К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Шумные ребята: как Виталий Истомин и Артем Лосев создают свою ресторанную империю

На Виталии Истомине: рубашка Maison Margiela, ЦУМ; блейзер и брюки Lime; часы Hublot Big Bang Integrated Grey Ceramic. На Артеме Лосеве: рубашка Gucci, ЦУМ; блейзер и брюки Lime; часы Chopard Alpine Eagle Cadence 8HF (Фото Даниила Головкина. Стиль Паата Поцхвериа.)
На Виталии Истомине: рубашка Maison Margiela, ЦУМ; блейзер и брюки Lime; часы Hublot Big Bang Integrated Grey Ceramic. На Артеме Лосеве: рубашка Gucci, ЦУМ; блейзер и брюки Lime; часы Chopard Alpine Eagle Cadence 8HF (Фото Даниила Головкина. Стиль Паата Поцхвериа.)
Всего три года назад Виталий Истомин и Артем Лосев ушли с позиций шеф-поваров в ресторанном холдинге White Rabbit Family Бориса Зарькова. С тех пор они успели открыть шесть ресторанов в Москве и один проект в Дубае в партнерстве с Антоном Пинским. Редактор Forbes Life Софья Бронтвейн поговорила с Виталием и Артемом о том, как строить личный бренд, почему все заведения Москвы предлагают гостям одни и те же блюда и зачем, запуская новые проекты, иногда нужно делать паузы

В апреле 2021 года шеф-повара Виталий Истомин и Артем Лосев ушли из пяти ресторанов группы White Rabbit Family Бориса Зарькова — Technikum на Большой Дмитровке и Никольской улицах, «Сахалина», «Горыныча» и Mushrooms. В сентябре того же года Истомин и Лосев открыли свой первый ресторан в партнерстве с Антоном Пинским — проект AVA. Всего лишь за три года Виталий и Артем вместе с Антоном запустили целых семь заведений, одно из которых находится в Дубае. Их ресторанный холдинг получил название AVA Team. 

— Российские шеф-повара сейчас становятся настоящими звездами. Гости ресторанов следят за их личной жизнью, бренды приглашают сниматься в рекламе, они завсегдатаи светских мероприятий. Почему так происходит? 

Виталий Истомин: За нами особо никто не следит. Я не заметил такого всплеска. Мы с Артемом живем в ресторан­ном пузыре. И да, в рамках этой индустрии мы чувствуем себя суперпопулярными. Но думаю, в других сферах люди ничего про нас не знают. Мы остаемся нишевыми героями. Компании, которые производят кухонные комбайны, зовут нас в рекламные проекты, потому что а кого еще? Но ав­томобильные или модные бренды меня не зовут стать их героем. Консервы из тунца? Да, это ко мне. 

 

Артем Лосев: Конечно, сейчас такие проекты, как «Яндекс Доставка» или производители бытовой техники, чаще об­ращают внимание на шефов, но запросов, не связанных с нашей работой, я не получаю. Рекламировать носки не просят. Наверное, можно считать успехом именно неожи­данные запросы. Когда модные бренды или другие компа­нии признают тебя лидером мнений. 

В. И.: У нас сейчас в Москве уже шесть ресторанов в парт­нерстве с Антоном Пинским, поэтому, конечно, о нас гово­рят гораздо чаще, мы стали более узнаваемыми.

 

А. Л.: Мы шумные ребята, которые не сидят на месте мол­ча, мы постоянно что­-то делаем. 

В. И.: Чтобы в ресторанной индустрии стать успешным и знаменитым, нужно развивать свой бренд и продвигать свое имя. Не нужно сидеть тихонечко в углу и говорить «я просто ресторатор». Нужно шуметь, заниматься саморе­кламой, хвалиться, сниматься, ходить на интервью. 

На Лосеве: поло Boggi Milano; свитер Brunello Cuccinelli, ЦУМ; пиджак и джинсы Lime

Что такое личный бренд Истомина и Лосева?

