К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Масштабное зрелище: какой получилась новая экранизация «Мастера и Маргариты»

Кадр из «Мастера и Маргариты» Михаила Локшина
Кадр из «Мастера и Маргариты» Михаила Локшина
25 января в прокат вышел «Мастер и Маргарита» Михаила Локшина — фильм по мотивам романа, сценарий к которому написал автор сериала «Эпидемия» Роман Кантор. Forbes Life рассказывает, какие сложности сопровождали эту и другие экранизации знаменитого произведения Михаила Булгакова и в чем удались новые «Мастер и Маргарита»

Сегодня «Мастер и Маргарита» — одно из самых популярных и культовых произведений русской литературы XX века. Но судьба романа изначально была довольно сложной: Булгаков начал писать его в 1928 году и не закончил до самой смерти в 1940-м. Рукопись осталась незавершенной и была сведена воедино женой писателя. В СССР роман впервые напечатали 20 с лишним лет спустя в литературном журнале «Москва» и с сокращениями, а издали без купюр только в 1973 году.  

Экранизации «Мастера и Маргариты» сопровождает такая же несчастливая судьба, и почти с каждой возникают какие-то сложности. Так, новый фильм, вышедший на экраны 25 января 2024 года, изначально имел международный потенциал: дистрибьютором проекта была компания Universal, а в числе партнеров — ювелирный бренд Cartier. Но в 2022 году из России ушли зарубежные мейджоры, а Cartier  приостановил деятельность. 

Первым режиссером картины был назначен Николай Лебедев, но он покинул проект — работа над «Мастером и Маргаритой» приостановилась из-за пандемии и трудностей с финансированием, — а когда пришло время возвращаться, Лебедев уже снимал «Нюрнберг». Начинать с чистого листа решили Михаил Локшин и Роман Кантор, ранее работавшие вместе над фильмом «Серебряные коньки». 

 

Строго говоря, новые «Мастер и Маргарита» — не экранизация, а кино по мотивам романа. Изначально оно называлось «Воланд» (и это название все еще подходит итоговому варианту куда больше), и в отличие от книги в картине не две, а три художественные плоскости: добавилась реальность, в которой Мастер пишет «Мастера и Маргариту». История Воланда — полностью фантазия самого автора, которого только он и видит. Сильно сокращены как линия в древней Иудеи, так и Фагота с Азазелло. Кот Бегемот появляется от силы на пять минут и произносит всего несколько реплик.

Кадр из «Мастера и Маргариты» Михаила Локшина

При этом фильм впечатляет как художественной, так и актерской составляющей — от Аугуста Диля, который стал большой удачей каста, сыграв Воланда, до тандема Евгения Цыганова и Юлии Снигирь, благодаря которым в химию между Мастером и Маргаритой веришь безоговорочно. От масштабного международного проекта в фильме остались актеры Клас Банг («Квадрат»), сыгравший Понтия Пилата, и Аарон Водовоз («King’s Man: Начало»), исполнивший роль Иешуа Га-Ноцри. 

 

Несмотря на непростую судьбу, новая версия «Мастера и Маргариты» (с бюджетом более 1,2 млрд рублей) — поистине масштабное зрелище, в котором видны потраченные и на антиутопическую Москву, в которой идет «великая стройка 30-х», и на компьютерную графику деньги. И не менее важно, что, как и в 30-е годы, роман о гонениях на творческую интеллигенцию при потворстве властей смотрится крайне актуально в Москве 2024 года, почти 100 лет спустя.

О других известных экранизациях романа Михаила Булгакова Forbes Life рассказывает ниже.

«Пилат и другие — Фильм на Страстную пятницу», 1972 год

«Пилат и другие — Фильм на Страстную пятницу», 1972 год

Режиссер Анджей Вайда, Польша

Классик европейского авторского кино, известный трилогией о войне, вышедшей в 50-е годы («Поколение», «Канал», «Пепел и алмаз»), Вайда тоже снял не совсем полную экранизацию Булгакова. Для своей картины режиссер использовал исключительно «библейскую» линию, историю Понтия Пилата (Ян Кречмар) и Иешуа Га-Ноцри (Войцех Пшоняк), оставив Москву за кадром. Одновременно сюжет осовременили. Левий Матфей, например, тележурналист, который готовит репортаж с Голгофы (в романе это ученик Иешуа), а Иуда доносит на своего учителя, позвонив по телефону-автомату.

«Мастер и Маргарита», 1972 год

«Мастер и Маргарита», 1972 год

Режиссер Александр Петрович, Италия, Югославия

Петрович снял более близкую к тексту экранизацию Булгакова. Главные роли в картине исполнили Уго Тоньяцци (Мастер), Ален Кюни (Воланд) и Мимзи Фармер (Маргарита). Правда, к событиям «Мастера и Маргариты» добавились сюжетные линии из реальной жизни Булгакова и его «Театрального романа» — Петрович, вдохновившись историей Мастера, хотел показать «страдания писателя, уничтожаемого критикой с негласного одобрения властей». Писатель в мире Петровича получил имя Николай Максудов; оказавшись в психиатрической клинике, он пишет покаянное письмо Иосифу Сталину, пока дьявол (Воланд) творит на улицах Москвы свои злодеяния.

«Мастер и Маргарита», 1994 год

«Мастер и Маргарита», 1994 год

Режиссер Юрий Кара, Россия

Экранизация Кары — проект сложной судьбы. Фильм не мог добраться до зрителя 17 лет, будучи показанным лишь один раз (на Московском международном кинофестивале в 2006-м). Компания «Тамп» Владимира Скорого требовала сокращения 200-минутной версии до 80-минутного кинотеатрального релиза, судебные тяжбы длились до 1999 года. Позже внук Елены Шиловской, третьей жены Булгакова, предъявил претензии на экранизацию, потребовав долю у продюсера.

Фильм все-таки вышел в 2011 году: главные роли в нем исполнили Михаил Ульянов (Пилат), Валентин Гафт (Воланд), Анастасия Вертинская (Маргарита) и Виктор Раков (Мастер). Картина также имеет множество расхождений с романом: на балу Воланда, например, появляются и Гитлер, и Сталин, и даже Наполеон; в книге Маргарита во время полета невидима, а в фильме, напротив, привлекает внимание жителей города своей наготой, а при погром квартиры критика Латунского в сюжет не вошел.

«Мастер и Маргарита», 2005 год

«Мастер и Маргарита», 2005 год

Режиссер Владимир Бортко, Россия

Пока Юрий Кара был занят перемонтажом и судами, на экраны вышел мини-сериал Владимира Бортко. В касте собрались звезды российского кино: Сергей Безруков (Иешуа), Анна Ковальчук (Маргарита), Александр Галибин (Мастер), Олег Басилашвили (Воланд), Кирилл Лавров (Понтий Пилат), Александр Абдулов (Коровьев) и Александр Филиппенко (Азазелло).

На сегодня это одна из наиболее канонических отечественных экранизаций Булгакова. Благодаря размеренному темпу повествования (мини-сериал был разбит на 10 серий, и общий хронометраж составил 500 минут) Владимиру Бортко удалось передать и дух, и содержание романа, хотя некоторые критики были недовольны и возрастным актерским составом, и бюджетом фильма, и творческим методом Бортко. Тем не менее телеканал «Россия» собрал у экранов за просмотром «Мастера и Маргариты» 40 млн человек, а жюри премии ТЭФИ наградило кинематографиста призом за лучшую режиссуру.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+