К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«А хочешь, я выучусь шить»: как современные художники используют текстиль в искусстве

Работа Виталия Тюрлика на выставке «Сонный паралич» (Фото Ruarts)
Работа Виталия Тюрлика на выставке «Сонный паралич» (Фото Ruarts)
В этом году особенно заметен интерес к произведениям современного искусства, созданных из тактильных нежных материалов, таких как текстиль, пряжа, кружево и керамика. Forbes Life рассказывает, где во время майских праздников можно посмотреть на лучшие образцы

Татьяна Рыкова, куратор выставки «Соткано» (идет в фонде «Екатерина» до 12 мая 2024 года), рассказывает, что художественный текстиль традиционно относился к области декоративного искусства, но в последние десятилетия он вышел за эти рамки и успешно существует в поле актуального искусства. Это происходит и благодаря тому, что текстиль перестал быть лишь средством выразительности, превратившись в объект исследования, в само художественное высказывание.

Анна Зайцева, куратор, заместитель директора по выставочной деятельности МАММ, отмечает, что этот тренд — часть более общей тенденции, которая наблюдается последние два года. Растет интерес к подчеркнуто  трудоемким рукодельным техникам. «Это затрагивает и текстиль, и фотографию, где наступил ренессанс техник ручной фотографической печати, — говорит Зайцева. — Трудоемкость неожиданно оказалась ценностью. Если вы чувствуете необходимость на время полностью отключить себя от внешнего мира, гумбихромат обеспечит это наилучшим образом: вы плотно закроете за собой дверь и проведете в темноте трое суток. К тому же вы получаете возможность контролировать происходящее».  Зайцева  считает это не побегом от социума, а условием, жизненно необходимым для того, чтобы продолжать с обществом взаимодействовать.

Фрагмент экспозиции ГРАУНД Биеннале
«ГРАУНД Солянка»

Фрагмент экспозиции ГРАУНД Биеннале

ГРАУНД Биеннале «Текстиль в современном искусстве»

Этой весной галерея «ГРАУНД Солянка» впервые проводит биеннале, которая, по замыслу организаторов, должна отражать актуальные тенденции в современном искусстве (до 9 мая). В этом году темой выставки стал текстиль, которого немало и на недавно открывшейся Венецианской биеннале. Такой всплеск интереса историк моды и текстильного дизайна Ксения Гусева объясняет трендом на искусство, связанное с ремесленничеством и ручным трудом. Стереотип о том, что это исключительно женская практика, Гусева считает давно устаревшим, подчеркивая, что даже исторически мужчины-художники в полной мере занимались текстилем.

Для первой ГРАУНД Биеннале были отобраны работы, в которых исследуются связи традиционных и новых техник: на двух этажах галереи можно найти произведения с использованием апсайкл-материалов или, к примеру, выполненные Надей Петровой из филейного кружева образы мух. Петербургская галерея MYTH привезла в Москву «законсервированную одежду» Вадима Михайлова, поющую средневековую шпалеру Кати Исаевой и неодадаистическую поп-скульптуру Алины Глазун. Галерея a-s-t-r-a выставила работы Лизы Неклессы, выпускницы четвертого сезона «Открытых студий» «Винзавода».

В серии «Сад» Лиза Неклесса использует винтажные и антикварные ткани 1950—1970-х годов из коллекции своей бабушки. «Мне важен элемент ностальгии, связанный с текстилем, — говорит художница. — Зрители отмечают, что при взгляде на мои работы они вспоминают похожие ткани из своего прошлого, какие-то теплые семейные истории. Так открывается пласт работы с эмоциями, личной и семейной памятью, неразрывно связанной с исторической».

Лидия Мастеркова «Композиция. Прилуки»
фонд «Екатерина»

Лидия Мастеркова «Композиция. Прилуки»

Выставка «Соткано» в фонде «Екатерина»

Проект «Соткано» в фонде «Екатерина» (до 12 мая) представляет современные  эксперименты с текстилем как одну из возможных медиа в историческом контексте.  Так, знаковая работа Лидии Мастерковой «Композиция. Прилуки» начала 1960-х и тканевая аппликация Тимура Новикова конца 1980-х соседствуют с современными произведениями Виталия Тюрлика и Кирилла Манчунского.

Такое соседство опровергает миф о том, что с текстилем работают в основном женщины. «В последние десятилетия мужчины очень активно обращаются к художественному текстилю, —говорит куратор проекта Татьяна Рыкова. — Мне кажется, что сейчас уже нет какой-то гендерной стереотипности в выборе медиа». Рыкова также подчеркивает, что хотела представить на выставке как можно более широкий спектр многообразия материалов: «Мне было интересно, как традиционно текстильные технологии, например плетение, работают с другими материалами — так на выставке появились работы из металла, стекла, строительной сетки и полипропилена».