 


В. И.:
Если ты не хочешь всю жизнь быть просто поваром, нужно создать бренд, ради которого люди придут к тебе в ресторан. Твое имя должно ассоциироваться с опреде­ленным продуктом, качеством, стилем. Если людям нра­вится одно твое заведение, они пойдут за тобой и в дру­гие рестораны. Я постоянно говорю Лосеву, что мы сейчас создаем базу фанатов и поклонников. Мы хотим и даль­ше открывать рестораны, и нам нужна лояльная аудито­рия последователей, которые разделяют наши ценности и взгляды. Сделать это можно только через имя. 

А. Л.: Чтобы ресторан был успешным, у него должно быть имя. Например, когда новое заведение открывает Аркадий Новиков, поклонники его других проектов отлично понимают, чего ожидать, и поэтому приходят. 

В. И.: Салат с помидорами и красным луком точно будет. 

Мы понимаем, чего ждать от Аркадия Новикова, Бориса Зарькова, Александра Раппопорта. Их фирменный стиль сформировался давно. А как описать ресторанный альянс Истомина, Лосева и Пинского? 

В. И.: Мы позиционируем AVA Team как команду, которая работает для гостей. Мы всегда за них. И именно гости выбирают наш путь. Все наши проекты в Москве — AVA, Patriki, Narnia, Phantom, AVA Bistro, Loona — созданы именно с такой концепцией. Loona мы также запустили в марте в Дубае, а в Москве скоро откроем греческий ресторан. 

 

А. Л.: Конечно, мы гостей тоже направляем, эксперименти­руем, пробуем что-­то новое, но если им не нравится, то мы точно будем что-­то менять. Мы живой организм. Мы с Ви­таликом всегда на работе, на кухне, все время проводим в своих ресторанах и сейчас нащупываем свой путь. 

В. И.: У нас, скажем так, в хорошем смысле примитивный взгляд на вещи. Мы многое делаем в лоб. Если открываем азиатский ресторан, там точно будут фо бо, том ям, роллы и боулы с рисом. Мы не переизобретаем гастрономию. Мы, наоборот, стараемся предлагать людям именно то, чего они ждут от нас. Мы не хотим перегружать своими фан­тазиями гостей. Комфортная еда должна оставаться ком­фортной, даже когда она азиатская. 

А. Л.: Обычно мы отводим на эксперименты не более 10% меню. Есть гости, которые хотят пробовать что-­то новое, и мы обязательно им эту возможность даем. Но эти 10% никогда не будут самыми востребованными блюдами. 

На Истомине: поло и футболка Finn Flare; пиджак Lime

Почему 70–80% меню во всех ресторанах в центре Москвы сейчас совершенно идентичные?

 

В. И.: Потому что когда мы пытаемся сделать что-то новое и необычное, публика это отвергает. Мы не можем себе позволить больше 10–15% авторских позиций в меню. Условно мы сделали классный жареный сельдерей, а он никому не нужен, и спустя полгода мы выводим его из меню. Публика голосует рублем, ты видишь хиты продаж и не можешь это игнорировать. 

А. Л.: Ресторатор — это бизнесмен, который должен следить за актуальностью своего меню. Например, креветки или лосось с авокадо гости готовы есть вечно в любых сочетаниях. 

В. И.: И ничего с этим не сделать. Мы пытаемся экспериментировать и предлагать лосось с яблоком, но нет, гости хотят авокадо. И на самом деле так было совершенно всегда. Это мы с вами в пузыре гастроэнтузиастов, которые хотят развиваться и пробовать новое. А по факту широкой аудитории это никогда не было интересно. Я бы сказал, что всего лишь около 5% гостей всегда были заинтересованы в каком-то новом гастрономическом опыте. 

А. Л.: Для меня, как для шеф-повара, безусловно, важно развиваться, поэтому в меню каждого нашего проекта есть совершенно новые блюда, которые мы раньше никогда не делали. Для нас это важный шаг вперед. 

 

Такое ощущение, что мы вернулись к ранним 2010-м, когда в успешном ресторане в меню должны быть и мясо, и рыба, и пицца, и роллы.


