Замерзшие динозавры, ледяное сердце Плутона и 150 млн спасенных жизней: новости науки

Микропластик (Фото Getty Images)
Как устроена кора человеческого мозга, почему холод помог динозаврам поумнеть и кто виноват в «спермагеддоне» — в своей постоянной рубрике для Forbes Life рассказывает научный журналист Андрей Константинов

Вакцинация спасла больше 150 млн жизней за полвека

Всемирная организация здравоохранения в 1974 году запустила глобальную программу иммунизации, чтобы сделать жизненно важные вакцины доступными для всех в мире. Через полвека ученые решили изучить эффект вакцинации, построив математическую модель, учитывающую всю доступную статистику по вакцинам, которые ставили людям за эти полвека. Модель оценила предотвращенную смертность и заболеваемость для каждой возрастной группы, если бы вакцинации не было.

Оказалось, вакцинация помогла предотвратить 154 млн смертей — по большей части детских. Прививки снизили детскую смертность на планете на 40% (в Африке — на 52%). В 2024 году вероятность дожить до следующего дня рождения у ребенка младше 10 лет на 40% выше по сравнению с гипотетическим сценарием отсутствия вакцинации.

Фото Mufid Majnun·Unsplash

Однако радоваться рано: глобальные тенденции вызывают беспокойство. Так, в 2021 году не было привито от кори рекордное количество детей, что в последующие годы привело к многочисленным вспышкам заболевания по всему миру. Частично эта проблема связана с негативным влиянием ковида на систему здравоохранения, в том числе на услуги плановой иммунизации. Но другая сторона проблемы — антипрививочники. Вакцины становятся жертвами собственного успеха: они эффективно предотвращают болезни, люди видят меньше тяжелых случаев и из-за этого забывают о рисках.

Виновник «спермагеддона» — микропластик?

Нашу геологическую эпоху, возможно, назовут веком пластика. За год человечество производит 400 млн тонн этого невиданного ранее в природе вещества. Пластик проник повсюду. В том числе в виде очень мелких частиц микропластика — в наш организм, во время еды и при дыхании, — например, множество частиц микропластика попадает в воздух от автомобильных шин. Кровь разносит их по всем тканям тела, — микропластик находили во всех органах, где искали. В недавнем исследовании, опубликованном в журнале с говорящим названием Toxicological Sciences, протестировали 23 человеческих яичка и 47 собачьих яичек и обнаружили частицы микропластика в каждом образце, причем у людей их концентрация была в три раза выше, чем у псов. Выяснилось также, что чем больше концентрация определенных микропластиков в яичках, тем меньше сперматозоидов в сперме.

Что если микропластик это и есть главная причина загадочного «спермагеддона»? Так назвали давно пугающий ученых тренд — снижение сперматозоидов в сперме мужчин с каждым десятилетием. Метаанализ данных 185 исследований показал, что в период с 1973 по 2011 год количество сперматозоидов постепенно снизилось на 50-60%. Это происходит на всех континентах, причем исследования показывали, что не только у людей, но и у собак.

Есть и другие исследования, говорящие, что микропластики являются репродуктивным токсикантом, снижающим фертильность. А еще они повышают риск развития рака, особенно в пищеварительной системе, а еще в тромбах их концентрация повышена. Хотя воздействие микропластиков на здоровье полностью не установлено, данные исследований свидетельствуют, что вещества, содержащиеся в некоторых пластмассах, могут нарушать гормональную сигнализацию, приводя к широкому спектру последствий для здоровья.

Спасения нет? Говорят, частично есть: реже разогревайте в микроволновке еду в пластике, сократите использование пластиковых бутылок для воды и пакетов. Псы всем этим не пользуются — может, поэтому в их яичках пластика в три раза меньше.

Новое об устройстве коры головного мозга

Ученые из Гарварда с коллегами из Google создали виртуальную реконструкцию кубического миллиметра височной коры мозга человека — с наноразмерным разрешением, на основе данных электронной микроскопии.

Модель кусочка височной коры человека (его вырезали хирурги, чтобы получить доступ к лежащему под корой эпилептическому очагу) дает кое-какие новые детали пазла для понимания работы мозга — хотя мы по-прежнему не знаем еще очень многого. Саму модель ученые выложили в свободный доступ, разработали доступный всем исследователям инструмент для анализа ее данных.

Авторы модели определили и посчитали разные типы клеток и синапсов. Оказалось, нейронов в височной коре в два раза меньше, чем глиальных клеток, поддерживающих, питающих и ремонтирующих нейроны. А всего в кубическом миллиметре коры около 57 000 клеток: из них 32 000 глиальных, 16 000 нейронов и 8000 клеток, связанных с кровеносными сосудами.

И около 150 млн синапсов (синапс — место контакта между двумя нейронами. — Forbes Life): 110 млн возбуждающих и 40 млн тормозящих нейроны. То есть в среднем на каждом нейроне есть тысячи синапсов. Как вы помните, нейрон начинает испускать импульсы, если возбуждение в его синапсах достигает некоторого порога. И интересно, что плотность нейронов в коре человеческого мозга оказалась почти в 10 раз ниже, чем у мыши.

Холод заставил динозавров поумнеть

Новое исследование проливает свет на то, когда именно динозавры научились поддерживать постоянную температуру тела, и кто из них достоин называться теплокровным, а кто нет.

Все началось, когда две из трех основных групп динозавров — тероподы (к ним относятся тираннозавр и велоцираптор — предки птиц) и птицетазовые (стегозавр с трицератопсом) — стали осваивать территории с более холодным климатом. К этому их подтолкнул экологический кризис, связанный с мощным извержением вулкана в начале юрского периода, примерно 180 млн лет назад. Тогда-то у них и стала развиваться эндотермия, способность к поддержанию относительно постоянной температуры. С этой целью они стали обрастать пухом, изобрели перья, стали быстро реагировать, неплохо соображать и постепенно заполнили всевозможные экологические ниши с прохладным климатом.

А третья главная группа динозавров — зауроподы, вроде бронтозавра и диплодока, так и остались неповоротливыми и туго соображающими гигантами — примерно такими, как обычно представляют динозавров. Они жили лишь в теплых влажных тропиках, где температура не опускалась ниже +20.

Фото DR

Тайна ледяного сердца Плутона

Планетологи из Бернского университета разгадали тайну происхождения ледяного сердца Плутона — создали модель, точно описывающую форму и свойства гигантского ледника Равнина Спутника, похожего формой на сердце, размером 1200 на 2000 км. По этой модели эмодзи-сердечко из азотного льда возникло в результате падения под косым углом на Плутон астероида диаметром 730 км, состоящего из каменного ядра и ледяной мантии.

Горы по краям и то, что центральная часть находится ниже окружающей местности, давно подсказывали, что ледник мог образоваться в результате удара, но до сих пор модели плохо воспроизводили форму сердца. Новая модель объясняет не только грушевидную форму ледника, но и положительную гравитационную аномалию под Равниной Спутника, которую раньше пытались объяснить подледным водяным океаном.