К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Экономика аншлага: к чему приведет театральный бум в России

Очередь за билетами на балет «Щелкунчик» в Большом театре. (Фото Юлии Морозовой / Коммерсантъ)
Очередь за билетами на балет «Щелкунчик» в Большом театре. (Фото Юлии Морозовой / Коммерсантъ)
В России театральный бум: спектаклей и зрителей становится больше, цена билетов растет. В январе 2024-го цены на билеты подняли театры Москвы и Санкт-Петербурга. Главными причинами такого решения стали удорожание расходов на содержание театров, создание новых спектаклей и высокий зрительский спрос. К чему это приведет?

Осенью 2022 года билетные агрегаторы сообщили о росте продаж театральных билетов на 40%. Эксперты оценили эту тенденцию как временную. Однако в марте 2023 года «Яндекс Афиша», Ticketland и МТС Live подтвердили: билеты на концерты и в театры теперь покупают чаще, платят за них дороже. В январе 2024-го театры Москвы и Санкт-Петербурга подняли цены на билеты. Удорожание расходов на содержание театров, создание новых спектаклей и высокий зрительский спрос стали главными причинами такого решения. 25 000 рублей за билет на балет в партер на Исторической сцене Большого театра уже не предел нового ценообразования. Что театры смогут показать за эти деньги и как долго публика готова будет платить?

Театры работали как никогда

В конце февраля 2024 года на сцене Большого театра продюсерская компания MuzArt представила новый выпуск танцевального проекта Postscript 3.0. Только что вернувшийся с гастролей в Дубае продюсер Юрий Баранов в разговоре с Forbes не скрывал своих эмоций: насколько же приятно выступать в Большом, перед московской публикой, которая знает, ценит и любит балет. Представленная в рамках Postscript 3.0 мировая премьера балета «Четыре» на музыку Вивальди и Макса Рихтера малоизвестного в России хореографа Эно Печи была встречена публикой и критиками более чем прохладно. Тем не менее три других балета, сочиненные мастерами первой величины и со звездами Большого в составе позволили антрепризе Баранова продать билеты на Новую сцену меньше чем за неделю по ценам, доходившим до 25 000 рублей, и за два вечера показов «выйти в ноль». «Первыми по традиции в Большом уходят самые дорогие и самые дешевые билеты, — рассказал Юрий Баранов. — В этом году минимальная цена на Postscript составила 1000 рублей. В прошлом году билеты продавались по ценам от 800 рублей до 20 000 рублей».

За несколько месяцев, которые прошли после назначения 1 декабря 2023 года Валерия Гергиева директором Большого, театр уже дважды поднимал цены на билеты. В декабре билеты на балет на Историческую сцену с 15 000 рублей дошли до максимума в 20 000 рублей, а в феврале — до 25 000 рублей. Билеты на оперу тоже подорожали, максимальная цена увеличилась до 15 000 рублей. Столько, например, стоит партер на спектакль «Хованщина» Мусоргского, которым дирижирует Валерий Гергиев 17 марта. Самый дорогой билет на Историческую сцену Мариинского театра стоит 14 000 рублей.

 
Telegram-канал Forbes Life
Официальный телеграм-аккаунт Forbes Life Russia
Подписаться

Главные театры страны по традиции привлекают к себе больше внимания. Неслучайно в опросе ВЦИОМ, результаты которого были опубликованы 26 февраля 2024 года, зрители, называющие себя театралами, то есть те, кто посещает театры несколько раз в год, среди самых популярных постановок назвали «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Мастера и Маргариту» — все три названия присутствуют в балетной афише Большого.

Впрочем, театральный бум наблюдается повсеместно. Например, директор московской «Новой оперы» Антон Гетьман отмечает рост доходов в 2023 году на 68% по сравнению с предыдущим годом. По мнению директора, это означает что «билеты дешевле, чем могли бы быть. Ценовая политика отстает от реального спроса».

 

Самым впечатляющим результатом этого исследования ВЦИОМ стали данные о том, что 25% россиян посещают театр несколько раз в год, что почти в два раза выше в сравнении с 2008 годом, когда в театралы записалось лишь 13% опрошенных.