В. И.:
100%. И это тоже диктуют рынку гости. Например, когда мы открывали ресторан Patriki, приняли решение, что в меню не будет никакой пасты. Но затем каждый второй гость начал спрашивать, есть ли паста. А у нас даже раздела такого не было. Если люди приходят в ресторан и не видят там блюда, которое хотят заказать, они уходят, и ты теряешь деньги. Мы строим бизнес, нам нужно возвращать инвестиции, поэтому мы идем навстречу гостям. 

А. Л.: Никакой инвестор не будет довкладывать деньги, когда ресторан уже открыт. Ты должен зарабатывать, чтобы платить зарплаты и развивать свой проект. Нам нужны оборотные средства. Например, мы открываем ресторан Phantom и называем его мясным. Но ведь очень многие люди не едят мясо, а мы, как супермаркет у дома, должны быть 24/7 доступны всем. Если гости хотят рыбу, мы обязаны добавить в меню сибас. Хороший ресторатор всегда встает на сторону гостя. Мы клиентоориентированные люди и не строим из себя принципиальных поваров. 

В. И.: Возьмем пример химчистки. Клиенты приносят разные вещи — джинсы, трусы, пальто, и химчистка должна все постирать и отутюжить. Вот так же и в ресторане. Если ты повар, то будь добр готовить все, что нужно твоим гостям. У нас ни в одном проекте нет отдельного детского меню, но при этом в каждом заведении есть три-четыре позиции, которые подойдут ребенку. Макароны с сыром, куриный бульон, огурчик порезанный. И мы, пожалуй, ко всем гостям относимся как к детям. Мы всегда готовы предложить им то, что нравится. 

 
На Лосеве: джинсы и куртка United Colours of Benetton; футболка Finn Flare. На Истомине: рубашка и джинсы Jil Sander, ЦУМ; футболка Lime

Я до сих пор слышу периодически в индустрии разговоры о том, что Истомин и Лосев в своих новых проектах повторяют все то же самое, что делали у Бориса Зарькова. Как вы реагируете на такую критику? 

В. И.: А кто не повторяется? Любой специалист в течение своей жизни приобретает знания и пользуется ими. Ты не можешь уйти из одной компании и забыть все свои знания. 

А. Л.: Уволился и сразу же поменял весь свой почерк? Всю жизнь писал правой рукой, потом решил уйти и начал писать левой? Так не бывает. 

В. И.: Мы проработали у Бориса пять лет, а вообще на кухне мы уже почти 20 лет. И к Зарькову мы тоже пришли с определенными знаниями, которые не нужно недооценивать. Мы привнесли много нового. 

 

А. Л.: Я долго по-серьезному работал в трех компаниях, и каждый работодатель говорил мне: «Это я тебя сделал. Ты благодаря мне стал человеком».

В. И.: Может быть, начнем уже говорить о том, что каждый человек сам для себя сделал? Работодатели любят говорить «без меня ты никто, всему, что ты умеешь, я тебя научил». Это выгодная и удобная позиция, но она не очень справедливая. Есть такие блюда, например, которые в принципе крайне сложно радикально переосмыслить. Те же роллы всегда будут во всех проектах так или иначе похожи. Но мы привыкли к такому хейту, нас это больше не триггерит. Мы не скромные, мы постоянно шумим, и это отличный повод к нам придираться. Мы это уже даже полюбили. Собака лает, караван идет. 

Почему в Москве все рестораторы осваивают постоянно одни и те же районы? Сперва были Патрики, потом Большая Никитская, сейчас Цветной и Малая Никитская. 

А. Л.: Цветной — это вообще неожиданный феномен. Но глобально локаций в Москве больше не становится. Люди живут кластерами. Люксовые бутики тоже всегда открываются на одной и той же улице, чтобы клиенты понимали, что премиальный сегмент весь представлен, например, в Столешниковом переулке. С ресторанами такая же история. Если мы понимаем, что в каком-то районе есть трафик, значит надо открываться. Рестораны всегда открываются в рамках формирующегося гастрономического кластера. 

 
На Лосеве: рубашка Gucci, ЦУМ; блейзер и брюки Lime; часы Chopard Alpine Eagle Cadence 8HF. На Истомине: рубашка Maison Margiela, ЦУМ; блейзер и брюки Lime; часы Hublot Big Bang Integrated Grey Ceramic.

