«Бодкин»: черная комедия о подкастерах, которые оказались в ирландской глубинке
Лондонская журналистка-расследовательница из The Guardian Дав (Шиван Каллес) оказывается в профессиональном кризисе после того, как ее информатор внезапно свел счеты с жизнью. Причины такого решения не ясны, но Дав винит в случившемся себя — информатор то ли кого-то боялся, а она не смогла его должно защитить, то ли расследование просто довело его до ручки.
Руководство Дав тоже считает, что ей лучше отойти в тень и временно залечь на дно. Этим «дном» становится небольшой ирландский городок Бодкин, в котором 25 лет назад во время празднования ирландского фестиваля Ночи Мертвецов (местный аналог Хэллоуина) пропали трое жителей: женщина, мужчина и ребенок. Друг с другом пропавшие не были знакомы и тем страннее кажется факт их исчезновения.
Начальство «ссылает» Дав в Бодкин (сама она тоже родом из Ирландии), поставив ей в напарники американского тру-крайм-подкастера Гилберта (Уилл Форте) и его ассистентку Эмми (Робин Кара). Трио подбирается разношерстное: Дав — такая же угрюмая, как климат в Ирландии. Гилберт, напротив, кажется неутомимым оптимистом, который смотрит на поездку как на увлекательное приключение и даже мечтает отыскать в командировке информацию об ирландских корнях. Эмми — самая продуктивная и собранная из троих: у нее всегда есть четкий план действий, которому, конечно, все равно никто не придерживается, потому что с первых дней все в Бодкине идет не так.
Местные настороженно встречают приезжих, Дав всюду преследует образ собаки-волка, а следом герои и вовсе допускают главную ошибку любых детективов — решают разделиться, чем только подставляют себя под удар. Машину их местного водителя поджигают, а жители Бодкина с каждым днем ведут себя все страннее и страннее.
«Бодкин» — проект оригинальный в том смысле, что у него нет литературной или тру-крайм-основы, но художественно сериал далек от новизны. Сюжет пропитан шаблонными сценарными ходами, герои часто говорят избитыми фразами, а развитие истории педалируют хорошо известные приемы: вот на дороге из ниоткуда возникает собака-волк, здесь местный житель тайком взбирается на холм и что-то шепчет себе под нос, а владелица маленькой гостиницы, в которой остановилась троица приезжих, то болтает без умолку, то «зависает» как в трансе, стоит ей услышать неудобный вопрос от гостей. Что это: шок или попытка обмануть героев?
Дожидаться ответов на этот и многие другие вопросы, рассыпанные по сериалу крупными каплями ирландского дождя (местный шутливо говорит, что здесь дождь идет всегда, а если кажется, что он прекратился, это не так — просто капли слишком маленькие), придется вплоть до финала.
Зато интересным кажется идейное противостояние журналистки Дав (принципиальной, проницательной и бесстрашной) и ее американского «коллеги» Гилберта, которого она ни во что не ставит. Подкаст, на ее взгляд, и рядом не стоит с настоящим журналистским расследованием. А подкастер — вообще не профессия. Раздражает ее и характер Гилберта — открытого, добродушного и смотрящего на мир щенячьими глазами героя, чья тяга к преступлениям и новым знаниям кажется неиссякаемой.
«Вы не дела расследуете, а людей развлекаете», — обвиняет его Дав. «А у вас информаторы вешаются», — парирует Гилберт. Оказавшаяся между этих двух огней Эмми даже не пытается рассудить героев — вместо нее это сделает время. Ближе к развязке, ожидаемо, история вынесет вердикт, от кого больше пользы и меньше вреда, и кто служит высоким стандартам журналистской профессии, а кто их нивелирует.
В создателях шоу не числится больших звезд, разве что первые два эпизода снял Нэш Эдгертон — участник Каннского кинофестиваля-2011 с короткометражной картиной «Медведь» и брат голливудского актера Джоэла Эдгертона. Но никакого уникального авторского стиля он в проект не привносит — даже заявленный в описании «черный юмор» встречается в сюжете не так часто.
Герои могут время от времени выглядеть комично, а их неуклюжее взаимодействие друг с другом и местными сперва веселит, но затем работающие на контрасте неулыбчивая Дав и лучезарный Гилберт начинают утомлять. Вредит этому во многом тот факт, что образы героев нарисованы крупными мазками — в них нет интересных нюансов, особенностей, крючков, за которые может зацепиться зрительский интерес.
«Бодкин», посвященный расследованию преступления 25-летней давности, будто и сам задумывался четверть века назад. Он упорно (и напрасно) игнорирует все, что произошло с жанром за это время и напоминает законсервированную капсулу времени.
В начале кажется, что у сериала слишком затянутая экспозиция — погружение в жизнь Бодкина происходит неспешно и обстоятельно. Но на середине окончательно понимаешь, что он весь такой — медлительный, сюжетно неповоротливый и очень предсказуемый. Если бы этими же качествами обладали настоящие герои-расследователи, им можно было бы только посочувствовать. Но здесь на финальных титрах испытываешь скорее досаду — неплохая в теории история на практике выстраивается в очередной проходной проект Netflix, с которыми стриминг из года в год обещает завязать, но так и не держит слово.