Постоянных посетителей театров 30% среди женщин и 17% среди мужчин, 39% среди молодежи 18–24 лет и 40% столичных жителей. В театр ходят 35% россиян с высшим или неоконченным высшим образованием, 33% россиян с хорошим материальным положением, а также 33% активных пользователей интернет, сообщает ВЦИОМ.

Первые признаки начинающегося бума наметились осенью 2022-го, когда билетные агрегаторы стали сообщать об увеличении продаж билетов на 40% по сравнению с предыдущим годом. Впрочем, их статистику сложно назвать чистой, поскольку они продают билеты на развлечения всех жанров.

 

Затем крупные игроки рынка интернет-продажи билетов, такие как МТС, «Яндекс» и Сбербанк, начали скупать компании — билетные агрегаторы, а театры — повышать цены на билеты и увеличивать число новых постановок. Директор Александринского театра Сергей Емельянов оценивает их действия как очевидные: «Все происходит по всем стандартам и канонам экономической теории. Там, где выше спрос, там идет подорожание».

Даже РАМТ, традиционно семейный театр, строго соблюдающий социальную политику, при ажиотажном спросе на спектакли малой формы, которые идут в зале на 30 мест, такие как «Волна», «Коричневое утро», «Зверский детектив», для борьбы со спекулянтами впервые в своей истории ввел именные билеты по предъявлению паспорта. Половину этих билетов теперь продают в кассе, а часть выкладывают на сайте. Билеты на другие спектакли малых форм в интернете продаются без ограничений, но они расходятся моментально. Цены в партер большой сцены РАМТ повысил до 6000 рублей. Учитывая то, что театр рассчитан на детей и подростков, куда приходят семьями и традиционно покупают три-четыре билета, посещение РАМТ обходится теперь ненамного дешевле, чем поход в Большой театр.

Директор РАМТ Софья Апфельбаум сообщила Forbes, что посещаемость театра в этом сезоне составляет стабильно 98–99% и это самые высокие показатели почти за 10 лет ее директорства. Другая новая тенденция: в выходные билеты активнее покупают в интернете за три-четыре часа до спектакля. По мнению директора, такая спонтанность свидетельствует о том, что у людей есть четкая установка пойти в РАМТ.

Традиции ходить в театры в кризисные, переломные моменты истории в России много лет. Константин Станиславский писал в своих воспоминаниях о войне 1914 года: «Наступили годы мировой катастрофы… В Москве кипела жизнь и был подъем. Театры работали как никогда».

Александр Вертинский вспоминал, что его первый бенефис в Москве пришелся на октябрьское восстание 1917 года. В ту ночь Вертинскому выпал огромный успех: он уезжал из театра на трех извозчиках, заваленный цветами.

 

Театральный критик Вадим Гаевский, вспоминая атмосферу второй половины 1940-х и начала 1950-х годов, писал, что нечастые посещения балетных спектаклей тогда «воспринимались чем-то вроде сказочного перехода за невидимые границы и официальной идеологии, и официальной культуры. Освобождением от навязанных слов и ненавистных мнимостей, заместивших реальность. На несколько часов балетный спектакль оказывался территорией подлинности, и не только театральной».

«Чем удивлять будем?»

Повышение зрительского интереса отмечают и такие нишевые сцены, как, например, театр «Сфера» в саду Эрмитаж и театр «Пространство внутри» на улице Казакова. «В прошлом сезоне заполняемость зала составляла 94%, в этом сезоне выросла на 2%. На премьеру «Прозрачное солнце осени» по произведениям писателей-шестидесятников, трех Юриев, Домбровского, Казакова и Трифонова, билеты раскупаются в первый же день, сообщила пресс-служба «Сферы». В феврале 2024 года театр повысил цены на билеты. Теперь самый дорогой — 5000 рублей, прежний максимум — 3500 рублей.

«За 40 с лишним лет работы театра к нам приходит, наверное, уже третье поколение преданных зрителей, — говорит главный режиссер и актер «Сферы» Александр Коршунов. — И круг их с каждым годом расширяется, мы это видим».

А как их привлечь в «Сферу»? Как «приручить»? —  вопрос для Коршунова сложный. Он цитирует Алексея Дикого, руководившего БДТ в 1930-х годах. Приступая к репетициям, режиссер Дикий задавал вопрос: «Чем удивлять будем?» И тут же добавляет: «Но и Лев Толстой на вопрос Горького: «Как так писать, чтобы это было нужно всем?», ответил: «Вы пишите для себя, а выйдет для всех»… Так что, в конечном счете, если уж тебе Бог дал, если ты честен перед собой и слышишь время, тогда, глядишь, и родится нечто настоящее, что нужно зрителю. И он придет!»

 

Директор БДТ им. Товстоногова Татьяна Архипова убеждена, что ни к взрыву зрительской активности, ни к ее падению подготовиться невозможно. «Можно только продолжать делать высококлассное искусство», — считает Архипова. Директор отмечает, что к установленным ранее показателям госзадания (количество зрителей и количество новых постановок), которое федеральные театры получают от Министерства культуры, в 2024 году добавился теперь и показатель количества спектаклей в год, которые должен показать театр. По сравнению с предыдущим годом в 2023-м театр дал на 38 спектаклей больше, а общее число зрителей выросло на 20 000 человек. Доходы театра (билеты стоят до 15 000 рублей) выросли на 23%, а расходы на — 25%. «Подорожала стоимость услуг охраны, коммунальные услуги, стоимость перевозки — наши декорационные склады расположены далеко от театра, у федеральных театров отменена льгота на земельный налог», — перечисляет сложности Архипова. Так новый театральный бум и новые условия госзадания фиксируют не только увеличение доходов, но и расходов.

Александр Демьянчук·ТАСС
Вид из ложи на исторической сцене Мариинского театра.
Лидия Широнина·MuzArt
Сцена из балета «Франческа да Римини». Хореограф — Юрий Посохов. Продюсерская компания MuzArt.
РАМТ
Фрагмент спектакля «Чехов-gala»,РАМТ
Стас Левшин·БДТ им. Г. А. Товстоногова
Сцена из спектакля Андрея Могучего «Холопы», БДТ им. Товстоногова. Премьера уже в апреле.
Юлия Ласкорунская·Театр «Сфера»
Театр «Сфера». Сцена из спектакля «Прозрачное солнце осени».
Артем Геодакян·ТАСС
Танцевальная труппа из ЮАР Vuyani Dance Company второй раз привозит в Россию «Сион: реквием по «Болеро» Равеля».
Международный фестиваль искусств «Дягилев P. S.»
Xie Xin Dance Theatre показал в Санкт- Петербурге на фестивале «Дягилев P.S.» балет T.I.M.E.

Софья Апфельбаум говорит, что сейчас самые востребованные спектакли малой формы идут по 5–6 раз в месяц. «Театру это коммерчески не так выгодно, как спектакли на большой сцене, — объясняет она. — Но сейчас мы так делаем. Театр работает на максимуме своих возможностей. У нас в репертуаре 60 названий. В 2023 году было сыграно 715 спектаклей». При этом из репертуара в декабре 2023 года было снято три проверенных временем хита, спектакли по пьесам Бориса Акунина (внесен в перечень террористов и экстремистов).

Директор «Новой оперы» Антон Гетьман отмечает, что руководство театров сейчас должно выработать стратегию, как обратить во благо такую востребованность и подготовиться к ситуации, когда бум неминуемо схлынет. Оба очевидных, казалось бы, решения — повышать цены на билеты и увеличивать количество премьер — могут принести больше вреда, чем пользы. В ситуации, когда стоимость двух билетов сравнялась с ужином на двоих в мишленовском ресторане, по мнению Гетьмана, театры должны показывать спектакли такого художественного уровня, чтобы их зрители и в следующий раз, решая, как провести вечер, выбирали театр. Многоопытный театральный директор Владимир Урин, 10 лет руководивший Большим, заведующий кафедрой менеджмента и экономики исполнительских искусств Школы‑студии МХАТ, замечает: всякий раз с повышением цен на билеты меняется структура зрительного зала. Насмотренных зрителей-театралов, становится меньше, их замещают более богатые зрители-неофиты, меняется культурная среда.

