К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Итоги Канн-2024: почему фильм про сына русского олигарха «Анора» взял главный приз

Шон Бэйкер во время вручения «Золотой пальмовой ветви» с Джорджем Лукасом, Гретой Гервиг (Фото Stephane Mahe / Reuters)
Шон Бэйкер во время вручения «Золотой пальмовой ветви» с Джорджем Лукасом, Гретой Гервиг (Фото Stephane Mahe / Reuters)
В минувшую субботу 77-й Каннский фестиваль раздал свои призы. Жюри во главе с Гретой Гервиг вручила заветную «Золотую пальмовую» ветвь фильму «Анора» американского режиссера Шона Бэйкера с Марком Эйдельштейном и Юрой Борисовым в главных ролях. Кинокритик Тамара Ходова рассказывает, почему жюри во главе с Гервиг мог понравиться фильм Бэйкера и что стало главной темой каннской программы этого года

Каннский конкурс в 2024 году был очень неровным. Настолько, что некоторые журналисты поспешно назвали его одним из худших фестивалей за последние 10 лет. Но Канны не так просты — организаторы любят оставить несколько лакомых кусочков на вторую неделю мероприятия, а не перегружать первые дни фестиваля, показывая все самые ожидаемые фильмы программы. Так, во второй вторник смотра у журналистов наконец-то появился фаворит — «Анора» Шона Бэйкера. 

Картина рассказывает о стриптизерше Аноре (Майки Мэдисон), которая узбекскому имени предпочитает американизированное Энни. В обычный рабочий день Энни натыкается на золотую жилу — сына русского олигарха Ваню (Марк Эйдельштейн). Ване всегда скучно и у него много денег, поэтому вскоре Энни перебирается к нему домой, играя роль девушки за круглую сумму денег.

Во время одной из тусовок в Вегасе молодые люди решают пожениться, и тут Анора понимает, что выиграла настоящий джекпот. Однако счастливая семейная жизнь длится недолго — родители Вани в России (Дарья Екамасова и Алексей Серебряков) узнают, что сын «женился на проститутке», и посылают к нему домой «няньку» Тороса (Карен Карагулян) вместе с помощниками Гарником (Ваче Товмасян) и Игорем (Юра Борисов). 

 
Кадр из фильма «Анора»

Во время вручения «Золотой пальмовой ветви» Бэйкер признался, что главной мечтой его кинокарьеры было получить приз Каннского фестиваля. Режиссер не раз приезжал на Лазурный берег: в первый раз с «Проектом «Флорида» в 2018 году в параллельной программе «Двухнедельник режиссеров» и в 2021 году с «Красной ракетой», но уже в основном конкурсе. У американца не было ни одной награды фестиваля вплоть до этого года, так что теперь, как выразился Бэйкер, ему больше не о чем мечтать.

Также это первая победа американского фильма в Каннах со времен триумфа «Древа жизни» Терренса Малика в 2011 году, но пятая подряд удача дистрибьютора Neon, который из года в год приобретает фильмы, которые выигрывают Канны. Если так пойдет и дальше, по дистрибьютору можно будет определять будущих победителей. 

 

«Анора» Бэйкера получилась невероятно печальным и одновременно очень смешным фильмом про невозможность любви, в котором пышным цветом расцветают различные стереотипы про русскоговорящую диаспору в Нью-Йорке. При этом Бэйкер, несмотря на весь юмор, никогда не стоит выше своих героев и показывает их с увлечением, но без осуждения или издевок. Можно легко представить, что Грете Гервиг, которая не раз снималась в нью-йоркских драматических комедиях, понравится нью-йоркское драмеди Бэйкера с русским оттенком. 

Чуть ли не половина актерского состава в фильме — русскоговорящие. Так что в итоге главным фильмом с «российским присутствием» стал не «Лимонов, баллада об Эдичке» Кирилла Серебренникова, а «Анора». Канны по-прежнему не принимают официальные делегации из России из-за «спецоперации»* на территории Украины, но приезжать на фестиваль самостоятельно или в составе иностранных делегаций не воспрещается. Присутствие российских актеров в фильме-победителе не смутило иностранную прессу —  для них это в первую очередь американская комедия о секс-работнице. А Эйдельштейна, например, сразу же поспешили окрестить «русским Тимоти Шаламе». 

Как и следовало ожидать, не всем украинцам понравился подобный выбор каннского жюри: в социальных сетях появилось много критических высказываний о том, что такое решение не вписывается в идею «отмены русской культуры». А, например, продюсер Александр Роднянский (признан иноагентом) в соцсети Instagram (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России) отметил, что «русские актеры хороши», но многое в фильме его смущает: «И его непритязательное, даже наивное послание миру. И нехитрая стилистика, приемлемая в «Сандэнсе», но не в Каннах. И конечно, русские персонажи. Не эмигранты, а россияне».

