«Властелины воздуха»: будни военных летчиков в новом сериале от Стивена Спилберга
События сериала разворачиваются в 1943 году — в самый разгар Второй мировой, когда ряды солдат по обе стороны границ сильно поредели, военно-технические возможности, включая авиацию, вышли на новые высоты, а сама война казалась бесконечной. Главные герои сериала — группа молодых летчиков-истребителей, регулярно участвующих в воздушных сражениях. На фронте их жизнь делится на «до» и «после»: время, которое они проводят на земле, ощущая себя частью военной элиты, и время, проведенное в воздухе, откуда обратно на землю возвращаются лишь счастливчики.
«Властелины воздуха» — часть условной трилогии голливудских мэтров Стивена Спилберга и Тома Хэнкса, над которой они работают последние 23 года. Первой частью, вышедшей в 2001 году, стал 10-серийный мини-сериал «Братья по оружию», основанный на одноименной художественно-документальной книге историка Стивена Амброуза, и посвященный будням воздушно-десантной роты армии США в 1942 году. Проект кабельного телеканала HBO с бюджетом в $125 млн ($12,5 млн на серию) до сих пор считается одним из самых дорогих на телевидении. Режиссером одной из серий выступил Том Хэнкс.
В 2010-м на экраны вышла вторая часть серии — мини-сериал «Тихий океан», посвященный морским пехотинцам армии США. В основе шоу были мемуары пехотинцев Юджина Следжа и Роберта Леки, закадровый текст наговаривал Том Хэнкс. Проект стоил почти в два раза дороже — $217 млн (по $20 млн на серию). Объясняя их со Спилбергом неувядающий интерес к теме Второй мировой войны, в интервью 2021 года к 20-летнему юбилею выхода «Братьев по оружию» Хэнкс ссылался на ее болезненную актуальность: «Где мы находимся сейчас, 20 лет спустя? Как сказал Гарри Трумэн: «Легче убрать тиранов и уничтожить концентрационные лагеря, чем убить идеи, которые их породили».
Однако, несмотря на высокие оценки критиков, многочисленные премии («Золотой глобус», «Эмми», награды Гильдии сценаристов США и Американского института киноискусства) и интерес аудитории, съемки завершающей третьей части HBO уже «не потянул». Зато стриминговый сервис Apple TV+ согласился потратить $250 млн, и зритель с первых минут сериала «Властелины воздуха» понимает, что оправдан каждый цент. Он так плотно и основательно укомплектован сценами воздушных баталий, и все они по своему качеству и драйву настолько впечатляют, что чувствуется рука мастера — продюсера проекта Стивена Спилберга, умеющего работать качественно и с размахом.
Первые четыре эпизода шоу снял и тем самым задал ему визуальный стиль создатель первого сезона «Настоящего детектива» Кэри Фукунага — постановщик мультижанровый и опытный. Неудивительно, что сперва его имя активно пиарилось авторами «Властелинов воздуха», а на его видение и талант делалась ключевая ставка. Но в 2022 году Фукунага был обвинен в харассменте — и теперь он не упоминается даже в промо-кампании сериала. Хотя своей режиссурой он тоже демонстрирует высший пилотаж: сериал напоминает сплав старого Голливуда с его утонченной драматургией и немного книжными диалогами и технологических возможностей нового времени, доводящих сцены воздушного боя до максимальной реалистичности.
В основе «Властелинов воздуха» одноименный документальный роман Дональда Л. Миллера, — предельно маскулинное кинополотно с харизматичными молодыми звездами Голливуда. В кадре Остин Батлер («Элвис»), Барри Кеоган («Солтберн»), Каллум Тернер («Фантастические твари: Тайны Дамблдора»), Шути Гатва (Эрик из «Полового воспитания»), Рафф Лоу (пока больше всего известный тем, что он сын Джуда Лоу), Энтони Бойл («Тетрис») и другие. Кстати, в «Братьях по оружию» и «Тихом океане» тоже снимались тогда еще молодые актеры — Майкл Фассбендер, Дэмиэн Льюис («Миллиарды»), Джеймс МакЭвой, Джон Бернтал («Каратель»), Рами Малек и другие.
В новом сериале у каждого из героев своя судьба и свои боевые задачи, к которым никто из них изначально не готов. К 1943 году окончательно понятно, что война не кончится быстро, что это грязное и кровавое месиво, в котором погибнут миллионы, в том числ и твои ближайшие товарищи, в полет с которыми ты отправляешься как в последний раз. Спилберг, как один из основных продюсеров шоу, умело повышает градус драматургии, оставляя место не только для динамичных сражений, но и для переживаний героев. Время между полетами тянется долго, рефлексии о павших товарищах становится больше, война — все безобразней, сил — меньше.
Каждый полет напоминает не просто инициацию героев, боевое крещение, а рискует стать для них последним в жизни (что чаще всего и происходило). До отправки домой пилоты были обязаны выполнить 30 боевых вылетов, не превышающих 200 летных часов, которые могли уложиться в период от четырех месяцев до года. В отдельных случаях экипажи обязывались совершить 45 боевых вылетов. В процентном соотношении с поставленной задачей справлялись не более 25%. Но, даже если повезло выжить в воздухе, всегда был риск попасть в плен, откуда тоже возвращались лишь единицы. Получается, что на земле было невыносимо, а в небе — страшно.
Авторам «Властелинов воздуха» удается передать эту обреченную тональность героев — молодых ребят, брошенных в жерло войны. Да, в период между заданиями, у них были все привилегии в сложившейся армейской иерархии, но чем выше в небо они поднимались, тем уязвимей перед лицом противника оказывались.
Батлер, Кеоган и Тернер играют не просто главную троицу воздушных ассов, из раза в раз обманывающих смерть. Их собирательные образы — портреты целого поколения, физически и морально искалеченного войной. И справляются со своей задачей актеры прекрасно. Тем более, что львиную часть времени из-за кислородных масок пилотов на лице им приходится играть одними глазами, в которых отражаются и бескрайний ужас, и воля к жизни.
При этом известный антивоенными взглядами Спилберг не превращает историю в бездушную доску почета и не ведет перепись героев. Напротив, от увиденного на экране стынет кровь. Безупречные с визуальной точки воздушные баталии вызывают отвращение (в одном кадре перемешиваются кровь, разорванная от пуль плоть и дикий стон умирающего солдата). А главный посыл сериала заключен в очевидной мысли, которая вновь звучит актуально сегодня: увидеть этот кошмар, чтобы не допустить его повторения.