К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

От Москвы до Урала: гид по лучшим классическим спектаклям и концертам этой весны

Теодор Курентзис (Фото DR)
Теодор Курентзис (Фото DR)
13 марта новый директор Большого театра Валерий Гергиев впервые будет дирижировать оркестром театра в Москве. В расписании концертов и спектаклей этой весны немало звездных имен, а Forbes Life выбрал самые интересные из них в разных городах России
Большой театр, опера «Хованщина», дирижер — Валерий Гергиев
Валентин Барановский © Мариинский театр

Большой театр, опера «Хованщина», дирижер — Валерий Гергиев

Когда: 13-17 марта

Неофициальная инаугурация Валерия Гергиева в Большом: дирижер впервые выступит с оркестром Большого театра на домашней сцене. Встреча маэстро с коллективом уже произошла на гастролях в Мариинке, где Большой показал «Царскую невесту» Римского-Корсакова.

«Хованщина» — спектакль знаковый, в том числе и для Гергиева. Монументальная постановка исторической драмы Мусоргского была осуществлена в 1952-м легендарными режиссером Баратовым и художником Федоровским. В 1988-м именно возобновленная «Хованщина» стала премьерой Гергиева в статусе главного дирижера Мариинского театра: маэстро вернул оперу в репертуар и часто сам ее дирижирует. В Большом Гергиев заявлен на все пять вечеров, а это почти пять часов за пультом каждый раз. Впрочем, для зрителя часы пробегают незаметно, настолько экзальтированная и напряженная драма о горестях России на перекрестках истории идет дирижерскому стилю Гергиева.

День Римского-Корсакова, концертный пакгауз на Стрелке, Нижний Новгород
DR

День Римского-Корсакова, концертный пакгауз на Стрелке, Нижний Новгород

Когда: 15 марта

180-летие композитора Римского-Корсакова отмечается в Нижнем Новгороде по-марафонски. 15 марта на сцене концертного пакгауза, второй площадке Театра оперы и балета, прозвучит массив романсов композитора.

Романсы для Римского-Корсакова — это лаборатория, где оттачивалось его мастерство камерного высказывания. Вокальная лирика в исполнении солистов и концертмейстеров труппы «прослаивается» инструментальной: в программу концерта вошли фрагменты сочинений для струнного квартета, жанра для наследия композитора нетипичного.

Николай Андреевич упражнялся, когда участвовал в коллективном сочинении для встреч на «Беляевских пятницах». Соавторами его были Глазунов, Лядов, Бородин. Коллективный квартет «Именины» принадлежит троим композиторам, а в создании вариаций на тему русской песни «Надоели ночи, надоскучили» участвовали уже 10 авторов. Солисты оркестра La Voce Strumentale исполнят те части, которые написал сам Римский-Корсаков.

XI Транссибирский арт-фестиваль Вадима Репина, Новосибирск, Красноярск

XI Транссибирский арт-фестиваль Вадима Репина, Новосибирск, Красноярск

Когда: 20 марта — 16 апреля

Транссибирский арт-фестиваль — подарок Вадима Репина родному Новосибирску. За 11 лет существования форум разросся до всероссийских  масштабов. Основная программа идет в Новосибирске, Красноярске и областных городах и «эхом» откликается в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре. Идея фестиваля искусств выводит программу из зоны академической музыки, хотя именно концерты с участием самого Репина, мировых звезд, ведущих российских оркестров и музыкантов лежат в основе события.

Традиция мировых премьер в этом году продолжится Вторым скрипичным концертом Кузьмы Бодрова, международная составляющая — участием дирижеров Жюльена Салемкура и Клемана Нонсье, кроссжанровая составляющая — премьерой спектакля Аллы Сигаловой по горьковской новелле «Нунча» с Александрой Урсуляк и Игорем Цвирко. В камерной программе выделяется программа «Отчалившая Русь», которую представят бас Ильдар Абдразаков и пианистка Мзия Бахтуридзе, а также концерт, где Вадим Репин и Николай Луганский исполнят скрипичные сонаты Грига, Дебюсси, Франка.

Театр «Легенда», «Замок синей бороды», Санкт-Петербург
DR

Театр «Легенда», «Замок синей бороды», Санкт-Петербург

Когда: 21 марта

Одноактный мюзикл в жанре музыкального триллера — новая работа режиссера Софьи Стрейзанд. Предыдущие два ее спектакля были не менее амбициозны с точки зрения выбора материала и постановочных ресурсов: речь о мюзиклах «Мастер и Маргарита» и «Дама Пик», каждый из которых был отмечен критиками как заслуживающий внимания проект, нестандартными средствами раскрывающий тему произведения. Мастерство, как, очевидно, и фамилию, Софья приобрела в США, где училась как раз искусству музыкального театра.

