«Закат снежного человека»: трагикомедия о вымирании c Джесси Айзенбергом и Райли Кио
На фестивале, который глубоко погружен в актуальную политическую повестку, иногда полезно отвлечься на что-нибудь более несерьезное, даже дурашливое, но от этого не менее трагичное. Это освежает. На прошлом Венецианском фестивале таким фильмом стал «Я не убийца» Ричарда Линклейтера, который выпустят в прокат в России 23 мая 2024 года. А главной отдушиной Берлинале этого года стала трагикомедия «Закат снежного человека», где через призму маленькой трагедии о семье бигфутов братья Нэйтан и Дэвид Зеллнеры предлагают человечеству посмотреть на собственные перспективы вымирания.
Где-то в диких лесах Тихоокеанского Севера Запада, как будто ничуть не изменившихся с доисторических времен, живет семья дальних родственников снежного человека. Их жизнь подчиняется плавной смене сезонов. Они бродят по лесам в поисках пищи, спят в наспех построенном подобии шалаша, спариваются, ругаются, наслаждаются окружающей их природой и разнообразием фауны, и, кажется, что этот незатейливый распорядок жизни ничто не нарушит до конца времен. Однако на протяжении всего одного года семье бигфутов придется столкнуться со множеством испытаний, которые поставят под вопрос существование их вида.
За последние годы братья Зеллнеры окончательно утвердили за собой репутацию любителей абсурдного юмора и странных сюжетов наравне с братьями Сэфди или канадским комиком Нэйтаном Филдером. Не зря они сошлись вместе, чтобы сделать сериал «Проклятие», который быстро заслужил звание одного из самых неловких, неуютных и абсурдистских шоу на современном телевидении. Первым крупным режиссерским проектом братьев стал комедийный вестерн «Девица», где недалекий герой Роберта Паттинсона пытается спасти свою похищенную невесту в исполнении Мии Васиковски. Картину показали в рамках основного конкурса Берлинале. Новая работа режиссеров прекрасно бы вписалась в конкурс и в этом году, но ее успел перехватить фестиваль независимого кино «Сандэнс» в США. Так что в Берлине «Закат снежного человека» показали вне конкурса.
Семью бигфутов сыграли Джесси Айзенберг, Райли Кио, Кристоф Заяц-Денек и Нэйтан Зеллнер, однако не стоит пытаться найти в суровых чертах снежных людей любимых актеров (хотя Айзенберга сильно выдают грустные голубые глаза и характерная для него поза). «Закат снежного человека» — настоящий триумф физической комедии, корни которой глубоко сидят в американской кинотрадиции. Поэтому в фильме не обошлось без столь любимых американцами шуток про испускаемые бигфутами миазмы и испражнения.
Однако этим делом не ограничивается, и режиссеры вместе с актерским ансамблем совершают невероятное — держат внимание зрителя на протяжении полутора часов без единой строчки диалога и извлекают юмор из самых неожиданных ситуаций. Больше всего по стилю фильм напоминает работы французского режиссера Квентина Дюпье, который любит комментировать человеческие слабости на примере самых странных фантастических сюжетов.
В отличие от какого-нибудь «Мира животных», где Николай Дроздов вежливо рассказывал зрителям о повадках того или иного животного, Зеллнеры окунают нас в незнакомую жизнь бигфутов без каких-либо интродукций, предоставляя нам возможность во всем разобраться самим. К счастью, все не так уж сложно: глава семьи, агрессивный альфа-самец (Нэйтан Зеллнер), его любопытный брат (кузен?) в исполнении Джесси Айзенберга, подросток (Кристоф Заяц-Денек) и мать (Райли Кио), на которую ложится вся тяжесть семейной трагедии. Свои эмоции актерам приходится демонстрировать только с помощью отдельных звуков и выражения глаз, что никак не ограничивает драматургию фильма.
Как и в драме «Выгон» Норы Фингшайдт, Зеллнеры делают природу участницей действия. Жизнь бигфутов напрямую связана с окружающим их миром, состоящим из огромных секвой, густого папоротника, мягкого и нежного мха, живописных полей, освещаемых идиллическим золотым светом солнца, а также многочисленных обитателей леса — от североамериканской рыси до скунса, каждому из которых достается отдельное место в фильме. Близость бигфутов к природе, их зависимость от нее только подчеркивает, насколько человечество отдалилось от своих корней. Притом что в остальном мы до боли похожи.
Перед тем как перекочевать на очередное новое место, все члены семьи одновременно бьют палками по дереву, как будто отправляя сигнал, на который никто никогда не отвечает. Чем дальше, тем больше становится понятно, что эти представители бигфутов могут быть последними на Земле. Учитывая их повадки, удивляет тот факт, что им вообще удалось выжить. И без того небольшая семья начинает распадаться из-за агрессии, похоти, жадности, любопытства или банальной глупости, пока не понимает, что их будущее уже предопределено за них. Фильм работает одновременно как трагикомедия и предостережение — быть может, близок тот день, когда вся современная цивилизация превратится в чей-то музейный экспонат.