Польский авангард и Кандинский за $50 млн: что продают на антикварной ярмарке TEFAF
В марте именитые коллекционеры, ведущие музейные специалисты, кураторы, художественные критики, галеристы, арт-дилеры и просто любопытствующие устремляются в Маастрихт, где проходит одна из самых эффектных мировых ярмарок искусства и антиквариата TEFAF. На входе в павильон ярмарки — традиционная дизайнерская композиция из живых цветов, на фоне которой принято делать селфи. В этом году оформители ярмарки из Tom Postma Design придумали эффектный прием с движущимися цветочными облаками.
The European Fine Art Fair была основана в 1988 году, а ее главной отличительной чертой остается невероятная всеохватность. На TEFAF можно найти практически любой объект — от древней археологии, племенного, египетского, античного, исламского искусства, азиатики, иллюминированных рукописей, редких книг, карт, атласов, ювелирных произведений, фарфора, серебра, оружия, коллекционного дизайна, всех мыслимых форм антиквариата и до высококлассного современного искусства и классики видеоарта, проверенной временем и рынком («Портрет с золотой маской», 2010, Марины Абрамович в Sean Kelly и «Путешествуя пешком», 2012, Билла Виолы в Tina Kim Gallery).
Ярмарка стремится сохранять верность традициям и определенный консерватизм, но в то же время следует актуальным тенденциям, развивается и адаптируется к новым требованиям рынка и времени. Из года в год на стендах появляется все больше актуального искусства, даже в разделе археологии и среди произведений старых мастеров. Пример — фирменная «рубленная» скульптура Стефана Балкенхола на стенде Senger Bamberg Kunsthandel, специализирующейся на средневековой деревянной пластике.
В этом году соотношение галерей современного искусства и классической живописи практически сравнялось: на ярмарку все чаще попадают ведущие участники Art Basel, ярмарки модернизма и послевоенного искусства, конкурента TEFAF. Одно из самых заметных мест занял масштабный стенд лондонской галереи White Cube, представившей работы голубых фишек арт-рынка — Георга Базелица, Ансельма Кифера, Исамы Ногучи, Трейси Эмин, Луиз Буржуа и Маргерит Юмо.
Однако лучшие экспозиции у двух других галерей. Sean Kelly взяла на вооружение практикуемую в музеях идею продуманного смешения старого и нового искусства по принципу подобий и сближений, а Yares Art отличилась элегантным показом мэтров американской абстрактной живописи конца 1950–1960-х годов — Роберта Мазервелла, Мильтона Эвери, Кеннета Ноланда.
Пересмотр устоявшихся иерархий и фокус на презентацию работ женщин, находившихся в меньшинстве по отношению к коллегам-мужчинам вплоть до конца XIX века, — еще одно заметное нововведение. Если несколькими годами ранее в кулуарах можно было услышать отчаянные возгласы дилеров: «Где нам взять столько женщин-художников?», то сегодня ситуация выглядит совершенно иначе. Их произведения представлены практически в каждой галерее, а для широкой публики открываются новые имена и наследия.
Так, Galerie Pauline Pavec показала сольную экспозицию Жюльетты Рош-Глез, жены знаменитого кубиста Альбера Глеза, на многих стендах были замечены абстрактные композиции Марии Элены Виейра да Силва. Такая же ситуация наблюдается и в разделе старых мастеров. В Bijl-van Urk Masterpaintings красуется «Натюрморт с фруктами» Рашель Рюйш, художницы и дочери знаменитого анатома Фредерика Рюйша, Robilant+Voena включили в экспозицию полотно Артемизии Джентилески «Кающаяся Магдалина» (ок. 1625–1630), а в Haboldt and Co. помимо блестящей подборки произведений голландского искусства XVII века покупателям предлагали «Натюрморт с черепом, скульптурой и розами» (1934) кисти Чарли Тороп.
