Условия «Троицы» стали хуже: что происходит с древней иконой после ее передачи церкви
29 декабря 2023 года в реставрационных мастерских Третьяковской галереи раздался звонок. Специалистов, много лет работавших с иконой «Святой Троицы» Андрея Рублева, срочно вызвали во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И. Э. Грабаря. Там была поставлена задача: подготовить памятник к транспортировке. Как рассказал Forbes Life источник в Центре Грабаря, реставраторы Третьяковки сделали профилактические заклейки, укрепившие самые ветхие, аварийные участки левкаса и красочного слоя иконы.
Икону выставили в храме Христа Спасителя 5 января 2024 года. В храме она пробудет до 23 июня 2024 года, после чего ее перевезут в Троице-Сергиеву лавру. При распаковке иконы в соборе присутствовала главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова, хранитель памятника и реставраторы музея, много лет работавшие с «Троицей». Они сняли заклейки перед тем, как икону выставили в пространстве храма. Троица оказалась в той же музейной витрине, что и летом 2023 года, не защищающей памятник ни от вибрации, ни от температурно-влажностных колебаний.
В распространенном 10 января 2024 года пресс-службой Реставрационного центра им. Грабаря сообщении говорится, что накануне перемещения в храм икона была осмотрена специалистами центра и Третьяковской галереи, «было зафиксировано отсутствие изменения (ухудшения) состояния сохранности иконы». Источник Forbes Life в Центре им. академика Грабаря сообщил, что по сравнению с летними условия экспонирования «Троицы» в храме ухудшились. Например, влажность воздуха в соборе при включенном отоплении достигает не больше 30% при норме 55–60%. Отслеживать состояние иконы реставраторы Третьяковской галереи больше не могут. «Еще летом было сказано: «Патриарх не благословил», — рассказали источники Forbes Life.
Климатическая витрина, о создании которой осенью 2023 года Третьяковка просила «Росатом», пока отсутствует. Научные аргументы о сохранности памятника сменила риторика о «самоисцелении иконы», подчеркивают источники в среде реставраторов. Они же говорят о том, что нынешнего пользователя «Троицы», церковь, интересует только ее символическое значение, но не физическое состояние.
«Любые изменения и колебания, тем более в отношении уровня влажности, сказываются на состоянии хрупкой деревянной основы, которая, безусловно, на это реагирует, — отмечала в июне 2023 года ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея Ирина Шалина, назвавшая происходящее с иконой «катастрофой». С ней согласился и специалист по древнерусскому искусству, доктор искусствоведения, член комиссии Министерства культуры по особо ценным объектам культурного наследия Лев Лифшиц: «Прогнозы у меня довольно простые: если РПЦ будет упорствовать, памятник обречен на гибель... Конечно, икону можно чинить, ей можно делать макияж, но это уже будет не «Троица».
Как устроена «Троица»: три доски, левкас, пигмент и олифа
Образ «Троицы» был создан иконописцем Андреем Рублевым в 20-х годах XV века. Икона написана яичной темперой на липовой доске, загрунтованной левкасом (меловым клеем на основе льняного масла), и покрыта для закрепления олифой. Олифа со временем темнела, и художники периодически прописывали новое изображение поверх него. Поновляя иконы, иконописцы стирали пемзой прежний красочный слой. Но, несмотря на утраты и дописи, общий замысел иконы изменений не претерпел.
Хрупкость памятника связана с тем, что липовая деревянная основа, на которую нанесено изображение, — это три доски, скрепленные между собой лишь клеем и шпонками. Как объясняет научный сотрудник отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи Левон Нерсесян, доски подвижны. Когда-то расхождение между крайними досками составляло 1,5 см, реставраторы смогли их стянуть, однако жесткое механическое скрепление по-прежнему отсутствует.
Из-за перепадов температуры и влажности, механической вибрации при перемещении иконы усиливается движение досок, отставание левкаса и шелушение красочного слоя. Так на лике правого ангела и в верхней части иконы проходит сквозная трещина.
Опасность разрушения памятника усиливается из-за изменений условий его экспонирования. Это главный аргумент хранителей и реставраторов Третьяковки, на основании которого музей много лет отказывал Патриархии выдать икону «Живоначальной Троицы» на богослужение в Троице-Сергиеву лавру. Икона была написана Андреем Рублевым по заказу настоятеля Троице-Сергиевой лавры Никона для иконостаса Троицкого собора, где находилась до закрытия монастыря после революции 1917 года. С 1929 года икона хранилась в Третьяковской галерее. Именно в 1930-е годы, при перемещении ее из собора, где влажность доходила до 70%, в хранилище Третьяковки, где воздух был значительно суше, реставраторы отмечали наиболее активные изменения: тогда и появилась трещина на иконе, проходящая через лик ангела.
В Троице-Сергиевой лавре икона впервые за последние сто лет оказалась только в 2022 году, с 16 по 19 июля. По возвращении памятник был исследован в реставрационных мастерских депозитария Третьяковской галереи. Результаты, озвученные на расширенном реставрационном совете галереи 8 сентября 2022 года, показали появление десяти новообразовавшихся отставаний левкаса с красочным слоем помимо 61-го уже известного аварийного участка. Пять из них требовали неотложного укрепления. Трещина по правому стыку досок основы на изображении лика и фигуры ангела увеличилась. Работы по укреплению «Троицы» были проведены в мастерской темперной живописи Третьяковской галереи. С октября 2022 года памятник вновь занял место в экспозиции музея.
На расширенном реставрационном совете 15 мая 2023 года Михаил Шитов, заведующий мастерской древнерусской живописи галереи, в деталях восстановил переезд «Троицы» в лавру и обратно в музей, отметив, что выдержать благоприятный температурно-влажностый режим в храме не вышло. Температура воздуха колебалась от 21 до 25 градусов Цельсия, а влажность — от 45% до 62%. Реставрационный совет постановил: мониторинг состояния сохранности иконы показывает, что «в результате вывоза иконы в июле 2022 года произошла дестабилизация состояния сохранности памятника». Эксперты Третьяковской галереи отметили, что «в настоящий момент в музеях страны нет соответствующих условий и нет соответствующего оборудования», которое могло бы защитить ветхие произведения искусства от вибрации, температурных и влажностных колебаний при транспортировке, монтаже и экспонировании во временном пространстве.
Протоиерей Леонид Калинин, председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, участвовавший в заседании расширенного реставрационного совета Третьяковской галереи, признал, как записано в протоколе заседания, что музей не обладает необходимым оборудованием для перевозки и временного экспонирования «Троицы»: «Вы оказались не подготовлены к такому решению. Надо помочь Третьяковке. Выделить дополнительный бюджет, сделать нормальный совершенно перевозной киот, который бы обеспечивал полностью температурно-влажностные режимы». Протоиерей подчеркнул: «Мы вместе отвечаем за эти святыни».
Однако к совместным действиям перейти не удалось: 26 мая 2023 года Указами Святейшего Патриарха Кирилла протоиерей Леонид Калинин был освобожден от должности председателя Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, от должности настоятеля храма священномученика Климента, папы Римского, в Москве, и запрещен в священнослужении «в связи с воспрепятствованием принесению в кафедральный соборный храм Христа Спасителя Москвы иконы «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева».
«Условия созданы идеальные»: 49 лет в пользование церкви
В тот же день, 15 мая 2023 года, когда в Третьяковке проходил расширенный реставрационный совет, на сайте патриархии появилось сообщение, что образ «Троицы» преподобного Андрея Рублева президентским указом возвращен церкви. Также сайт патриархии сообщил, что «по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла образ будет выставлен для общенародного поклонения в кафедральном соборном храме Христа Спасителя».
Уже 3 июня икону «Святой Троицы» перевезли из Третьяковской галереи в собор. 9 июня министр культуры Ольга Любимова сообщила «Известиям», что из храма икона отправится на реставрацию в Центр Грабаря и этот процесс может продлиться до года. Пока икона находилась в храме, 12 июля 2023 года на встрече патриарха Кирилла и министра культуры Ольги Любимовой был согласован и утвержден договор между Третьяковской галереей и Свято-Троицкой Сергиевой лаврой о передаче образа в безвозмездное пользование церкви. Договор заключен на 49 лет с последующей пролонгацией, как сообщил сайт патриархии. Контроль за состоянием сохранности иконы возложен на Третьяковскую галерею.
