«Вдохновляющее порно»: как массовая культура использует образы людей с инвалидностью
«Я намеренно использую термин «порно»
Термин «вдохновляющее порно» (перевод с английского — inspiration porn) был придуман австралийской журналисткой, комедийной актрисой и активисткой Стеллой Янг. У Стеллы был несовершенный остеогенез, из-за чего она с детства передвигалась в инвалидном кресле. Получив образование, она работала в разных сферах, но главным ее призванием стала защита прав людей с ограничениями здоровья.
Впервые термин «вдохновляющее порно» она использовала в 2012 году в материале для австралийского издания об инвалидности Ramp Up. Двумя годами позже, выступая на TEDx, Стелла снова обратилась к нему. Она объясняла аудитории несправедливое отношение к людям с инвалидностью, когда в массовой культуре они рассматриваются исключительно как объекты для вдохновения и мотивации окружающих.
По словам Янг, использование слова «порно» было намеренным, потому что так же, как в порно, происходит объективизация женщины для удовольствия мужчин, «порно вдохновляющее» объективирует людей с инвалидностью в интересах другой группы — людей без инвалидности.
«Посмотри, она на коляске и не ноет», «Оказывается, у меня все не так уж и плохо», «Вы потрясающей силы человек» — по мнению Стеллы Янг, все это примеры «вдохновляющего порно».
«Ко мне часто подходят незнакомцы и говорят, как они восхищаются моей смелостью. Но за что они хвалят меня? За то, что я просыпаюсь по утрам и могу вспомнить свое имя?» — говорит Янг в выступлении, которое посмотрели уже более 40 млн человек.
По ее словам, в обществе очень долго взращивалась мысль, что инвалидность — это что-то ужасное и потому она делает людей с ограничениями здоровья особенными. А в результате само общество теперь не может поверить в то, что люди с инвалидностью могут быть врачами, учителями, мастерами маникюра. «Мы — не настоящие люди. Мы нужны, чтобы вдохновлять», — заключает она.
По мнению Стеллы, люди с инвалидностью не делают ничего особенного. «Они просто используют свои тела в меру своих возможностей. И честно ли после этого делать их объектами для вдохновения?» — задается она вопросом. Более того, по словам Стеллы, такое отношение сильно осложняет жизнь людей с инвалидностью, потому что отвлекает внимание от настоящих трудностей.
«Жизнь человека с инвалидностью, действительно, в чем-то непроста. Мы, действительно, что-то преодолеваем. Но это не то, о чем вы думаете. Мы гораздо больше ограничены обществом, в котором живем, чем нашими телами и диагнозами», — говорит она. Проще восхищаться инвалидностью, чем решать проблемы людей с ограничениями здоровья. «Но от умилительных улыбок лестница не превратится в пандус, а на экране не появятся субтитры», — резюмирует активистка.
«Я здесь не для того, чтобы вдохновлять вас»
Объективизация и использование людей с инвалидностью для решения каких-либо задач в культуре, обществе или бизнесе — явление, которое становится тем заметнее, чем больше людей с ограничениями здоровья начинают выступать против такого отношения.
В начале марта 2024 года стало известно, что первая чернокожая неслышащая сотрудница Google подала в суд на работодателя, обвинив его в дискриминации по признаку инвалидности и расизме. Джалон Холл, которая четыре года проработала в компании и чья история активно промоутировалась в социальных сетях и внутри Google как пример успешной политики разнообразия, публично обвинила работодателя в лицемерии.
Она утверждает, что ее попросту использовали для того, чтобы казаться более инклюзивными. На самом деле в компании все не так радужно, и, несмотря на громкое промо ее кейса, условия труда в Google был дискриминационными. Так, ей было отказано в предоставлении сурдопереводчика при работе с видео, а на многочисленные просьбы доработать программное обеспечение, которое облегчило бы ее работу, в компании никак не отреагировали.
Эта история, безусловно, нарушение трудовых прав человека с инвалидностью, но еще и пример объективизации, когда человека с ограничением здоровья используют для создания нужного имиджа компании и вдохновляющей атмосферы внутри.
Регулярной критике со стороны сообщества людей с инвалидностью подвергается теле- и киноиндустрия, где люди с ограничениями здоровья продолжают оставаться невидимыми и как сотрудники, и как герои сюжетов или шоу. Например, в Британии среди актеров только 7,8% людей с инвалидностью, а среди 61 номинанта на премию «Оскар», сыгравших людей с ограниченными возможностями здоровья, только двое действительно имели инвалидность.
