открыт в 1984 году на основе коллекции Абрамяна), дополнив их работами из частного московского собрания.
Судьба шедевров: Лувр отреставрировал Арчимбольдо, «Подсолнухи» ван Гога останутся в Японии
В экспозицию Лувра после восьми месяцев реставрации вернулись четыре работы Джузеппе Арчимбольдо из знаменитого цикла «Времена года» (1573). Изначально перед реставраторами стояла единственная задача — работа с потемневшим за десятилетия нахождения в музее лаковым покрытием. При этом специалисты столкнулись с серьезной дилеммой — что делать с цветочными бордюрами по краям работ, которые оказались гораздо более поздними дополнениями (XVIII—XIX века). Они занимали существенную площадь оригинальных картин (местами до 4 см) и скрывали значимые детали вроде герба курфюрста Августа Саксонского («Весна»). В результате от цветочных бордюров было решено избавиться. В обновленном виде картины уже вернулись в постоянную экспозицию музея.
Берлинский музей уладил разногласия с наследниками владельца картины Кирхнера. Речь идет о полотне 1913 года под названием «Эрих Хеккель и Отто Мюллер, играющие в шахматы», которое было куплено руководством Музея Брюкке в 1943 году. До 1934 года она находилась в галерее Goldschmidt-Wallerstein, основанной коллекционером Виктором Валлерстайном и его деловым партнером Фрицем Гольдшмидтом. Опасаясь преследований со стороны нацистов, они решили ликвидировать свой бизнес, после чего Валлерстайн бежал в Италию, где был вынужден продать картину в начале 1940-х. Несколько лет спустя он умер во флорентийской больнице. Когда в музей обратились наследники Валлерстайна, с ними удалось договориться о том, что картина останется в музее.
Суд штата Иллинойс отклонил иск наследников немецкого коллекционера еврейского происхождения Пауля фон Мендельсона-Бартольди по поводу экземпляра «Подсолнухов» Винсента ван Гога, хранящегося в собрании Художественного музея Sompo в Токио, основанного японской страховой компанией Sompo Holdings. Истцы настаивали на том, что полотно, которое они оценивают в $250 млн, было продано в 1934 году под принуждением из-за преследований нацистов. В отличие от других похожих дел историю владения этой картиной можно проследить практически пошагово. В 1934 году Мендельсон-Бартольди продал «Подсолнухи» парижскому арт-дилеру Полю Розенбергу, который затем перепродал их леди Эдит Битти. В 1987 году картина за рекордные по тем временам $40 млн ушла с молотка на лондонских торгах Christie’s. Тогда новым владельцем стала японская компания Yasuda Fire and Marine Insurance Company, а в корпоративной коллекции Sompo Holdings работа оказалась к 2002 году. Иск наследники Мендельсона-Бартольди подали в суд Иллинойса, так как в 2001–2002 годах картина экспонировалась в США при посредничества Чикагского института искусств. Тем не менее в решении судьи говорится о том, что картина находится вне американской юрисдикции.