 

В то же время фильм Бэйкера идеально вписывается в главный тренд фестиваля этого года. Канны не особо любят #Metoo и навязывание гендерного паритета при составлении программы, но этот год был посвящен по большей части женской проблематике. Более половины картин конкурса сосредотачивались на героинях и их проблемах, что в общем-то было отражено и в составе призеров.

Кадр из фильма «Семя священного инжира»

В ту же вторую неделю фестиваля у «Аноры» появились серьезные конкуренты: «Все, что мы видим как свет» индийского режиссера Паял Кападии про трех женщин в Мумбаи. Дебютная игровая работа Кападии стала первым индийским фильмом в конкурсе Канн более чем за 20 лет. Второй серьезной заявкой на «Ветвь» стал социальный триллер «Семя священного инжира» Мохаммада Расулофа, который сбежал из Ирана, где его ждало тюремное заключение, на Каннский фестиваль. Расулоф рассказывает о жизни семьи госслужащего на фоне массовых иранских протестов за права женщин в 2022 году.

Быть может, в другой год и с другим жюри у Расулофа были все шансы выиграть приз — политический беженец, драматически сбежавший из под тюремного ареста в родной стране, снял невероятно актуальный фильм, который смотрится не только как аллегория для наших беспокойных времен, но и просто хорошо выполненная цельная работа.

Политически ангажированный Берлинале убил бы за такую историю — да он уже и вручал своего «Золотого медведя» Расулофу в 2020 году за фильм «Зла не существует», пока тот сидел под домашним арестом в Иране. Однако каннское жюри во главе с Гервиг, судя по всему, руководствовалось не только политическими соображениями. Поэтому Расулоф получил утешительную награду в виде спецприза жюри.

Гораздо больше повезло Кападии — ее небольшая хрупкая драма в стиле фестиваля «Сандэнс» сразу же получила второй по важности приз Канн, Гран-при жюри. Это невероятный результат для дебютного фильма в конкурсе, что, скорее всего, откроет для Кападии двери европейского продакшена.

 

Еще одним смелым шагом, который был сделан не до конца, было награждение актерского состава мюзикла «Эмилии Перес» Жака Одиара про наркобарона, которому Зои Салдана помогает стать женщиной и начать новую жизнь («международное движение ЛГБТ» признано в России экстремистским и запрещено). Героя в новом обличье сыграла трансексуальная актриса Карла София Гаскон.

Однако жюри (а может, и организаторы фестиваля) посчитали решение наградить Гаскон единолично слишком смелым, поэтому дипломатично вручили приз за лучшую женскую роль всему женскому составу фильма — Гаскон, Зои Салдана, Адриане Пас и Селене Гомес. Приз за всех символически вышла получать расчувствовавшаяся до слез Гаскон. При этом Одиара тоже без награды не оставили, вручив обладателю «Золотой пальмовой ветви» (за фильм «Дипан») приз жюри. 

Кадр из фильма «Субстанция» с Деми Мур

Еще одной нарушительницей спокойствия на этом фестивале стала француженка Корали Фаржа с ее боди-хоррором «Субстанция». Деми Мур сыграла стареющую актрису, которая в попытках снова обрести молодость пользуется услугами некоей секретной организации и создает себе более красивого двойника в исполнении Маргарет Куэлли. «Субстанция» оказался самым кровавым и провокационным фильмом фестиваля, который разделил почтенную публику на два лагеря. Жюри все-таки решило выступить на стороне тех, кто поддержал француженку, и вручило ей приз за лучший сценарий. 

Довольно сложным оказался выбор главного актера, хотя бы потому, что ярких мужских ролей в силу сильной феминистской повестки фестиваля было не так уж много. В итоге жюри сделало очевидный, но приятный выбор и отдало приз американцу Джесси Племонсу за «Виды доброты».

 

В фильме Йоргоса Лантимоса у Племонса сразу три разноплановые роли в трех частях картины. Актер блестяще справился с каждой из них и продемонстрировал свой широкий диапазон. Приз за лучшую режиссуру достался португальскому режиссеру Мигелю Гомешу за его историческую драму «Гран Тур» про пару британских влюбленных, которые никак не могут пожениться.

Награды — это, конечно, хорошо и приятно, но больше всего интересна дальнейшая судьба каннских фильмов: какие из них возьмут на другие фестивали, какие доживут до проката (судя по всему, большинство) и какие работы привлекут внимание американских киноакадемиков.

Прошедший «Оскар» был очень удачным для Канн — многие фильмы фестиваля были отмечены не только номинациями, но и призами. В этом заключается главный успех смотров — когда картины из их программы имеют долгую и успешную жизнь. В очередной турбулентный для кино год у более экспериментальных фильмов есть больше шансов быть замеченными, так что очень хочется увидеть выходцев из Канн в главных претендентах осеннего наградного сезона. 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

 

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+