Галерея Rob Smeets и вовсе сделала ставку исключительно на женщин, показав среди прочих «Портрет яблока» Джованны Гарцони, портреты кисти Розальбы Каррьеры и Ангелики Кауфман, но главная жемчужина стенда — знаменитый «Портрет Антониетты Гонсалес», где Лавиния Фонтана (1542–1614) запечатлела образ девочки с волосатым лицом, страдающей синдромом гипертрихоза, считавшимся в те времена занятным курьезом природы.
Но все же главной сенсацией ярмарки и самым дорогим произведением, которое по слухам оценили более чем в $50 млн, стало полотно Василия Кандинского Murnau met Kirch II 1910 года, выставленное на стенде Landau Fine Art, одной из старейших галерей, специализирующихся на модернизме.
У работы идеальный провенанс и громкая история появления на рынке. Полотно было приобретено еврейским промышленником Зигбертом Сэмуэлом Штерном в 1920-е годы в Германии и вывезено его вдовой, бежавшей от фашизма в Нидерланды в 1939 году и погибшей в Освенциме. В 1951 году полотно было приобретено Музеем ван Аббе в Эйндховене. В 2022 году работу вернули наследникам владельцев после судебного разбирательства, длившегося около 10 лет и завершившегося их полной победой. Сейчас она выставлена на TEFAF.
Стенд Landau Fine Art вообще напоминает небольшой музей — здесь также показаны эталонные произведения Шагала, Миро, Клее, Калдера, Джакометти, Пикассо, Дюбуффе и многих других, цены — исключительно по запросу.
Еще одним громким событием TEFAF стало приобретение в коллекцию Рейксмузея единственного подписанного полотна Гезины Терборх (1631–1690), портрета ее младшего брата Мозеса, в галерее Zebregs & Roell за €3 млн. Создается впечатление, что рынок старых мастеров вновь переживает подъем. Многие крупные музеи как в Европе, так и в США стремятся попасть на закрытые просмотры, привозят своих специалистов и активно участвуют в приобретении произведений на TEFAF. На фоне недавно открывшейся в Рейксмузее ретроспективы Франса Халса его живопись на своих стендах показали сразу несколько галерей — два лучших мужских портрета предлагают Salomon Lilian из Амстердама и Koetser Gallery из Цюриха.
Помимо старых мастеров и модернизма еще один важный сектор, привлекающий внимание крупных игроков арт-рынка, — работы импрессионистов и постимпрессионистов. В этом году в TEFAF впервые приняла участие галерея M.S. Rau из Нового Орлеана и сразу же привлекла к себе внимание, представив исключительные работы Моне, Мане, Ренуара, «Украинских танцовщиц» Дега, произведения Матисса и одну из серии знаменитых крестьянских голов Ван Гога (продана за €4,5 млн), а также его рисунок с ранним мужским портретом.
Еще один лидер этого направления — галерея Richard Green с коллекцией живописи Коро, Дега, Гюстава Кайботта (пейзаж с лодками на Сене был продан во время превью) и других. На стенде Wildenstein & Co. можно найти работы Клода Моне, Пьера Боннара, а также женский портрет кисти Густава Курбе 1857 года. В Alon Zakaim небольшие полотна Ренуара 1910–1912 и 1917 годов предлагают за €325 000 и €900 000.
Несмотря на высокое качество предлагаемых предметов, попробовать свои силы на ярмарке могут не только гиганты, но и начинающие коллекционеры: как правило, стартовая стоимость небольших археологических объектов и фарфоровых изделий составляет около €3500 (именно столько стоит пара делфтских фигурок коров 1760 года в Aronson Deltware). Также у TEFAF есть целый раздел работ на бумаге, где можно найти относительно недорогие тиражные произведения (от €5000).
С 2008 года существует и специальная секция TEFAF Showcase с небольшими стендами молодых, но многообещающих арт-дилеров. В этом году самой интересной оказалась галерея Olszewski Ciacek из Варшавы с тщательно подобранной коллекцией работ художников польского авангарда 1910–1930-х годов, диапазон цен — от €6000 до €60 000.