Софья Апфельбаум говорит, что задумывается о том, какими последствиями для театра может обернуться билетный бум, как отра­зится спад ажиотажного интереса публики. «Но я точно знаю, что в репертуарной политике РАМТ Бородин ничего менять не будет. И когда спрос был ниже, и сейчас, когда можно играть популярные названия чуть ли не каждый день, его прежде всего интересует творческое развитие театра. Коммерческая выгода не приоритет», — уверена директор.

 

В БДТ, где посещаемость стабильно составляет 97%, бум ощущают прежде всего по скорости, с которой раскупают билеты. Недавний рекорд: за полчаса полностью разошлись билеты на три дня премьерных показов в апреле спектакля Андрея Могучего «Холопы» по мотивам пьесы Гнедича. Театр эффективно борется со спекуляцией: при максимальной цене на билет в БДТ 15 000 рублей билеты продают с рук за 30 000–40 000 рублей. «Два года как ввели продажу именных билетов по паспортам по листу ожидания», — рассказывает директор театра.

Татьяна Архипова уверена: сегодня при всем желании театр не может работать больше. «Театр не конвейер. По госзаданию мы должны выпускать три премьеры в год, стараемся делать четыре. Больше невозможно технологически. Выпуск нового спектакля требует 10 дней репетиции на сцене накануне премьеры. То есть театр в эти дни ничего не зарабатывает. А ведь есть такие режиссеры, которым и три раза по 10 дней мало», — говорит директор БДТ.

Владимир Урин считает, что попытки увеличить число постановок, не оценив свои экономические и творческие возможности, ни приведут театры к успеху. «Чтобы получить качественный продукт, в производство должны вкладываться средства. Поэтому об увеличении на порядок числа премьер речь идти не может», — говорит Владимир Урин. По его мнению, увеличивать частоту показа уже существующих успешных спектаклей тоже не выход. «Приведу пример с моим бывшим Большим театром, — рассуждает Владимир Урин. — Артем Овчаренко, Владислав Лантратов, Светлана Захарова (назову еще 10, 12, 14 выдающихся артистов балета) могут танцевать только определенное количество спектаклей. Как только увеличивается количество спектаклей, они работают на износ, сразу падает качество. Либо ставите других исполнителей, которые тоже работают профессионально, но это уже не те звезды». По мнению Урина, личность артиста принципиально важна не только в балете и опере, но и в драматическом театре. «Вопрос решается однозначно, — говорит менеджер. — Можно показать только определенное количество спектаклей на соответствующем художественном уровне. Арифметическое увеличение числа спектаклей приводит к снижению качества».

От инь до ян

Если новые спектакли нельзя поставить так быстро и в таком количестве, как жаждет публика, их можно привезти. Или поставить вскладчину, создать так называемую копродукцию. В 2017 году Большой театр и Метрополитен-опера договорились о совместной постановке трех опер — «Аиды» Джузеппе Верди, «Саломеи» Рихарда Штрауса и «Лоэнгрина» Рихарда Вагнера. Главную женскую партию во всех спектаклях должна была исполнить Анна Нетребко. Интендант Метрополитен-оперы Питер Гелб подчеркивал, что такое сотрудничество выгодно театрам и творчески, и финансово: «Очевидно, что обе стороны выигрывают, когда расходы можно поделить». В Большом успели показать только «Саломею» в 2021 году с Асмик Григорян (Нетребко отказалась от роли), а 24 февраля 2022 года прошло единственное представление «Лоэнгрина» Вагнера. Ощущая значимость исторического момента, американский дирижер Эван Роджистер перед началом второго акта призвал публику и артистов «делать музыку вместе», несмотря ни на что. Однако призыв не был услышан: Метрополитен разорвал контракт с Большим.

 

Потеряв именитого иностранного партнера, Большой согласился посмотреть в сторону театров по соседству. Первым проектом российской копродукции стала совместная постановка молодежной оперной программы Большого, Новой оперы имени Колобова и Мастерской Брусникина оперы «Война и мир. Наташа и Андрей» по произведению Прокофьева. Премьера прошла на Крещенском фестивале в «Новой опере».

