К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Думать как Стив Джобс: что такое мышление шошин и как развить в себе «разум новичка»

Стив Джобс (Фото Mario Tama / Getty Images)
Стив Джобс (Фото Mario Tama / Getty Images)
Дзен-буддийский способ мышления shoshin, который переводится как «разум новичка», — находка для тех, кто хочет продолжать искать нестандартные решения. С его помощью поддерживал свою креативность, например, Стив Джобс. В чем суть шошин и когда привычки играют с нами злую шутку, рассказывает практикующий психолог и писатель Екатерина Давыдова

Многим знакомо ощущение «мне этот мир абсолютно понятен» — подобная установка создает уверенность и помогает действовать на основе имеющихся мыслительных заготовок. Но она же способна завести в тупик, когда мы продолжаем делать одно и то же, даже если это перестало быть эффективным. Идея shoshin (произносится как «шошин» или «сесин»), которая пришла в психологию из дзен-буддизма, может оказаться весьма полезной для развития свежего взгляда на происходящее с нами и формулировки креативных решений в итоге. Описание термина можно встретить, например, в таких книгах, как «Будосесинсю (напутствие вступающему на Путь Воина)» японского самурая и философа XVIII века Юдзана Дайдодзи, где шошин позиционируется как одна из ступеней развития разума самурая.

Если говорить проще, этот термин означает открытость разума и отсутствие каких-либо предубеждений при выполнении определенных действий. Такой подход традиционен для японских боевых искусств, бизнеса и предпринимательства. Применяется он и в каллиграфии, где нужно сохранять свежий взгляд на положение рук, траекторию движения кисти, создавая рисунок каждый раз словно впервые. 

Считается, что адептом шошин был Стив Джобс, известный своим новаторским умом. Ему было свойственно задавать команде открытые вопросы вроде «Почему не существует никакой промежуточной категории устройств между ноутбуком и смартфоном? Что если мы создадим такую?», как если бы никаких ограничений не существовало. Такая коммуникация исключает разнообразные «нельзя», «так не делают», «это не получится», допуская, что теоретически возможно все.

 

Другой пример — технология MagSafe, используемая в ноутбуках Apple. Сетевой адаптер, с помощью которого устройства заряжаются от сети, присоединяется в них специальным магнитом. Когда-то эта конструкция произвела фурор на фоне существующих технологий, так как люди часто роняют ноутбуки со стола или на пол, задев за провод. MagSafe же позволяет проводу легко и быстро отсоединиться, то есть само устройство остается на месте.

Эта идея была позаимствована у японских рисоварок. В них есть схожий замок-магнит, который не дает содержимому расплескаться, если, например, кастрюлю тянет на себя ребенок. В команде Джобса провели ассоциацию между двумя совершенно несвязными устройствами и сконструировали нечто принципиально новое на рынке, создав при этом эффект «а что так можно было?».

 

Схожим образом можно по-новому взглянуть на что угодно: стратегию развития бизнеса, перепланировку собственной квартиры или психологические проблемы, связанные с воспроизведением старых паттернов поведения.

Увы, включать «разум новичка» не так просто, ведь по мере того, как накапливается жизненный опыт или растет профессионализм, увеличиваются и наш автоматизм. В сфере экспертности появляется установка «я знаю, как тут все устроено», а в мышлении формируются своего рода «рельсы», которые приводят к одним и тем же выводам, а затем и действиям. Такой автоматический паттерн для психики имеет как положительный, так и отрицательный эффект.

Привычка как хороший автоматизм

В категорию положительного, безусловно, входят привычки. Спросите водителя со стажем, как именно он только что перестраивался в другой ряд или что конкретно делал во время парковки, — вероятно, он ответит, что даже не заметил, что и в какой последовательности делал. Другой пример — рецепты «на глазок». Многократное приготовление одного и того же блюда приводит к тому, что повар будто интуитивно знает, что и как делать. Схожим образом мы не рефлексируем, как именно нужно чистить зубы, ставить будильник на телефоне и хватать ключи при выходе из квартиры.

 

Считается, что более 40% повседневных действий мы совершаем не осознанно, а под воздействием привычек, сформированных ранее. Подобные автоматизмы — результат работы нервной системы, необходимый для оптимизации усилий мозга. Привычки позволяют нам не думать о бытовых мелочах и высвобождать место для более важного.

Множество данных подтверждает, что положительные привычки — основа психического и физического благополучия. В частности дети, у которых есть устоявшаяся рутина, лучше спят и успевают в школе. И напротив, есть свидетельства, что лишний вес с большей вероятностью появится у ребенка летом, когда его день не структурирован.

Влияют привычки и на взрослых. Исследования показывают, что в достижении результатов мы зачастую преувеличиваем значимость мотивации и недооцениваем эффект многократных повторений. Но по факту оказывается, что человеку проще однажды привыкнуть и не выпадать из рутины, когда у него с вечера заготовлена спортивная форма, а фитнес-клуб неподалеку от дома, чем каждый день заново собирать волю в кулак и решать ехать или нет, попутно думая, что надеть.

Одни и те же грабли

Негативный эффект автоматизмов — это формирование ограничивающих паттернов мышления и, как итог, одних и тех же поведенческих моделей. Так, приверженность определенному виду деятельности может сформировать профессиональную деформацию, которая будет помогать в работе, но, возможно, окажется избыточной или даже вредной в других сферах жизни. Например, педагог со стажем будет исправлять ошибки и поучать своих близких, а доктор — видеть исключительно симптомы болезней.

Другой пример — разнообразные когнитивные искажения, основанные на автоматических мыслях. Наша привычная тревожность формирует ощущение, будто мы «знаем», что грядет что-то плохое, — это называется эмоциональным обоснованием. Или мы услышали новость, например, о падении самолета, и нам кажется, что этот транспорт исключительно опасен — здесь активируется чрезмерное обобщение, генерализация, ошибка пропорциональности.

 

Еще одна яркая иллюстрация — так называемый Einstellung effect, что с немецкого переводится как «механизированное, автоматическое состояние ума». В позиции Einstellung человек пытается справиться с проблемой определенным образом (в соответствии с прошлым опытом), несмотря на то, что существуют лучшие или более подходящие методы решения.

Этот эффект доказан экспериментально. В 1942 году психолог Авраам Лучинс исследовал, как накопленный опыт влияет на решение проблем. Испытуемых дважды просили набрать определенное количество воды с помощью контейнеров разного размера. В первой части эксперимента перед участниками стояла задача отмерить 100 литров с помощью емкостей в 127, 21 и 3 литра. Испытуемые наполнили 127-литровый контейнер, затем перелили часть его содержимого в контейнер на 21 литр, а затем два раза заполнили трехлитровый. Таким образом, формула решения получилась: 127 – 21 – 2 × 3 = 100.

Во второй части задача была схожа по форме. Отмерить 18 литров тремя емкостями — 39, 15 и 3 литра. Наиболее эффективное решение здесь: взять 39-литровый контейнер и налить в него 15 литров, а потом дополнить водой из 3-литрового. Несмотря на такую простоту операции, люди по привычке сначала заполнили емкость на 39 литров, а затем начали ее опустошать.

Так Лучинс обнаружил, что нам свойственно подходить к решению задач одним и тем же способом, даже если он далеко не самый лучший. Мы постепенно становимся слепы к альтернативным вариантам, теряем креативность и начинаем наступать на пресловутые грабли.

 

От предвзятости до интеллектуального высокомерия

Как иронично выразился дзэнский монах Сюнрю Судзуки: «В сознании новичка есть много возможностей, но в уме эксперта их мало». Многие исторические примеры демонстрируют, как экспертное мышление (или позиционирование себя как эксперта) может привести к ограниченности в суждениях и даже препятствованию научному прогрессу. Так, в 1912 году немецкий геофизик и исследователь Альфред Вегенер предложил гипотезу о дрейфе континентов. Но его теория противоречила общепринятым идеям экспертов того времени и была отвергнута. Ее считали антинаучной и признали лишь во второй половине ХХ века.

Подобная ситуация во многом связана с так называемой предвзятостью подтверждения — свойством человека отдавать предпочтение той информации, которая согласуется с его точкой зрения, убеждением или гипотезой. В жизни это проявляется, когда мы выдаем желаемое за действительное, бессознательно выискивая факты, которые придадут уверенности, что мы правы.

Другой пример — так называемое интеллектуальное высокомерие, или «проклятье экспертизы». В 2015 году ученые Йельского университета попросили выпускников оценить свои знания в сферах, имеющим отношение к их степеням, а затем проверили их реальную способность объяснять те или иные темы. Оказалось, что участники часто переоценивали свой уровень экспертности, ошибочно считая, что те знания, которыми они обладают, и есть максимум.

Подход шошин предлагает отказываться от предвзятости, повторения одних и тех же действий и уходить в сократовскую позицию «я знаю, что ничего не знаю». Тогда мы можем подойти к информации и деятельности без ограничительных «так нельзя», «это неправильно», «следует делать только таким образом» и посмотреть на все свежим взглядом.

 

Как развивать шошин в повседневной жизни

  • Осознайте свои типичные ловушки мышления и ограничения, которые завязаны на ваш опыт. После этого попробуйте заменять утверждения вроде «я точно знаю, что будет так», «это 100% не получится» на открытые вопросы «какой вариант я, возможно, заранее отвергаю?», «как мой опыт не дает мне увидеть что-то новое?».
  • Развивайте метафорическое мышление. Для этого можно как работать с существующими психологическими инструментами вроде МАК (метафорические ассоциативные карты), техниками арт-терапии, так и погружаться в мир образов и символов самостоятельно, рефлексируя на тему изобразительного искусства, музыки, поэзии.
  • Исследуйте сферы, где вы не обладаете никакой экспертностью, чтобы тренировать ощущение «чистого листа». Это может быть что угодно, начиная от освоения иностранных языков и заканчивая новыми видами спорта и рукоделия.
  • Соприкасайтесь со знаниями людей, которые максимально противоположны вашему типу мышления. Например, если вы приверженец строгой научной парадигмы, почитайте романы в жанре фэнтези, задаваясь вопросом «как устроен мир глазами этих авторов?». Если вы работаете в области гуманитарного знания, погрузитесь в точные науки.
  • Вспомните о выражении «устами младенца глаголет истина». Поговорите с детьми о смысле жизни, проконсультируйтесь с младшими сотрудниками на тему эффективности вашей компании. Попытайтесь отнестись к их высказываниям непредвзято и с любопытством, как к чему-то, что может вас обогатить.
  • Ищите доступные способы регулярного развития креативности. Одному подойдет игра в крокодила, другому — новый маршрут по пути на работу время от времени.
  • Погружайтесь в ситуации, где вам нужно принимать решения здесь и сейчас без опоры на план. Это могут быть разнообразные квесты, интеллектуальные игры или, например, походы на природе.
  • В коммуникации попробуйте сделать ставку не на том, чтобы убедить другого в своей правоте или выиграть спор, а понять, как другой взгляд устроен и что человек имеет в виду. Попросите оппонента рассказать побольше о его точке зрения, особенно, если она совсем иная.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+