Постапокалипсис сегодня: почему сериал «Фоллаут» удачно вписывается во вселенную игры
Кинематографисты продолжают изображать апокалипсис, тем самым то ли избавляя нас от проклятия (сбываясь на экране, угроза будто лишается части своей силы в реальном мире), то ли готовя нас к его неизбежности. Но постапокалиптичная вселенная Fallout возникла задолго до существующего «тренда» на конец света, когда в моде были совершенно иные сюжеты. И поскольку сериал стартует не с начала событий первой игры, стоит отмотать немного назад, чтобы лучше понять, что именно происходит в шоу.
Первая часть игры Fallout начинается в 2077 году — спустя почти сто лет после Великой войны, продлившейся два часа, но навсегда изменившей судьбу человечества. США и Китай все же нажали на ядерные кнопки, и привычный мир рухнул — причем буквально. США превратились в безжизненную пустыню, именуемую Пустошью, а уберечься от облучения смогли те счастливчики, которые добрались до Убежищ — группы подземных городов-бункеров, созданных как раз на случай ядерной атаки и способных автономно функционировать десятилетиями.
В 2077 году двери Убежищ наконец-то распахнулись, и герои игры оказались на поверхности, которая сильно отличалась от мира, про который им рассказывали родители. Теперь его населяли мутанты, пережившие длительное воздействие радиации, гули — напоминающие ходячих мертвецов обезображенные мутанты-головорезы, и когти смерти — самые страшные существа Пустоши, возникшие в результате экспериментов военных.
В этом новом дивном мире героям нужно было выжить и попытаться восстановить какое-то подобие былой цивилизации. Отличительный стиль мира Fallout — ретрофутуризм, который вмещает в себя ностальгию по прошлому и взгляд на обезображенное будущее. В нем полно артефактов эпохи 1960-х, которые вписываются в контекст новых технологий. За их развитие отвечает группа ученых и остатки правительства, которых называют Анклавом, а за поиск и сохранение — Братство Стали, закрытая организация, внешне напоминающая религиозную общину со строгой иерархией и законами.
Сериал начинается с сюжета третьей части игры, когда события переносятся на 219 лет вперед с момента Великой войны. Главная героиня Люси Маклин (Элла Пернелл, несколько лет назад озвучившая Джинкс — одну из центральных героинь сериала «Аркейн», также созданного на основе видеоигры) вместе с отцом Хэнком (Кайл Маклахлен), братом Нормом (Мойзес Ариас) и огромной общиной живет в Убежище 33.
После неожиданного нападения рейдеров (группа налетчиков, появившаяся в четвертой части игры) отца Люси похищают, и она отправляется на его поиски по опасной и незнакомой Пустоши. Еще одними важными для сериала героями станут гуль Купер Ховард (Уолтон Гоггинс) и юноша Максимус из Братства Стали. У них разное прошлое и планы на будущее, но по воле случая их пути переплетаются, что изменит не только их жизни, но и возможную судьбу угасающего мира.
Созданная одним из подразделений компании Interplay Entertainment игра Fallout увидела свет в 1997 году. И хотя со временем она обрела статус культовой, сперва она считалось провальной. Отчасти этому способствовал слишком простой сюжет и большое количество багов. По сегодняшним меркам с учетом инфляции на ее создание было потрачено около $5 млн, а продать удалось лишь 120 000 копий в первый год (всего было продано 600 000 копий, но точные цифры по доходу неизвестны). Несмотря на это, продолжение игры вышло уже на следующий год и оказалось более успешным. Создание третьей части заняло 10 лет, за которые Interplay Entertainment обанкротилась, а права на игру выкупила Bethesda Softworks. В 2008 вышла Fallout 3, проданная в количестве 12 млн копий и принесшая компании $300 млн.
Параллельно с расширением серии игр происходили и попытки их экранизировать. Впервые это случилось в 1998-м. Взялось за работу одно из подразделений Interplay Films, но спустя два года замысел так и не вырос в полноценный проект, а когда подразделение Interplay Films ликвидировали, работа над фильмом и вовсе была прекращена. Следующий рывок случился в 2011-м усилиями энтузиастов, выпустивших на YouTube любительский сериал «Фоллаут: Ядерный перекур», получивший хорошую оценку критиков и поклонников игры.
Свежий сериал от Amazon Studios — самая амбициозная и масштабная попытка воплотить на экране игровую вселенную Fallout, разросшуюся до шести частей. Ответствен за нее творческий тандем супругов Джонатана Нолана и Лизы Джой, на совместном счету которых сериалы «Мир Дикого Запада», «Периферийные устройства» и драма «Воспоминание» с Хью Джекманом. Кстати, Нолана в проект позвал один из исполнительных продюсеров и гейм-дизайнер Тодд Говард из Bethesda Softworks, отвечающую за выпуск игры с 2008 года.
Решение Говарда понятно: фантастический сюжет, помноженный на технологии — плодородная почва для совместного творчества Нолана и Джой. Сериал старается близко следовать оригинальному сюжету и точно передать атмосферу игры — а в ней хватает простора для развития тех или иных героев, часть которых напоминает персонажей, которых мы уже видели в проектах шоураннеров.
Например, пугающий гуль Купер Ховард похож на Эда Харриса из «Мира Дикого Запада» — и не только мрачностью, но и жуткой аркой героя, прошедшего путь от идеалиста до персонажа с красноречивым именем Человек в Черном. Знакомой кажется и линия Люси Маклин — дочери Смотрителя Убежища 33, в судьбе которой можно найти сходство с героиней Эван Рэйчел Вуд из все того же «Мира Дикого Запада», где она сыграла дочь фермера, также вынужденную кардинально изменить представление о привычном мире.
Нолан задал собственный тон сериалу, лично сняв первые три эпизода, в которых чувствуется его желание снабдить проект не только россыпью пасхалок для геймеров и узнаваемых артефактов из оригинальной видеоигры, но и почти тарантиновским чувством двоякого ощущения от происходящего. Под чарующий ретро-саундтрек экран заливают потоки крови (и часто манера съемки этих сцен раздражает тем, как постановщик любуется резней, превращая смерть в забавный аттракцион). А облаченная в белое платье Люси превращается в кровавую невесту из «Убить Билла». Юмор в сериале, кстати, тоже весьма тарантиновский — с примесью черной иронии и сарказма.
Но ни первое, ни второе, ни третье не вредят проекту, очевидно созданному для того, чтобы, подобно игре, побыть с нами не одно десятилетие. Сериал — настоящий подарок для поклонников оригинала, успевшего сильно измениться за эти годы, но оставшегося верным собственному же канону. При этом шоу имеет невысокий порог вхождения для неофитов, совершенно не знакомых со вселенной игры.
Актеры, в числе которых и большие звезды, и молодые артисты, органичны и убедительны. А сюжет развивается так, чтобы познакомить нас с основным костяком героев и показать, как мир из сытых и стильных 60-х превратился в кладбище ядерной пыли.
На сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes сериал уже получил уверенные 93% одобрительных отзывов на основе 71 рецензии. И в целом кажется, что спустя почти 30 лет с момента выхода оригинальной игры третья попытка ее экранизации оказалась удачной (и даже своевременной). Как и сама игра, сериал не лишен багов, но все же оправдывает ожидания фанатов, в числе которых сразу несколько поколений геймеров. Кажется, это тот самый случай, когда длительное ожидание стоило результата.