К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Осмыслить опыт: как показывают Вторую мировую войну в современных фильмах и сериалах

Кадр из сериала «Властелины воздуха»
Кадр из сериала «Властелины воздуха»
Спустя 79 лет после окончания Второй мировой войны кинематографисты все еще пытаются осмыслить этот опыт, который изменил жизнь нескольких континентов. Forbes Life рассказывает про фильмы и сериалы, вышедшие за последний год, где основной упор сделан не на героику или прославление победы, а на ежедневную жизнь тех, чью судьбу перевернула война
«Татуировщик из Освенцима»

«Татуировщик из Освенцима»

Шестисерийный сериал, вышедшие в начале мая на Peacock, — экранизация одноименного литературного бестселлера Хезер Моррис, в основе которого судьба реального узника концлагеря Людвига Соколова (в молодости его играет британец Джона Хауэр-Кинг, а в старости — американец Харви Кейтель). Во время войны он был отправлен строить Освенцим, где он сперва чуть не умер от тифа, но выжил и стал помощником лагерного татуировщика, набивавшего заключенным их персональные номера. А еще встретил свою любовь — заключенную Гиту Фурман (Анна Прухняк).

После окончания войны, которую Соколов чудом пережил, он десятилетиями молчал о своем опыте, опасаясь обвинений в коллаборационизме. Только в 2003 году, оказавшись на пороге смерти, он рассказал историю своей жизни журналистке Хезер Моррис.

Сериал «Татуировщик из Освенцима», снятый израильской постановщицей Тали Шалом-Эзер, старается вместить в себя не просто большую часть жизни Соколова — от молодости до последних дней жизни, когда он решается поделиться с миром своей историей, — но и в подробностях рассмотреть, как выглядела лагерная жизнь Освенцима. Более подробно о проекте рассказывает кинокритик Елена Захрина.

«Зона интересов»

«Зона интересов»

Военная драма Джонатана Глейзера, рассказывающая про семью коменданта Освенцима, выиграла Гран-при Каннского кинофестиваля в 2023 году.

В фильме па первый взгляд рядовая немецкая семья счастливо живет в уютном доме с личным садом, теплицей и бассейном на заднем дворе. Хозяйку дома зовут Хедвиг (Сандра Хюллер), а ее мужа — Рудольф Хесс (Кристиан Фридель). Он работает комендантом комплекса концентрационных лагерей в Освенциме (другое название — Аушвиц) — самого крупного из лагерей смерти, — расположенного прямо через забор от их дома.

Герои фильма Глейзера лишены любой рефлексии и давно перестали замечать амбивалентность двух реальностей, на границе которых оказались. Пока Хедвиг угощает подруг хорошим кофе, на заднем дворе дома подросток-заключенный отмывает от крови сапоги ее мужа. Как «Зона интересов» констатирует факт смерти совести равнодушного человека — в рецензии Forbes Life.

«Властелины воздуха»

«Властелины воздуха»

К 1943 году становится окончательно понятно, что война не кончится быстро, что это грязное и кровавое месиво, в котором погибнут миллионы. Главные герои сериала, спродюсированного Стивеном Спилбергом и Томом Хэнксом,  — группа молодых летчиков-истребителей, регулярно участвующих в воздушных сражениях. На фронте их жизнь делится на «до» и «после»: время, которое они проводят на земле, ощущая себя частью военной элиты, и время, проведенное в воздухе, откуда обратно на землю возвращаются лишь счастливчики. Каждый полет напоминает не просто инициацию героев, боевое крещение, а рискует стать для них последним в жизни (что чаще всего и происходило).

Авторам «Властелинов воздуха» удается передать эту обреченную тональность героев — молодых ребят, брошенных в жерло войны. Да, в период между заданиями, у них были все привилегии в сложившейся армейской иерархии, но чем выше в небо они поднимались, тем уязвимей перед лицом противника оказывались. Об антивоенном пафосе сериала и буднях пилотов, рассказывает кинокритик Елена Захрина.

«Одна жизнь»

«Одна жизнь»

Картина производства BBC рассказывает о малоизвестной истории времен Второй мировой войны — эвакуации более 600 еврейских детей из Чехословакии в Великобританию. Организовал «Киндертранспорт» Николас Уинтон, родившийся в семье немецких евреев, который приехал в Чехословакию накануне 1939 года. Добившись смягчений по визовому контролю на границе от британского правительства, а также сделав ряд других, весьма непростых шагов, он смог организовать отправку 669 еврейских детей в Лондон к найденным для них приемным родителям.

Самая большая удача фильма — сэр Энтони Хопкинс в роли «взрослой» версии Николаса Уинтона. Он перетягивает все внимание на себя, хотя может показаться, что актер не делает ничего особенного. Из других плюсов можно назвать то, что «Одна жизнь» не выделяет только Уинтона. Он служит своего рода связующим звеном между остальными участниками Британского комитета по делам беженцев: таких же героев, как и он. Более подробно о фильме — в рецензии кинокритика Ивана Афанасьева.

 «Весь невидимый нам свет».

«Весь невидимый нам свет».

В основе экранизация Netflix — одноименный роман лауреата Пулитцеровской премии Энтони Дорра. Из него шоураннер «Острых козырьков» Стивен Найт и режиссер Шон Леви («Главный герой») сделали мини-сериал из четырех эпизодов.

Сюжет, действие которого происходит в период Второй мировой войны, повествует о молодом немецком солдате и слепой девушке из Франции, судьбы которых пересекаются самым неочевидным образом. Действие за четыре серии растягивается на несколько десятилетий. В главных ролях как молодые актеры (Ариа Миа Лоберти, Луис Хофман), так и маститые профессионалы (Марк Руффало, Хью Лори).

«За океан»

«За океан»

Еще одна экранизация Netflx — теперь романа Джули Орринджер «Портфолио полетов» от шоураннеров «Неортодоксальной» Анны Ливайн и Дэниэла Хендлера. История посвящена Комитету спасения — американской организации, которая при поддержке первой леди США Элеоноры Рузвельт помогала беженцам перебраться из Европы в США.

«За океан» (Transatlantic), конечно, отнюдь не детальное воспроизведение работы Комитета спасения. Но в мини-сериале нашлось место общим механизмам спасения — в частности, представлена история с пересечением франко-испанской границы через Пиренейские горы. Несмотря на сложную тему (во Франции разговоры о коллаборационизме во время Второй мировой войны до сих пор вызывают реакцию в духе «не все так однозначно»), сериал не старается показывать какую-либо из сторон исключительно в приглядном свете (или наоборот). Почему еще стоит посмотреть сериал, объясняет кинокритик Тимур Алиев.

«Маленький огонек»

«Маленький огонек»

Еще одна сторона истории об Анне Франк — рассказ о семье голландцев, которая укрывала девочку и ее родных от нацистов. Именно благодаря Мип (актрису Бен Паули также можно увидеть в сериале «Властелины воздуха») и Яну Гиз (Джо Коул) дневник Анны не был утерян или уничтожен. Сериал «Маленький огонек» подробно рассказывает, как супруги помогали скрываться Франкам и другим евреям в задних комнатах их дома в Амстердаме.

Реальные Мип и Ян Гиз прожили долгую жизнь: он скончался в 1993 году в 87 лет, а Мип дожила до 100 и умерла в 2010 году, оставив сына и троих внуков. Супруги были признаны праведниками мира.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+