«Конек-Горбунок» и «Госпожа Бовари»: запрещенные книги, которые стали классикой
На этой неделе стало известно, что эксперты созданного на базе Российского книжного союза (РКС) центра по оценке печатных и электронных книжных изданий проверили «Наследие» Владимира Сорокина, «Дом на краю света» Майкла Каннингема и «Комната Джованни» Джеймса Болдуина на предмет соответствия законодательству и пришли к выводу, что произведения «содержат информацию, запрещенную к распространению в соответствии со статьей 6.21. КоАП («Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола»).
Когда новый экспертный центр начал свою работу — неизвестно. Объявлено, что в его состав входят представители духовенства, Ассоциации юристов России, Литературного института имени Горького и других учреждений. Идею подобного совета обсуждали еще в январе 2023 года на встрече издателей с Российским книжным союзом и Роскомнадзором. Тогда речь шла о том, чтобы создать некий внутренний орган, к которому могли бы в спорных ситуациях обращаться издатели, чтобы принять решение, издавать ли ту или иную книгу. Войти в него должны были авторитетные в литературном мире люди, но ни один человек из тех, чьи имена звучали в изначальном списке экспертов, участие в новом совете Forbes Life не подтвердил.
РКС подчеркивает, что роль экспертного совета лишь рекомендательная. Он дает экспертное заключение о том, есть ли в книге моменты, противоречащие законодательству, а издатель уже принимает решение самостоятельно. Одни решают рисковать и печатать, другие выбирают не покупать права и не заключать контракт, третьи закрывают часть текста черными плашками, предупреждая, что выделенный фрагмент противоречит законодательству Российской Федерации, или по-советски сокращают.
На этой же неделе издательство АСТ получило предостережение от прокуратуры и приостановило продажи романов «Маленькая жизнь» Ханьи Янагихары и «Песнь Ахилла» Мадлен Миллер до получения «полного экспертного заключения». Роман Янагихары вышел в 2016 году, Мадлен Миллер — в 2019-м, задолго до того, как были приняты законы о ЛГБТ-пропаганде («международное движение ЛГБТ» признано в России экстремистским и запрещено). «Маленькую жизнь» после выхода активно обсуждали два года, и всем читавшим очевидно, что чудовищная мясорубка, через которую Ханья Янагихара проводит героев, вызывает исключительно сострадание.
Впрочем, эскпертизы по книгам Янагихары и Миллер пока нет, решение принято только по романам Сорокина, Каннингема и Болдуина. При этом не конкретизируется, какие именно нарушения закона нашел экспертный центр. Как пишет в телеграм-канале литературовед Михаил Эдельштейн, американскому прозаику Джеймсу Болдуину «даже в советской Краткой литературной энциклопедии 1970-х была посвящена довольно большая и вполне сочувственная статья».
Во всех случаях поводом для издательского обращения к экспертам стали жалобы общественников и предупреждение прокуратуры на основании «краткого содержания указанных выше романов, содержащихся в интернет-сетях общего пользования».
Что касается читателей, они реагируют на новости в точности, как одна из героинь культового романа Кэтрин Стокетт «Прислуга», говорившая: «Запрещенные книги я всегда заказываю у книготорговца в Калифорнии, рассудив, что, если штат Миссисипи запретил их, — книги наверняка стоящие». Цена на роман Ханьи Янагихары «Люди среди деревьев» в некоторых магазинах уже превысила 10 000 рублей.
В истории литературы немало примеров, когда запрещенные книги переживали цензоров и становились культовыми и даже обязательными к прочтению. Так, запрещали «Страдания юного Вертера» Иоганна Гете за слишком эффектное описание сцены самоубийства и моду на ранний уход из жизни; «Лолиту» , которая могла сделать Набокова изгоем, но в результате принесла ему всемирную славу и деньги; «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, потому что эту книгу читали известные преступники, в том числе убивший Джона Леннона Марк Чапмен; «Сатанинские стихи« Салмана Рушди, и он дорого заплатил за то, что книга продолжает продаваться.
Forbes Life рассказывает и о других произведениях, которые когда-то были запрещены, а теперь входят в список классической литературы.