К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Невидимые герои: как «Каскадеры» с Райаном Гослингом рассказывают об опасной работе

Кадр из фильма «Каскадеры»
Кадр из фильма «Каскадеры»
Комедийный боевик Дэвида Литча «Каскадеры» вышел на Amazon Prime всего через три недели после мировой кинопремьеры. Блокбастер с Райаном Гослингом и Эмили Блант провалился в прокате, едва окупив бюджет в $130 млн. Кинокритик Юлия Салихова пытается разобраться в причинах кассовой неудачи проекта и объясняет, почему фильм все же заслуживает внимания

Голливудский каскадер Кольт Сиверс (Райан Гослинг) живет свою лучшую жизнь: работает дублером мировой экшен-звезды Тома Райдера (Аарон Тейлор-Джонсон) и крутит роман с обаятельной девушкой-оператором Джоди Морено (Эмили Блант). Почти киношная идиллия обрывается вместе со страховочным тросом: во время исполнения сложного трюка Кольт падает с большой высоты и ломает спину на глазах у всей съемочной группы. Травмированный физически и ментально трюкач уходит из профессии и разрывает отношения с возлюбленной. 

Полтора года спустя раздается неожиданный звонок: настойчивая кинопродюсер Гейл Мейер (Ханна Уэддингхэм) зовет Кольта на съемки режиссерского дебюта Джоди. Каскадер соглашается на работу в надежде на воссоединение с экс-возлюбленной. На месте выясняется, что возвращать придется не только утраченное расположение обиженной бывшей, но и бесследно пропавшего исполнителя главной роли Тома Райдера. 

Райан Гослинг в фильме «Каскадеры»

Профессиональные трюкачи есть почти в каждом фильме, но их лица остаются за кадром. Воздать должное этим невидимым героям взялся человек, который не понаслышке знает о каскадерском деле. До того как стать успешным режиссером и снять несколько экшен-хитов вроде «Дэдпула 2» и «Быстрее пули», Дэвид Литч много лет работал дублером Брэда Питта. Его новый фильм не просто ода первой профессии, но и прямое обращение к американской киноакадемии, которая годами пренебрегает достижениями каскадеров и координаторов трюков. 

 

Интерес к «Каскадерам» гарантирован в первую очередь благодаря центральному дуэту актеров — звезды «Барбигеймера» Райан Гослинг и Эмили Блант делают фильму первоклассную рекламу. Тем более что первый уже в третий раз за кинокарьеру — после «Драйва» и «Места под соснами» — играет каскадера. Помогает и то, что Гослинг будто еще не до конца вышел из образа Кена, поэтому сложно представить кого-то более подходящего на роль одновременно брутального и ранимого героя. В таком амплуа он невероятно органичен: и когда машет кулаками в ночном клубе, и когда плачет в машине под Тейлор Свифт. 

В «Каскадерах» Гослинг демонстрирует комедийные таланты и выводит самоиронию на новый уровень. Роль трюкача-романтика отсылает к лучшим работам актера: в образе Кольта присутствуют энергия Кена из «Барби», крутость каскадера из «Драйва», неловкость детектива из «Славных парней», мелодраматичность героя-любовника из «Дневника памяти». 

 

Отношения главных героев фильма отчасти напоминают страдания Кена по Барби. Это забавно сразу по двум причинам: в контексте повторения Гослингом уже знакомого образа и в свете того, что Блант для роли женщины-режиссера явно вдохновлялась Гретой Гервиг. Но хотя химия между звездной парой определенно присутствует, она не особо цепляет, потому что актеры больше похожи на друзей, чем на любовников. 

Эмили Блант в фильме «Каскадеры»

Приятным сюрпризом оказывается игра звезды «Теда Лассо» Ханны Уэддингхэм: сравнительно небольшую роль британская актриса превращает почти в бенефис и крадет каждый кадр. А вот Аарон Тейлор-Джонсон в роли высокомерной кинозвезды большую часть хронометража остается за бортом и запоминается разве что благодаря эпичной сцене после титров. 

«Каскадеров» сделали настоящие профессионалы, которые искренне (а иногда и буквально!) горят своим делом — в фильме достаточно экстремальных и сложных трюков, например новый мировой рекорд по числу переворотов машины в воздухе и эффектный прыжок с вертолета без страховки. Экшен-сцены старались снимать по старинке с минимальным количеством визуальных эффектов. 

 

Кампания за введение оскаровской номинации для каскадеров началась еще до выхода фильма на экраны, и на прошедшей церемонии вручения премии «Оскар» звезды проекта выступили в поддержку американских кинотрюкачей. Продвигать идею о вручении наград дублерам-каскадерам активно продолжают и внутри фильма: в одной из сцен героя Гослинга спрашивают, дают ли «Оскар» за трюки, ответом следует печальный вздох и грустное «нет». Не хватает только щенячьего взгляда прямо в камеру или закадрового комментария «на заметку киноакадемии».

Кадр из фильма «Каскадеры»

Гослинг открыто признается, что не сделал почти ни одного трюка. В качестве исключения актер решился на прыжок с высоты в начале фильма. Основную работу за кинозвезду сделали дублеры. Финальные титры демонстрируют таланты команды каскадеров и показывают лица безымянных героев. Удастся ли трюкачам добиться заслуженного признания в киноиндустрии, пока неясно, но как минимум уважение и восхищение зрителей им гарантировано. 

«Каскадеры» не просто восхваляют опасную профессию, но и высмеивают кризис идей в Голливуде. По сюжету героиня Эмили Блант снимает высокобюджетную научную фантастику про любовь инопланетянки и ковбоя — получается какой-то глумливый микс «Ковбоев против пришельцев», «Безумного Макса» и «Дюны». Помимо тонны отсылок и прямого цитирования десятков фильмов авторы пытаются добавлять метаюмор о киноиндустрии в целом: например, постоянно говорят о проблемах с третьим актом в картине Джоди. 

Основанный на одноименном телесериале 80-х годов сюжет и сценарий нелепы настолько, что почти гениальны в своей глупости. До золотого стандарта «Солдатов неудачи» или «Мачо и ботан», конечно, не дотягивает, но двигается в правильном направлении. Проблемы начинаются, когда дело доходит до самопозиционирования. Для такой масштабной рекламной кампании у фильма на удивление слабая концепция. Создатели картины совершили главную ошибку маркетинга: не сегментировали аудиторию и попытались продать ленту вообще всем. 

В конечном итоге «Каскадеры» сами не знают, каким фильмом хотят быть: то ли адреналиновым боевиком, то ли сентиментальным ромкомом. Первое определенно получается гораздо лучше. А вот любовная линия чересчур приторная и вызывает чувство неловкости. Могло бы сработать, если бы авторы направили романтический сюжет в сторону ироничной комедии вместо нежной мелодрамы, то есть если бы вдохновлялись «Барби», а не «Дневником памяти».

 

Детективная составляющая фильма находится на периферии сюжета, зато комедийные элементы проходят через всю историю магистрально. Юмора много, но он не всегда попадает в цель: удачные шутки то и дело чередуются с затянутыми гэгами. Авторы «Каскадеров» будто забывают о главном правиле комедии: тайминг решает все. Тем не менее посмеяться здесь определенно есть над чем. В ассортименте забавные ситуации вроде «Гослинг в неоновом костюме общается с воображаемым единорогом» или «Гослинг пытается выпить чашечку кофе, но ему постоянно что-то мешает». 

В лучшие моменты «Каскадеры» не стремятся быть чем-то большим, чем просто веселая и драйвовая экшен-комедия. Эффективнее всего фильм работает как жанровый аттракцион, которым голливудский блокбастер о восхвалении профессии каскадера и должен быть. В конце концов запоминаются именно круто поставленные трюки: рискованный прыжок с вертолета, взрывоопасные покатушки на лодке, опасные перевороты на машине, светящаяся драка в ночном клубе, дикая погоня на мусоровозе. Иногда для любви зрителей этого вполне достаточно. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+