В начале февраля 2024 года Большой и Малый театры представили музыкально-драматический спектакль «Снегурочка» на музыку Чайковского по пьесе Александра Островского. Вместе с оперными певцами Большого в спектакле участвовали драматические артисты. Звезда Малого Ирина Муравьева сыграла роль Бобылихи.

Многолетний протагонист театральной копродукции Антон Гетьман (совместная постановка «Новой оперы» и Пермской оперы «Летучего голландца» Вагнера в 2023 году стала первой в истории российского постсоветского театра) уверен: если бы эта простая идея возникла 10 лет назад, сегодня выбор исполнителей классической музыки, хореографов, дирижеров и постановщиков в стране был бы другим. «Молодых певцов, режиссеров, танцовщиков надо поддерживать. Большой театр работает как огромный завод. У этого есть плюсы и минусы. Один из минусов — нехватка времени на молодых артистов», — говорит Антон Гетьман.

Пока сотрудничество с европейскими и американскими театрами остановлено, а гастроли невозможны, международные театральные фестивали, такие как «Чеховский», «Дягилев P.S.» и Dance Open, ведут поиск потенциальных сокровищ в других концах света. Так, на Чеховском фестивале 2023 года впервые выступила труппа contemporary dance из ЮАР Vuyani Dance company cо своей версией «Болеро», где музыка Равеля замешана с ритуальными поминальными танцами, — «Сион: реквием по «Болеро» Равеля». От других африканских коллективов Vuyani отличается тем, что его участники действительно живут в Африке и развивают традиции народного танца, а не представляют европеизированный вариант из Лондона или Парижа.

 

Ольга Беленкис, креативный продюсер фестиваля Dance Open, говорит, что прежде на труппы из Африки она как отборщик не смотрела: был понятно, что везти их в Россию долго и дорого. Сейчас, когда Европа и Америка закрыты, Dance Open везет Vuyani Dance company из Йоханнесбурга в Санкт-Петербург с тем же спектаклем, что показывал и Чеховский фестиваль, но в расширенном составе исполнителей, что, по мнению организаторов фестиваля, принципиально отразится на качестве зрелища.

Изящным образом пройти меж струй, показать европейский тренд и при этом привезти на гастроли в Санкт-Петербург труппу из дружественной страны смогли в конце 2023 года организаторы фестиваля искусств «Дягилев P.S.». Буквально через пару месяцев после первого выступления на сцене Парижской оперы труппа китайской танцовщицы и хореографа Си Син дебютировала в России. Балет T.I.M.E., показанный в Петербурге, — личная история героини о ее взрослении, избавлении от подростковых травм.

На сцене воспроизводятся спартанские условия девичьей комнаты — стол, стул, еще пара предметов и, главное, толстые тетради, настоящие дневники, которые вела 36-летний хореограф Си Син в своем девичестве. По сути, эти тетради и есть драгоценный артефакт, главный герой спектакля. В дневниках — история маленькой девочки, чьи родители рано развелись, отец ушел, а она осталась с матерью и наблюдала ее борьбу за свое личное счастье. «Каждый из моих родителей трижды заводил новые семьи у меня на глазах», — рассказывает Си Син. Теперь она сама мать, ее мать поседела, но она по-прежнему не может найти в себе силы, чтобы зайти в тайную комнату своей души и наладить отношения со своими родителями.

Этот печальный и незамысловатый сюжет она исполняет с помощью традиционных пластических техник, которые лишь прикидываются европейским современным танцем. «Для европейцев тело — средство для выражения сильных эмоций и движений, — говорит Си Син. — Однако в Китае с древних времен тело — канал энергии Ци. Поток проходит сквозь тело, не задействовав мышцы, и вызывает ощущения и образы, но не движение». По ее мнению, эти образы в ее танце важнее движений. Образы дают внутреннюю связь с дыханием, тело подстраивается, инь и ян приходят в баланс. Так возникает хореографический язык Си Син, который балетный критик Татьяна Кузнецова определила по-цигунски плавным, извилистым и непрерывным, а танцевальные фразы — по-прустовски бесконечными. Однако, если перевести язык образов на продюсерский, такие экзотические спектакли могут собрать публику только на один-два вечера. Магия новизны не срабатывает дважды с китайскими энергиями. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+