«Министерство неджентльменских дел»: почему фильм Гая Ричи проигрывает Тарантино
1942 год. Разгар Второй мировой войны. Заключению военного альянса между Великобританией и США мешают немецкие подводные лодки в Северной Атлантике. Британская разведка находит дерзкое решение для нейтрализации вражеского флота: затопить два немецких буксира и судно с боеприпасами в гавани у острова Фернандо-По.
Премьер-министр Уинстон Черчилль (Рори Киннер) дает добро на проведение неофициальной операции. Задание поручают своевольному майору по имени Гас Марч-Филлипс (Генри Кавилл) и его команде отчаянных авантюристов в лице толкового штурмана Генри Хейса (Хиро Файнс Тиффин), опытного подрывника Фредди Альвареса (Генри Голдинг), датского головореза Андерса Лассена (Алан Ричсон) и мастера стратегии Джеффри Эпплярда (Алекс Петтифер). Последнего еще предстоит вызволить из плена нацистов.
Бравый отряд выходит в море под видом рыбаков на траулере с впечатляющим запасом взрывчатки. В это же время на острове работают агенты под прикрытием: Херон (Бабс Олусанмокун) и Марджори (Эйса Гонсалес). Первый закатывает вечеринки для фрицев, чтобы расчистить путь диверсантам. Вторая должна соблазнить и отвлечь коменданта Генриха Люра (Тиль Швайгер). Ставки высоки: в случае провала Англии придется жить под немецким сапогом и привыкать к меню из сосисок, капусты и черного хлеба.
Авантюрный сюжет основан на книге британского документалиста Дэмиэна Льюиса «Министерство неджентльменских дел: как тайные воины Черчилля подожгли Европу и породили современные теневые операции». В фильме показана сильно беллетризованная версия операции «Почтмейстер», в ходе которой бравые британские коммандос захватили вражеские немецкие судна в ходе Второй мировой войны.
Несмотря на условно историческую основу, рассчитывать на детальную реконструкцию событий не приходится. Ричи вместе с командой соавторов (Пол Тэймеси, Эрик Джонсон, Араш Амель) максимально вольно обходится с текстом первоисточника: от серьезного документального исследования остались лишь имена главных героев и ключевые детали операции. Основная ставка сделана на залихватский экшен и легкий юмор. В результате получился непринужденный блокбастер, в котором неуязвимая команда британских диверсантов ловко и со вкусом шинкует нацистов.
Продуктивности Гая Ричи можно только позавидовать: британский режиссер черпает вдохновение в работе и стабильно выпускает по два фильма в год. В 2023 году на больших экранах можно было застать шпионскую экшен-комедию «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать» и непривычную для постановщика военную драму «Переводчик». 2024-й отметился долгожданным релизом сериального спин-оффа хитовых «Джентльменов», а уже через месяц состоялась мировая премьера «Министерства неджентльменских дел».
С таким впечатляющим заводом по производству контента Ричи превратился из творца в ремесленника. Большинство последних фильмов режиссера сняты без претензий на культовый статус и ограничиваются функцией одноразового жанрового аттракциона. То же самое можно сказать и про «Министерство».
На заре карьеры Ричи прозвали «британским Тарантино» за любовь к криминальным сюжетам и нелинейному повествованию. Спустя 25 лет работы в киноиндустрии режиссер будто решил напомнить об этом сравнении: «Министерство неджентльменских дел» действительно напоминает «Бесславных ублюдков». Аналогии слишком очевидны, чтобы их не заметить. Впрочем, на выходе получились совсем разные фильмы. Если Тарантино снял остроумную черную комедию, то у Ричи получился легкий фарс для разового просмотра.
«Ублюдки» во многом превосходят «неджентльменов»: начиная от запоминающихся персонажей и действительно мощного каста, заканчивая интересным сюжетом и остроумными диалогами. Фильм Ричи ничем подобным похвастать, к сожалению, не может.
Актерский состав пусть и звездный, но сильно проигрывает в сравнении. Возможно, команда «Операции «Фортуна» справилась бы лучше. Недостатки картины призваны компенсировать многочисленные экшен-сцены, но сняты они без особого разнообразия. Герои действуют по одной и той же схеме, так что наблюдать за неменяющимися от эпизода к эпизоду резней и мордобоем очень скоро наскучивает.
Юмор картины аналогично скудный: Кавилл несколько раз повторяет шутку с прикарманиваением чужих вещей, что тоже довольно быстро надоедает. Больше всего фильму не хватает забористых диалогов, которыми славились ранние криминальные комедии Ричи. В «Министерстве неджентльменских дел» нет ни одной яркой реплики, которая могла бы разойтись на цитаты.
В сравнении с хлесткими тарантиновскими фразами в «Бесславных ублюдках» — это почти приговор. Не говоря уже о том, что творению британского режиссера не хватает крутого антагониста вроде Ганса Ланды в исполнении Кристофа Вальца. У Ричи плохого немца играет Тиль Швайгер, но здесь актер выглядит не так эффектно, как на втором плане в тех же «Ублюдках».
Повествование фильма сильно страдает от отсутствия интриги. Все препятствия на пути главных героев выглядят несерьезно. Отряд самоубийц во главе с Марч-Филлипсом буквально смеется в лицо смерти. Команда не встречает решительного сопротивления ни на одном из этапов операции. После того, как четверка несокрушимых воинов легко и играючи разделывается с целым немецким гарнизоном в ходе миссии по освобождению товарища из вражеского плена, становится ясно, что этих бравых коммандос ничто не остановит.
У дерзких авантюристов просто нет достойных противников. Нацисты в фильме выглядят карикатурно и не представляют для британских диверсантов существенной угрозы: герои расправляются с полчищами вооруженных немцев настолько лихо и непринужденно, что это разрушает всякую интригу касательно исхода операции.
К минусам также можно отнести поверхностно написанных персонажей. Не спасает даже харизма актеров. Большинство героев попросту не запоминаются. В порядке исключения можно назвать персонажа Алана Ричсона — неудержимого скандинавского берсерка, который знает сотни разных способов расправы и с особым удовольствием потрошит нацистов. Например, голыми руками вырывает сердца фрицев, причем делает это с какой-то почти детской непринужденностью.
А вот герой Генри Кавилла примечателен разве что своей нездоровой тягой ко всему, что плохо лежит: будь то сигары руководителя спецоперации или кожаное пальто эсэсовца. Остальные участники команды кажутся взаимозаменяемыми и ничем особо не выделяются.
Единственная женщина в мужском коллективе — завербованная в британскую разведку актриса и певица Марджори Стюарт. По сути еще одно слабое звено в отряде. Начнем с того, что облик Эйсы Гонсалес с трудом вписывается в стандарты эпохи сороковых годов прошлого столетия. С такой яркой внешностью работа актрисы и ее героини ограничивается чисто декоративной функцией.
Несмотря на то, что Марджори описывается как «умная девушка, которая мастерски владеет оружием и умеет постоять за себя», ее основная миссия в фильме сводится к тому, чтобы менять гламурные платья и стрелять глазками. Увы, потенциал на действительно сильного женского персонажа не реализован. Возможно, актриса проявит себя в следующем проекте британского постановщика — ведь Ричи уже вовсю работает над новой лентой с Гонсалес и Кавиллом.
В итоге остается сказать, что «Министерство неджентльменских дел» — еще один проходной фильм в карьере Гая Ричи, который можно рекомендовать разве что преданным фанатам режиссера. В случае успеха он готов превратить «Министерство» во франшизу наподобие бондианы, но лучше бы режиссер снял обещанное 15 лет назад продолжение «Рок-н-рольщика».
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции