Масштабное зрелище: какой получилась новая экранизация «Мастера и Маргариты»
Сегодня «Мастер и Маргарита» — одно из самых популярных и культовых произведений русской литературы XX века. Но судьба романа изначально была довольно сложной: Булгаков начал писать его в 1928 году и не закончил до самой смерти в 1940-м. Рукопись осталась незавершенной и была сведена воедино женой писателя. В СССР роман впервые напечатали 20 с лишним лет спустя в литературном журнале «Москва» и с сокращениями, а издали без купюр только в 1973 году.
Экранизации «Мастера и Маргариты» сопровождает такая же несчастливая судьба, и почти с каждой возникают какие-то сложности. Так, новый фильм, вышедший на экраны 25 января 2024 года, изначально имел международный потенциал: дистрибьютором проекта была компания Universal, а в числе партнеров — ювелирный бренд Cartier. Но в 2022 году из России ушли зарубежные мейджоры, а Cartier приостановил деятельность.
Первым режиссером картины был назначен Николай Лебедев, но он покинул проект — работа над «Мастером и Маргаритой» приостановилась из-за пандемии и трудностей с финансированием, — а когда пришло время возвращаться, Лебедев уже снимал «Нюрнберг». Начинать с чистого листа решили Михаил Локшин и Роман Кантор, ранее работавшие вместе над фильмом «Серебряные коньки».
Строго говоря, новые «Мастер и Маргарита» — не экранизация, а кино по мотивам романа. Изначально оно называлось «Воланд» (и это название все еще подходит итоговому варианту куда больше), и в отличие от книги в картине не две, а три художественные плоскости: добавилась реальность, в которой Мастер пишет «Мастера и Маргариту». История Воланда — полностью фантазия самого автора, которого только он и видит. Сильно сокращены как линия в древней Иудеи, так и Фагота с Азазелло. Кот Бегемот появляется от силы на пять минут и произносит всего несколько реплик.
При этом фильм впечатляет как художественной, так и актерской составляющей — от Аугуста Диля, который стал большой удачей каста, сыграв Воланда, до тандема Евгения Цыганова и Юлии Снигирь, благодаря которым в химию между Мастером и Маргаритой веришь безоговорочно. От масштабного международного проекта в фильме остались актеры Клас Банг («Квадрат»), сыгравший Понтия Пилата, и Аарон Водовоз («King’s Man: Начало»), исполнивший роль Иешуа Га-Ноцри.
Несмотря на непростую судьбу, новая версия «Мастера и Маргариты» (с бюджетом более 1,2 млрд рублей) — поистине масштабное зрелище, в котором видны потраченные и на антиутопическую Москву, в которой идет «великая стройка 30-х», и на компьютерную графику деньги. И не менее важно, что, как и в 30-е годы, роман о гонениях на творческую интеллигенцию при потворстве властей смотрится крайне актуально в Москве 2024 года, почти 100 лет спустя.
О других известных экранизациях романа Михаила Булгакова Forbes Life рассказывает ниже.