Икона находилась в храме Христа Спасителя до 19 июля 2023 года. Влажность в нем оказалась еще меньше, чем в Третьяковской галерее, — 40% вместо 60%, и в отличие от Троице-Сергиевой лавры, где икона провела почти 400 лет до начала XX века, в холодное время года отапливается он батареями, что способствует сухости воздуха.
Реставраторы и хранители Третьяковской галереи вели ежедневный мониторинг температурно-влажностного режима (условия в храме отличались от необходимого для сохранности памятника музейного климата, влажность была существенно ниже нормы, температура колебалась). Однако, как сообщил Forbes Life источник в среде реставраторов, наблюдения за состоянием иконы музейные специалисты делали на глаз: открывать киот «патриарх не благословил». С этого момента научные исследования состояния памятника фактически прекращены, свидетельствуют источники Forbes Life во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика Грабаря.
10 сентября 2023 года источники РБК в «Росатоме» сообщили, что Третьяковская галерея обратилась в госкорпорацию с просьбой создать капсулу-витрину с музейным климатом и защитой от вибрации для «Троицы» в Троице-Сергиевой лавре. В 1998 году Московский завод полиметаллов, входящий ныне в состав «Росатома», создал для иконы стационарную капсулу-киот в храме Святителя Николая в Толмачах. Музей использовал эту капсулу, когда переносил икону «Троицы» на время престольного праздника из экспозиционного зала в пространство церкви.
24 октября Центр им. академика Грабаря посетил патриарх Кирилл в сопровождении первого замминистра культуры Сергея Обрывалина и председателя Союза кинематографистов Сергея Михалкова, где осмотрел условия хранения иконы «Святой Троицы», а также, как сообщает сайт патриархии, «совершил славление, молитву и поклонился святыне».
Вскоре после визита патриарха к «Троице», 2 ноября 2023 года, директор Центра им. Грабаря Дмитрий Сергеев сообщил ТАСС о состоянии иконы: «Деструктивных изменений не наблюдается. Все стабильно. Можно сказать, условия созданы идеальные».
В чем сила «Троицы»: значение для церкви и культуры
Еще до утверждения договора между Министерском культуры и Троице-Сергиевой лаврой о передаче «Троицы», 23 июня 2023 года кинорежиссер Никита Михалков в своей программе «Бесогон» выступил с поддержкой решения президента передать древний памятник из музея в церковь. «Икона осуществляет материальную связь между человеком и Богом, — говорил Михалков. — Она должна работать. Икона многие годы служила народу, а значит, и власти. В ней сосредоточена сакральная сила. Нельзя лишать народ этой силы».
По мнению политолога Алексея Макаркина, такая жажда обладать иконой объясняется тем, что именно «Троица» Рублева выбрана РПЦ главным атрибутом в борьбе с «силами зла», поскольку именно она — самая известная икона не только современной России, но и СССР. «В советских учебниках не было ни Казанской, ни Владимирской икон, а «Троица» была», — прокомментировал Макаркин ситуацию с иконой «Независимой газете».
Ведущий специалист по древнерусской живописи Лев Лифшиц, доктор искусствоведения, заведующий сектором древнерусского искусства Государственного института искусствознания, обращает внимание на то, что «Троица» стала национальной и общемировой святыней не в храме, а в музее. В настоящий момент, по его мнению, РПЦ стремится перенести функцию общекультурной исключительности в церковную, сужая таким образом значение памятника.
«Короткий всплеск живого интереса к «Троице» давным-давно угас», — отметил Лев Лифшиц в разговоре с Forbes Life. Лифшиц говорит, что люди, которые приходили в храм Христа Спасителя, когда там впервые выставили «Троицу», никогда прежде ее не видели, не бывали в Третьяковской галерее, не могли понять, что происходит. По мнению эксперта, история с передачей иконы Рублева РПЦ — прежде всего идеологическая. Третьяковская галерея не чинила препятствий желающим молиться у образа, а по престольным праздникам «Троицы» переносила икону в храм Святителя Николая в Толмачах.
На вопрос о том, какое значение получает икона «Святой Троицы» в храме и в чем суть переноса памятника в Троице-Сергиеву лавру, пресс-служба патриархии на вопрос Forbes Life не ответила.