В работах Марии Арендт и Аси Маракулиной невесомое и подвижное текстильное полотно сочетается с подчеркнуто графичной монохромной вышивкой. Рядом с ними экспонируются объекты Саши Пучковой, которая уже больше года сотрудничает с Sistema Gallery. «Текстильные работы Саши Пучковой — это сфера ее экспериментов, тесно связанная с ее диджитал артом, который она создает под проект и затем печатает на ткани, — говорит Анастасия Волкова, руководитель Sistema Gallery. — Это могут быть полотна, набивные вещи или другие объекты. Их берут на групповые выставки, но это сложные медиа для продажи, динамика роста продаж за год не более 20-30% при условии достаточно демократичных цен. При этом мы считаем, что это важная часть творчества художницы».

Виталий Тюрлик, «Тихая охота»
Галерея Ruarts

Виталий Тюрлик, «Тихая охота»

Выставка «Сонный паралич» в галерее Ruarts 

В московской галерее Ruаrts до 12 мая проходит первая персональная выставка «Сонный паралич» Виталия Тюрлика, создающего текстильные коллажи в технике апсайклинга. Тюрлик работает преимущественно с бывшей в употреблении тканью. Свой псевдоним художник и историк-архивист позаимствовал у Гелия Коржева, у которого «тюрлики» — нелепые антропоморфные существа.

Тюрлик рассказывает, что изначально он занимался ручной вышивкой во время самоизоляции, вызванной эпидемией COVID-19. Кроме того, он создавал нашивки, которые хорошо продавались на маркетах, и в какой-то момент решил прошивать их по краям. Чуть позже он начал сшивать вместе обрезки старых тканей, создавая из них основу для новых работ. На выставке «Сонный паралич» представлены преимущественно новые коллажи, исследующие сюжеты-перевертыши, которые обыгрываются в названиях и коротких текстах на самих работах («Это еще цветочки», «Все летит к чертям», «Бес паники»).

О росте популярности работы из текстиля, вышивки, кружева и других рукодельных практик в современном искусстве говорит куратор выставки, арт-директор фонда и галереи Ruarts Катрин Борисов. «Выставка Виталия стала своего рода превью масштабного проекта в фонде Ruarts, к которому мы готовились несколько лет», — говорит Борисов. Проект «Нити» куратора Нины Гомиашвили откроется в конце июня. На трех этажах фонда разместятся произведения 40 авторов, которые будут рассказывать не только о текстиле, но и в целом о женских практиках в современном искусстве.

Елена Шарганова, «Лучезарный город»
«Открытые студии» «Винзавода»

Елена Шарганова, «Лучезарный город»

«Это нам приснилось завтра» в «Открытых студиях» на «Винзаводе»

На «Винзаводе» до 31 мая идет отчетная выставка десятого сезона «Открытых студий». На протяжении полугода под руководством ментора Анны Зайцевой над новыми проектами работали десять художниц. Трое из них так или иначе задействуют в своем творчестве текстиль. Таисия Камышан использует его как способ создания трехмерного пространства. Елена Шарганова в своем проекте «Лучезарный город» работала с тканью, нитками и одеждой, вышедшей из употребления. «Для меня важно с помощью ощущений от материала  настроить зрителя на более камерное, тактильное понимание работ, — говорит Шарганова. — В целом для  меня текстиль —  оппозиция к холодному, не тактильному интернет-пространству и отчужденности людей». Центральным элементом экспозиции стал объект Ульяны Елкиной, выполненный в виде огромного многоярусного торта. Художница рассказывает, что торт стал первым крупным объектом, в котором ей удалось совместить холодный батик, тафтинг, свободную вышивку на швейной машинке, текстильную аппликацию, вышивку гладью, ручное окрашивание и свободное рисование.

Ментор этого сезона Анна Зайцева отмечает, что это не первое массовое обращение к технике, уже известной и освоенной искусством, но занимающей, скорее, периферийное место. «Относительно недавно многие авторы начали осваивать машинки для выжигания по дереву. Это была бросающаяся в глаза реанимация надомной декоративно-прикладной практики, — говорит Зайцева. — Как и в случае с текстилем, за этим может стоять подсознательное желание, оставаясь на территории искусства, подготовить и адаптировать себя к возможной жизни вне крупных институций».

Еще одно предположение Зайцевой связано с тем, что обращение к таким рукодельным медиумам — своего рода балансир к ажиотажному всплеску интереса к нейросетям и искусственному интеллекту как новым медиумам.

Артем Ляпин, «Холодный дом»
Flor et Lavr Gallery

Артем Ляпин, «Холодный дом»

 «Я думаю, эта любовь продлится вечность» в LOBBY

До 25 июня в пространстве LOBBY в Гостином дворе открыт поп-ап-проект Flor et Lavr Gallery «Я думаю, эта любовь продлится вечность» (куратор — Петр Иванов). В экспозиции скульптура Александра Позина соседствует с работами 28-летнего иркутского художника Артема Ляпина. Ляпин занимался ковроткачеством, технику которого освоил самостоятельно, но недавно перешел к коклюшечному кружеву. «Свой первый проект, связанный с темой потерянного дома, я делал три года, — говорит Ляпин. — Тогда же я понял, что ковроткачество — слишком долгий для меня процесс, который к тому же имеет серьезные ограничения в плане формата».

Плести кружева Артем учился по книгам. Его первые работы были абстрактными, но по мере освоения новой техники начали появляться сюжет и персонажи. В прошлом году по итогам открытого конкурса Ляпин попал в число участников московской ярмарки Blazar, где был представлен в секции независимых художников, а недавно стал резидентом мастерских Музея «Гараж». «Проект для LOBBY я делал в крохотной однокомнатной квартире, и это очень сложно, потому что постоянно нужно убираться, — говорит Ляпин. — Необходима мастерская. А если бы была возможность держать овцу, я хотел бы максимально углубиться в художественную практику, полностью создавая искусство буквально с нуля».

Выставка Тары Тарабцевой «Шум кошачьих шагов»
Textura Gallery

Выставка Тары Тарабцевой «Шум кошачьих шагов»

Выставка «Шум кошачьих шагов» в Textura Gallery

На территории ЦТИ «Фабрика» до 10 мая идет подготовленный Textura Gallery персональный проект Тары Тарабцевой «Шум кошачьих шагов». На выставке представлены произведения, выполненные масляной пастелью на привезенных из Ташкента шелковых и хлопковых тканях. С текстилем Тарабцева начала работать с 2019 года, занимаясь в мастерской Авдея Тер-Оганьяна. «Когда ты живешь в однушке с мужем-традиционалистом, сложно сказать ему, что хочешь бросить работу ради того, чтобы рисовать, — говорит художница. — А текстиль — это какое-то рукоделие, зона безопасности». Первые абстрактные работы — совмещенные цветовые полотна — Тарабцева создавала по мотивам Анри Матисса, Марка Ротко, Казимира Малевича и других классиков. Задумавшись о более сюжетном подходе, Тарабцева сознательно отказалась от серьезных тем и решила вместо этого создавать образы собачек, кошек и других милых животных.

Директор Textura Gallery Анастасия Уткина после выставки на «Фабрике» планирует отправить проект «Шум кошачьих шагов» на нижегородскую ярмарку «Контур», которая в этом году будет проходить с 17 по 19 мая. «Мы участвовали и в прошлогоднем выпуске ярмарки, — говорит Уткина. — Мы сразу  заявили тему текстильной графики и подавали работы, которые ей соответствуют. Это был либо текстильный коллаж, либо графика по текстилю, как у Тары». Уткина отмечает, что за последние годы реакции зрителей на текстиль заметно изменились: «Когда мы только начинали в 2021 году, было много хейта: люди не понимали, почему художники пытаются работать с текстилем, не обладая специальными навыками. Сейчас этого почти не осталось».

Выставка Людмилы Барониной «В королевстве кривых зеркал»
MYTH Gallery

Выставка Людмилы Барониной «В королевстве кривых зеркал»

Выставка «В королевстве кривых зеркал» в MYTH Gallery

В петербургской галерее MYTH до 24 мая проходит персональная выставка Людмилы Барониной «В королевстве кривых зеркал». В своих графических произведениях и тканевых панно художница иронизирует над человеческими пороками, создавая альтернативные миры с собственной мифологией современности. Говоря об этом проекте, Баронина подчеркивает, что для нее работа с тканью — это вид живописи.

Художница начала заниматься с текстилем, когда уехала учиться в Черногорию. «Там были очень дорогие материалы, и единственное, что могла себе позволить, это купить простыни и банку акрила, — говорит Баронина. — Потом у меня должна была открыться персональная выставка, и нужно было за два месяца создать работы, которые заполнили бы целую галерею, два больших зала. Тогда я сделала первую серию тканей. Изначально у меня была графика, которую я перевела на ткань. Мне показалось, что это отличное сочетание».

Говоря о работе с текстильными произведениями, руководительница галереи MYTH Ольга Профатило отмечает, что никаких серьезных особенностей в продаже нет. «Мы обратили внимание, что текстиля стало гораздо больше как на международных ярмарках, например, это было заметно на ARCO Madrid, которую мы посещали в марте, так и на российской арт-сцене», — говорит галеристка. Что касается выставки «В королевстве кривых зеркал», то практически все текстильные панно Людмилы Барониной уже проданы.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+