Недовольство сообщества касается не только количества людей с инвалидностью, занятых в индустрии, но и того, как они изображаются на экране. В 2021 году волна критики обрушилась на дебютную режиссерскую работу певицы Сиа — фильм «Мьюзик», когда 65 000 человек подписали петицию с требованием отменить его номинацию на «Золотой глобус».
Картина, снятая по оригинальной повести Сиа, рассказывает историю сложных отношений девушки с аутизмом Мьюзик и ее сводной сестры Зу, страдающей от алкогольной зависимости. Выйдя на экраны, картина буквально взорвала сообщество экспертов и людей с аутизмом в США. Фильм критиковали за кастинг (роль Мьюзик сыграла нейротипичная Мэдди Зиглер), за карикатурное изображение человека с РАС в ее исполнении, за отсутствие людей с аутизмом среди консультантов фильма, за яркие декорации в танцевальных сценах, которые могут вызвать судороги у людей с расстройством аутического спектра.
Но главная претензия была в том, что фильм, по мнению сообщества, стал очередным примером «вдохновляющего порно». Как отмечали критики, вместо картины, которая бы рассказывала о внутреннем мире человека с РАС, аутизм был использован как удобный сюжетный ход, а Мьюзик лишь помогала раскрытию характера главного персонажа — ее сестры Зу. Сама Сиа пыталась защищаться, говоря, что планировала пригласить на роль Мьюзик девушку с аутизмом, но у той работа вызвала ужасный стресс, и вообще она «хотела снять художественную картину о сложной истории двух сестер, а не документальный фильм о разновидностях аутизма». Однако режиссер осталась неуслышанной.
В 2017 году на российские экраны вышел фильм «Временные трудности» о молодом человеке с ДЦП, которого, несмотря на ограничения здоровья, отец с детства учил самостоятельности. Делал он это жесткими, «советскими» методами, не допуская поблажек, но в итоге «своего добился». Несмотря на ДЦП и даже последующую парализацию, молодой человек «преодолел болезнь» и стал успешным бизнес-консультантом.
«У части нашего общества есть запрос на продвижение успеха через силу, и авторы «Временных трудностей» в него легко вписались. Поэтому среди зрителей фильма нашлись те, кто вдохновился на достижения через подавление слабости, но вместе с тем волна ужаса и возмущения другой части зрителей была значительной, — говорит Мария Климашкина, директор фонда «Игра», помогающего детям с двигательными нарушениями. — Идея об излечении и временности ДЦП неприлично устарела — из рамок пяти уровней моторных нарушений выйти невозможно».
По ее словам, возможно при этом позаботиться о профилактике вторичных нарушений, о самостоятельной активности, об участии в жизни общества — это уже области работы реабилитационных терапевтов и весьма серьезной заботы родителей детей с ДЦП. Этот диагноз требует чуткости к интересам и потребностям ребенка, изобретательности для организации интересного детства, устойчивости в не самом поддерживающем обществе, а вовсе не настойчивости и требовательности.
«Кажется, авторы «Временных трудностей» промахнулись с эпохой — и не в курсе, что люди с двигательными нарушениями сегодня не те, кого надо исправлять, а те, кто сам активно делает этот мир намного лучше», — заключает Климашкина.
«Мы — не настоящие люди. Мы нужны, чтобы вдохновлять»
Претензии, которые звучат в адрес рекламного контента, обычно еще серьезнее, ведь компании-рекламодатели напрямую используют образы людей с инвалидностью для коммерческих целей. При этом эксперты отмечают, что здесь легче совершить ошибку, ведь короткий ролик не позволяет раскрыть характеры героев и невольно несколько упрощает их. При этом в Великобритании, например, доля рекламы с участием людей с инвалидностью составляет всего 0,06%.
В начале 2021 года в США вышел рекламный ролик компании Toyota, выступавшей спонсором Super Bowl — финальной игры Национальной футбольной лиги США, в котором снялась Джессика Лонг, 16-кратная паралимпийская чемпионка по плаванию. Джессика родилась с патологией нижних конечностей, в раннем детстве ее удочерила семья Лонг из США. Ролик рассказывает историю любви и поддержки приемных родителей, которые, несмотря ни на что, верили в девочку и помогли ей добиться невероятных спортивных успехов.
Сотни тысяч восторженных комментариев наполнили интернет, но комьюнити людей с инвалидностью отреагировало более сдержанно. «Большинство из нас не Джессика Лонг, у нас нет выдающихся спортивных достижений», — писали они в сети. У паралимпийцев в целом особая роль. С одной стороны, они, как и спортсмены без инвалидности, вдохновляют окружающих силой воли, целеустремленностью и невероятным трудом. С другой — в комьюнити все чаще говорят о том, что образы спортсменов с инвалидностью не должны эксплуатироваться в качестве инструмента для мотивации.
«Конечно, мне бы хотелось, чтобы фокус внимания сместился с «посмотрите, она встала с кровати» на мои спортивные достижения, чтобы обо мне говорили как о профессионале в спорте, — говорит Людмила Васильева, бронзовый призер Паралимпийских игр. — Я не хочу, чтобы мое главное достижение видели в том, что я, девушка на инвалидной коляске, решилась пойти в спорт. Зрители приходят смотреть соревнования спортсменов без инвалидности, потому что их восхищает мастерство: скорость, техника, рекорды. В паралимпийском спорте пока нет акцента на техничности. Нас все еще хвалят за то, что мы просто «пришли и встали на лыжи», а хочется, чтобы еще обращали внимание на то, как мы на этих лыжах едем, как мастерски владеем мячом, шпагой, какой мы сейчас выполнили прием».
Несколько лет назад британский телеканал Channel 4, транслирующий Паралимпийские игры, выпустил ролики Meet The Superhumans (2012) и We’re The Superhumans (2016), в которых, как понятно из названия, паралимпийцы предстали супергероями. Ролики были очень хорошо встречены широкой аудиторией, но среди людей с ограничениями здоровья мнения разделились.
Люси Кэтчпол, блогер с инвалидностью из Британии, в своей колонке написала: «Я боюсь, что это создаст представление о людях с ограничениями здоровья как о волшебных существах, которые только кажутся неполноценными, но на самом деле способны на многое. При этом подавляющее большинство людей с инвалидностью, с их болью, слабостью и усталостью, будут вызывать у широкой аудитории разочарование и растерянность, еще большие, чем вызывают сейчас».
В ответ на критику к Паралимпиаде в Токио телеканал выпустил промо с другим посылом. В Super.Human суперлюди (паралимпийцы) отделились от обычных людей даже в заголовке, а само видео и шутливый слоган «Чтобы стать паралимпийцем, с тобой должно быть что-то не так» сместили фокус с инвалидности на персональные качества спортсменов.
Смешной и трогательный ролик показывает реальных людей, которые становятся героями не из-за особенностей здоровья, а благодаря их характеру. В кадре — реальная жизнь спортсменов и сложности, с которыми они сталкиваются каждый день, включая недоступную среду.
«Помимо классной режиссерской работы, у ролика очень правильный посыл. Он показывает будни профессиональных спортсменов, и совсем неважно, есть у них ограничения здоровья или нет, — говорит Светлана Павликова, руководитель инклюзивной группы по современному мечевому бою клуба «Ангард». — Как и все спортсмены, они преодолевают себя, отрываются от семьи, получают травмы. Им не хочется вставать по утрам, идти на тренировку, мучить себя новыми рекордами. И уж точно не хочется никого вдохновлять. Для них спорт — это работа и личный вызов. За надписью Super, которая разбивается в конце ролика, в итоге остаются просто люди — и это самое важное, о чем нужно помнить».
«От улыбки лестница не превратится в пандус»
Грань между корректным изображением человека с инвалидностью и вдохновляющим порно очень тонка. Истории, сделанные из лучших побуждений, часто могут превратиться в эксплуататорские. Помимо несправедливого отношения к людям с инвалидностью как объектам чьего-либо вдохновения, они мешают по-настоящему понять, как живут люди с ограничениями здоровья, с какими сложностями сталкиваются и как общество и бизнес могут помочь, например, в решении проблемы доступности.
Но постепенно ситуация меняется: так, герои роликов Apple и Microsoft с разными видами ограничений здоровья делятся тем, как продукты компаний помогают сделать их жизнь комфортнее и безопаснее. Если эти видео и вдохновляют, то на очень нужные и правильные вещи, а именно — на создание безбарьерной среды.
Похожий прием использован в видео «Яндекса», где компания рассказала о технологиях, адаптированных для людей с разными видами ограничений здоровья. Люди с инвалидностью не случайные герои этого ролика, они никого не вдохновляют на подвиги, напротив — через бытовые истории они рассказывают о том, насколько важна доступная среда.
Стелла Янг умерла через восемь месяцев после выступления на TEDx. «Я бы очень хотела жить в мире, где инвалидность не исключение, а норма, — сказала она, завершая свою речь на конференции. — Инвалидность не делает человека особенным. А вот желание задуматься, а что же вы на самом деле знаете о ней, — делает».
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции