К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Окна с видом на Кремль: как устроено новое здание Третьяковской галереи в Кадашах

Фасады нового здания Третьяковской галереи со стороны Обводного канала. Фото Ивана Новикова-Двинского
Фасады нового здания Третьяковской галереи со стороны Обводного канала. Фото Ивана Новикова-Двинского
23 мая с открытием фестиваля «Интермузей» новое здание Третьяковской галереи на Кадашевской набережной примет первых посетителей. Завершится проект, длившийся почти 30 лет, если отсчитывать от момента закладки памятного камня в 1995 году. Общая стоимость бюджетного финансирования превысила 15 млрд рублей. О том, как утроено новое музейное здание — в репортаже редактора отдела культуры Forbes Яны Жиляевой

История развития Третьяковской галереи — история постоянной борьбы за место, за новые залы, за новое пространство хранения, за новые мастерские реставраторов. Так когда-то частная галерея купца Третьякова захватила весь его дом, потом он вошел маленькой частью в гигантский музейный комплекс в Лаврушинском переулке, потом стали пристраивать отдельные залы под отдельные картины, как например, для ивановского «Явления Христа народу» в 1932 году соорудили специальную пристройку.

Как рассказывают в музее, при Павле Третьякове картины вешали в шесть рядов, при Игоре Грабаре — в четыре, потом  — в два. Расширением галереи в 1930-е годы руководил архитектор Алексей Щусев. Он же считается автором концепции музейного квартала. В его архиве сохранились эскизы здания, раскинувшегося до Кадашевской набережной Обводного канала. Однако начавшаяся в 1941 году война отменила эти планы.

Вновь Третьяковка в Лаврушинском стала расширяться в 1980-е. Реконструкция предусматривала создание крупного музейного комплекса, включающего хранилища, обширное выставочное помещение, конференц-зал и переоборудование старого здания при сохранении его исторически сложившегося внешнего облика. В центре комплекса — основной дом и Щусевский корпус, расширенные за счет застройки двух внутренних дворов. В этих зданиях разместилась основная экспозиция. В 1989 году был построен Инженерный корпус.

 

Закладной камень нового здания на Кадашевской набережной, строго напротив Кремля, был установлен в 1995 году. В 1996 году над проектом нового здания начал работать «Моспроект-4» во главе с архитектором Андреем Боковым. Проект закончили в 2007-м, но в 2013 решили переработать: морально устарел. Третьяковка объявила конкурс на новый проект фасадов. Его выиграло бюро Speech архитектора Сергея Чобана. Так на фасаде, выходящем на Обводной канал, появились 34 гигантских окна-картины со стеклами-черно-белыми репродукциями наиболее известных произведений, — работа бюро Сергея Чобана.  

Сегодня строители называют двух авторов возведенного ими здания: архитекторов Андрея Бокова и Сергея Чобана. В ответ на самый важный вопрос — насколько современно устроены и оборудованы новые выставочные залы — пресс-служба музея, например, сообщила, что «в залах установлены трансформируемые перегородки, которые позволят более
оперативно и удобно менять архитектуру выставочных пространств».
Насколько это рабочая идея, станет ясно с открытием первой выставки. Это будут «Передвижники», что запланированы на осень 2024. 

 

После проверки счетной палаты в 2018 году, выявившей слабый контроль за расходом средств и «ущерб государству почти на 12 млн рублей», стройку в 2019 году передали компании «ЛАНИТ-Интеграция» и ППК  «Единый заказчик». Осенью 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении дополнительного финансирования в 8,12 млрд рублей. Всего, по данным «Коммерсанта», общая стоимость строительства оценивалась в 15,7 млрд рублей. 

Во время пандемии и после начала «спецоперации»* перед новыми подрядчиками встал вопрос о том, как решить задачу технической наполненности зала, создать систему музейного климата, инженерных служб, комплекса ИТ и мультимедийных решений.

21 мая 2024 года журналистам показали только один выставочный зал, где монтировались друг напротив друга две интерактивных экспозиции «Алфавит Третьяковки» (с работами из коллекции, сгруппированными по названиям) и «Вселенная Третьяковки», представляющая все музеи и региональные филиалы.

 

Как сообщил представитель застройщика, Сергей Фатеев, заместитель руководителя проекта по строительству Третьяковской галереи на Кадашевской набережной компании «ЛАНИТ-Интеграция», задачей было «найти нехудшее по характеристикам оборудование». Теперь почти все в новом здании, от экранов до лифтов, в одном из которых звучит фрагмент русской оперной мелодии, — китайского производства.

В новом здании на площади в 35 000 квадратных метров разместятся два выставочных зала общей площадью 4000 квадратных метров, реставрационные мастерские; хранилище площадью 900 квадратных метров, куда в ближайшее время перевезут графику; концертный зал, детский центр, кафе, ресторан и на пятом этаже, под крышей, с видом на Кремль — кабинеты руководства. 

Концертный зал

Концертный зал

Строители срочно монтируют оборудование в пространстве концертного зала, где с вручения Национальной премии в области музейного дела имени Дмитрия Лихачева, учрежденной Минкультом в этом году, стартует фестиваль «Интермузей» и откроется новое здание Третьяковки.

Зал вмещает 512 человек. На сцене установлен светодиодный экран размером 12 на 3 метра с обратной проекцией, а также, как сообщили представители компании «ЛАНИТ-Интеграция», звуковое оборудование, цифровые PTZ-камеры для записи внутренних и внешних мероприятий, системы синхронного перевода и передачи аудиосигнала на беспроводные портативные приемники для слабослышащих. На балконе оборудованы места для маломобильных посетителей галереи.

Реставрационные мастерские

Реставрационные мастерские

В новом здании оборудованы несколько мастерских для реставрации живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Своей очереди на установку ждут реставрационные столы. Пока идет монтаж специальной вытяжной системы для удаления пыли и наладка температурно-влажностного режима.

Воздушный мост

Воздушный мост

Для удобства перемещения произведений искусств строители создали стеклянный коридор длиной 56 метров, который, стоя на трех опорах, связывает на уровне третьего этажа новое пространство в Кадашах со зданием галереи. Вход прорубили в стене 1980-х годов постройки, он пришелся как раз на уровне зала Николая Ге. Коридор исключительно служебный, публике доступ в него будет закрыт.

Система вентиляции и музейного климата

Система вентиляции и музейного климата

У здания в Кадашах — своя трансформаторная подстанция, индивидуальный тепловой пункт с круглосуточным дежурным, позволяющим в любой момент корректировать работу хладоцентра и системы музейного климата (+18-19 градусов Цельсия, влажность 50-55%), и даже катализаторы для обеззараживания воздуха.

Атриум

Атриум

Из стеклянного атриума открывается вид на храм Воскресения Христова в Кадашевской слободе и на Вдовий дом, приют для вдов и сирот русских художников имени Павла Третьякова, построенный по завещанию Третьякова на его земельном участке на завещанные 150 000 рублей.

Внутри пространства атриума застройщики сохранили тумбы приточной вентиляции, накрыв их декоративными колпаками. Из атриума вход ведет в большой выставочный зал. До осени, до первой выставки «Передвижники», зал закрыт. Все остальные пространства можно осмотреть бесплатно, зарегистрировавшись на сайте музея. Как сообщила журналистам директор Третьяковки Елена Проничева, лекционные, образовательные программы будут идти в новом здании уже с мая.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+