К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Грустный «Космонавт»: как паук помогает Адаму Сэндлеру справиться с кризисом в браке

Кадр из фильма «Космонавт»
Кадр из фильма «Космонавт»
1 марта на Netflix выходит научная фантастика «Космонавт» про грустного Адама Сэндлера в космосе, которому инопланетный паук с голосом Пола Дано помогает восстановить отношения с женой в исполнении Кэри Маллиган. Кинокритик Тамара Ходова рассказывает о том, как американцы адаптировали небольшой чешский роман под современные реалии и почему дуэт Сэндлера и Дано получился убедительнее, чем его роман с Маллиган.

Какое-то время назад в атмосфере Земли появилось красивое лиловое облако, природа которого неизвестна. Теперь людям нужно долететь до Юпитера, где расположилось загадочное свечение, собрать образцы материи и вернуться на Землю. Первый чешский космонавт Якуб (Адам Сэндлер) отправляется в эту опасную миссию после того, как все остальные страны отказались участвовать в авантюре и отправлять людей, скорее всего, на верную смерть. На миссию ему выделен год, во время которого космонавту нужно не только управлять кораблем, но и не сойти с ума от одиночества и неизвестности.

Чтобы Якуб не терял бодрость духа, его с Землей соединяет специальная система связи — по ней он может общаться с беременной женой Ленкой (Кэрри Маллиган), которая чувствует себя не менее одинокой и покинутой. Однажды Ленка перестает выходить на связь и хочет уйти от Якуба, но в этот критический момент на помощь космонавту приходит инопланетянин из открытого космоса, говорящий голосом Пола Дано.

Кадр из фильма «Космонавт»

Фильм шведского режиссера Йохана Ренка основан на книге чешского писателя Ярослава Калфаржа «Космонавт в Богемии» — это объясняет необычный выбор страны происхождения космонавта, хотя глобально никак не влияет на сюжет. Как это часто бывает с научно-фантастическими фильмами, за красивой картинкой далеких планет скрывается психологическая драма, и «Космонавт» не исключение.

 

Якуб сбегает от земных проблем в космос, но они преследуют его и там. К счастью, в распоряжении космонавта оказывается, наверно, самый необычный психотерапевт из всех — любопытный паукообразный инопланетянин по имени Хануш с безупречными манерами. Это, мягко говоря, не самый фотогеничный выбор для большого экрана, особенно для арахнофобов. Но актерский талант Дано с его вкрадчивым завораживающим голосом и несколько трюков от художников-постановщиков делают Хануша вполне себе милым и обаятельным существом, с которым у Адама Сэндлера завязывается настоящий броманс.

Кадр из фильма «Космонавт»

Именно этот броманс становится самой увлекательной и эмоциональной частью фильма, а не (вроде как) центральная линия между Сэндлером и Маллиган, между которыми как раз нет никакой химии. Звезда «Космонавта», конечно же, Сэндлер. У актера сложились крепкие отношения со стриминговым гигантом, где он выпускает как минимум по одному проекту в год («И не подумай прийти на мою бат-мицву», «Убийство в Париже», «Прорваться в НБА», «Хэллоуин Хьюби»). Одни оказываются удачнее других, но чаще все-таки попадают мимо цели и напоминают череду комедий с Сэндлером 2010-х годов. Из этого порочного круга актера вывели «Неограненные алмазы» братьев Сэфди, но, видимо, эта работа оказалась скорее исключением из правила, чем реальным началом ренессанса карьеры Сэндлера. 

 

Ему идет роль очень грустного исхудавшего космонавта, который на поверку оказывается не самым приятным персонажем. Причины, почему жена решила покинуть его на последнем триместре беременности, довольно быстро проясняются. Правда, бедной Маллиган, так же как и ее персонажу, так и не удается докричаться до эгоистичного космонавта. В последние годы свои актерские таланты она тратит на пустые роли — примерно то же самое случилось с ней в «Маэстро» Брэдли Купера, который явно был занят номинациями на «Оскар» для себя, а не прописыванием персонажа Маллиган.

Главный роман разворачивается в космосе, когда Якуб оправляется после первоначального шока и начинает угощать инопланетного гостя шоколадной пастой и рассказывать про свои болезненные воспоминания. Хотя, честно говоря, гораздо интереснее было бы послушать про приключения самого Хануша, потому что, несмотря на обилие флешбэков, про Якуба понятнее особо не становится.

Режиссер, то есть, скорее всего, продюсеры не хотят сильно отпугивать зрителя и позиционируют «Космонавта» все-таки как развлекательное кино, а не глубокую драму, исследующую травмы советского прошлого Чехии, где кроется разгадка поведения Януша. В фильме ее сводят к нескольким максимально размытым по смыслу флешбэкам. Можно было бы вовсе избавиться от экзотической для американского зрителя Восточной Европы, перенести место действие в США и придумать грустному астронавту альтернативное не менее травматичное прошлое. Однако режиссера останавливает или нежелание, или недостаток бюджета и сценаристов, или, быть может, юридические обязательства. 

 

Поэтому связь всего происходящего с Чехией остается чисто формальной. Сэндлер — американец, Маллиган — британка, Изабелла Росселлини, глава чешского космического центра, — и вовсе итальянка. Каждый участник этого интернационала играет в каком-то своем кино. Режиссер Йохан Ренк, работающий в основном на телевидении (например, в сериалах «Викинги» и «Во все тяжкие»), кажется, тоже не до конца определился, какой фильм он снимает, — в «Космонавте» есть элементы и «Гравитации», и «К звездам», и весьма неловкие референсы на «Вечное сияние чистого разума». В целом картина оставляет неприятное ощущение вторичности и посредственного кино, которое любит давать поверхностные ответы на глубокие вопросы. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+