Музыку написал композитор Сергей Рубальский, создатель партитур для мюзиклов «Мастер и Маргарита», «Дама Пик», «Идиот». Его новая работа — «Замок Синей Бороды», как сказано на сайте проекта, исследует парадоксальные отношения женщины и мужчины: «Томительное ожидание развязки событий одной ночи, история страсти и страха, разворачивающаяся в средневековом замке. Философский спектакль о тайных комнатах человеческой души, ключи к которым иногда не подобрать в одиночку».

«Урал Опера Балет», Екатеринбург, балет «Сказки Перро»
DR

«Урал Опера Балет», Екатеринбург, балет «Сказки Перро»

Когда: 5-7 апреля

Первый проект Максима Петрова в должности худрука балетной труппы театра посвящен сказкам Шарля Перро. Выбраны четыре: «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Синяя борода» и «Мальчик-с-пальчик».

«Вместе с прологом и эпилогом они образуют цельный спектакль — о том, что сказки бывают добрыми и жестокими; что наружность красавиц и чудовищ бывает обманчива; что все люди разные, и никакая внешность не лишает права радоваться, горевать и любить», — говорится на сайте театра.

Петров и его драматург и соавтор Богдан Королек не идут по линии семейных спектаклей с подбором уже готовой (и известной) музыки. Для спектакля заказана музыка современным композиторам: «Сказки» сочиняют Дмитрий Мазуров, Настасья Хрущева и ее ученик Алексей Боловленков. Вместе с Петровым над спектаклем работают артисты труппы и начинающие хореографы Константин Хлебников и Александр Меркушев.

«ГЭС-2», «Что современно?»
Аня Тодич

«ГЭС-2», «Что современно?»

Когда: 6 апреля, 18 апреля, 15 мая, 21 мая

Весенняя серия концертов в «ГЭС-2» называется «Что современно?». Куратор музыкальной программы Дмитрий Ренанский ставит вопрос с подвохом. Опираясь на формулировку итальянского философа Джорджо Агамбена, «подлинно современен тот, кто не совпадает с ним [своим временем] полностью, кто не идет в ногу с его требованиями и кто потому не актуален». Развивая эту мысль, организаторы делают вывод, что такие художники обладают чертой прозрения, — ведь каждый из заявленных композиторов прошлого занял в истории музыки куда более прочное положение, чем иные его современники.

Три весенних концерта цикла посвящены Малеру, Брукнеру, Баху, а также английскому композитору XVI века Томасу Таллису. Каждая программа строится по принципу диалога с сочинениями композиторов нашего времени.

6 апреля малеровские «Песни об умерших детях» предстанут в окружении пьес Владимира Раннева и Ивана Бушуева. 200-летие Брукнера отметят исполнением его Седьмой симфонии в переложении для камерного оркестра (18 апреля), а баховский цикл скрипичных сюит и партит представят в версии для соло и live-электроники: это премьера проекта скрипачки Елены Ревич и композитора Александра Хубеева (15 мая).

Наконец, программа выйдет за пределы Актового зала на Проспект «ГЭС-2», чтобы соединить исполнение «Архитектона Тета», «звуковой скульптуры» Бориса Филановского (той самой, для которой в петербургском БДТ был построен Фанерный театр) и шедевр высокого Возрождения Spem in alium — грандиозный 40-голосный мотет Таллиса (21 мая).

Оркестр и хор MusicAeterna, Бах, «Страсти по Матфею», дирижер — Теодор Курентзис
DR

Оркестр и хор MusicAeterna, Бах, «Страсти по Матфею», дирижер — Теодор Курентзис

Когда: 8 и 10 апреля

8 апреля в Санкт-Петербургской филармонии и 10 апреля в Москве, в концертном зале «Зарядье», Теодор Курентзис, оркестр и хор MusicAeterna исполнят одно из самых пронзительных сочинений Баха — «Страсти по Матфею». Это сочетание — стопроцентное попадание в яблочко. Кто как не Теодор Курентзис, с его умением вызвать у слушателя сочувствие и сострадание, способен донести всю боль последних дней из жизни Христа, преданного, осужденного и казненного, но принявшего все это во имя спасения человечества.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+