Зачем вы решили открыть проект Loona в Дубае?

А. Л.: Эта мысль появилась у нас очень давно. В Европе все очень жестко и сложно, а в Дубае с точки зрения открытия бизнеса и налогов все довольно просто и понятно.

В. И.: К тому же здесь тепло. И нас, русских, здесь в общем-то любят, это мощный рынок, у людей есть деньги. Например, Турция — рынок очень нестабильный, там лира падает по три раза в год. Мы все равно эту страну рассматриваем, но с Дубаем все было понятнее. А вообще Лосев всегда мечтал, чтобы у него был за границей валютный счет, куда приходят доллары, и он летит себе их тратить в отпуске.

А. Л.: Это, конечно, шутка, потому что мы вообще осознаем, что, может быть, ничего толком и не будем зарабатывать в Дубае. Это новый для нас рынок. Мы здесь никто, и нам очень многое предстоит узнать. Если вы спросите, уверен ли я на все 100%, что Loona в Дубае будет качать, я скажу что нет. Мы понимаем, что можем очень хорошо здесь заработать, но пока мы крайне осторожны в прогнозах и переживаем. Открыть ресторан в Дубае в три раза дороже, чем в Москве.

В. И.: Мы, правда, пока не совсем в курсе, что тут и как работает. Оказывается, сейчас начинается Рамадан. И мы вот такие бизнесмены классные, которые в Дубае открывают ресторан в Рамадан. 

 

А. Л.: Мы понимаем, что какое-то время можем ехать на старых дрожжах и пользоваться популярностью у русскоязычного населения, но активно думаем о том, как подружиться с экспатами из Европы и локалами. 

Концепция проекта точно такая же, как в Москве?

В. И.: Это Loona с акцентом на мясо. Нам досталось помещение, в котором уже была утвержденная концепция мясного ресторана, поэтому мы добавили в меню гораздо больше мясных позиций. Плюс здесь в принципе есть хороший спрос на такие блюда. Мужского населения, говорят, в 20 раз больше, чем женского. А вообще Loona изначально создавалась как проект, который мы будем открывать в других городах и странах.

А. Л.: Для нас это очень важный проект, наш первый ресторан за границей, и мы хотим все сделать качественно. Так как в Москве сейчас почти уже семь проектов, а в Дубае — один, мы пока не переезжаем в ОАЭ, но будем летать туда-сюда каждый месяц. Мы привезли около 70% команды из Москвы, постепенно будем добирать местных специалистов, чтобы в итоге осталось около 30% от московского стаффа. Сейчас нам важно отстроить сервис и передать частичку своего ДНК. Сложно взять людей со стороны и внушить им свой взгляд на вещи. Поэтому мы привезли своих управляющего, менеджеров, сомелье, чтобы показать, как мы работаем. 

 

У вас уже шесть проектов в Москве, еще один на подходе и совсем недавно открылись в Дубае. Какой дальше план?


А. Л.:
С проектами в Москве — после открытия греческого ресторана Afina рядом с Narnia — мы пока делаем паузу. Больше не будем брать помещения. Мы плотно присутствуем на Патриках с самыми разными концепциями, предлагая хороший выбор нашим гостям. Мы закрыли все свои «хотелки» и сейчас хотим сконцентрироваться на существующих проектах. Довести все максимально до ума. У нас есть еще один долгострой на Цветном, в той же локации, что AVA Bistro. Мы забрали там трехэтажное помещение целиком. На первом открыли AVA Bistro, а на втором и третьем заканчиваем стройку еще одного проекта. Но после этого пока в Москве открываться больше не планируем. 

В. И.: Нам нужно посидеть пофантазировать и порефлексировать, потому что сейчас нет новых мыслей, что еще открывать. Мы запустили все востребованные на рынке концепции и удовлетворили свои запросы и желания гостей. 

Фотограф: Данил Головкин;

 

Стилист: Паата Поцхвериа;

Ассистенты стилиста: Юрий Андреевский, Мариам Токатлян;

Прическа и макияж: Юлия Исаева;

Продюсер: Светлана Родина. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+