К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Создай свой «второй мозг»: как хранить информацию по методу нобелевского лауреата

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Всем нам, ежедневно потребляющим в среднем в 5 раз больше информации, чем это делали люди 40 лет назад, необходимо иметь хорошо организованное цифровое хранилище — для данных, идей, размышлений, считает Тьяго Форте, автор бестселлера «Создай свой «второй мозг»! Как построить систему поиска и организации информации, чтобы раскрыть ваш креативный потенциал». С разрешения издательства «КоЛибри» Forbes Life публикует отрывок

Из-за обилия контента вокруг нас может быть трудно понять, что именно стоит сохранить. Я помогаю людям легче принимать такие решения с помощью продуктивного упражнения. Я называю его «Двенадцать любимых вопросов», и оно вдохновлено лауреатом Нобелевской премии, физиком Ричардом Фейнманом.

Фейнман был известен своими разнообразными, эклектичными увлечениями. В детстве он уже показал свой талант к инженерному делу, собрав охранную сигнализацию для дома из запчастей, пока его родители были заняты. За свою яркую жизнь Фейнман преподавал физику в Бразилии, научился настолько хорошо играть на бонго и конге, что выступал с оркестрами, и с энтузиазмом путешествовал по миру, изучая другие культуры.

Конечно, Фейнман наиболее известен своими революционными открытиями в теоретической физике и квантовой механике, за которые он был удостоен Нобелевской премии в 1965 году. В свободное время он сыграл ключевую роль в комиссии по расследованию катастрофы космического челнока «Челлен- джер» и опубликовал шесть книг.

 

Как один человек смог внести столь ощутимый вклад во многих областях? Как он нашел время, чтобы прожить такую насыщенную и интересную жизнь, при этом став одним из самых известных ученых своего поколения?

Своей стратегией Фейнман поделился в интервью:

 

Нужно постоянно держать в уме дюжину своих любимых задач, хотя, по большому счету, они будут находиться в пассивном запасе. Каждый раз, когда вы услышите или прочтете о каком-то новом приеме или методе, испробуйте его на каждой из ваших двенадцати задач и посмотрите, поможет ли. Порой что-то будет получаться, и люди скажут: «Как он это сделал? Должно быть, он гений!»

Иными словами, метод Фейнмана заключался в том, чтобы составить список из двенадцати открытых вопросов. При появлении новых научных открытий он проверял каждое из них с помощью этих вопросов, чтобы понять, пролило ли то или иное открытие новый свет на его задачу. Этот междисциплинарный подход позволял ему устанавливать связи между несвязанными, казалось бы, предметами и потворствовать своему любопытству.

В книге Джеймса Глика «Гений. Жизнь и наука Ричарда Фейнмана» рассказывается, как простой случай за обедом послужил вдохновением для работы Фейнмана:

 

...он обедал в студенческой столовой, когда кто-то подбросил вверх обеденную тарелку — обычную тарелку с эмблемой Корнелла на каемке. В тот момент, наблюдая за ее полетом, он испытал то, что впоследствии долго считал озарением. Кружась в воздухе, тарелка колебалась. Благодаря эмблеме было видно, что кружение и колебание происходили не синхронно. Но ему показалось — а может, он просто интуитивно это почувствовал, — что между двумя вращательными движениями есть взаимосвязь.

Расписав задачу на бумаге, Фейнман обнаружил, что соотношение между колебанием и кружением тарелки было 2:1. Именно такое соотношение указывает на основополагающий принцип работы.

Когда его коллега-физик и наставник спросил о пользе от этого озарения, Фейнман ответил: «Оно не имеет никакого значения... Да меня это и не волнует. Разве это не весело?» Он следовал своей интуиции и любознательности. В итоге пользу это озарение принесло: его разработка уравнений покачивания стала основой работы, которая в конечном счете сделала его нобелевским лауреатом.

Метод Фейнмана побуждал его следовать собственным интересам, куда бы они ни вели. Чтение, разговоры и повседневная жизнь помогали ему задаваться различными вопросами и искать решения давних проблем. И когда он находил их, он устанавливал такую взаимосвязь, которая другим казалась явлением гения, не имеющего себе равных.

Спросите себя: «Какие вопросы меня всегда интересовали?» В этот перечень могут входить вопросы глобальные, всеобъемлющие, например: «Как мы можем сделать общество более справедливым и бескорыстным?» или практические: «Как мне сделать занятия спортом ежедневной привычкой?». Вопросы могут касаться как отношений между людьми («Как я могу установить более тесные отношения с близкими людьми?»), так и продуктивности («Как тратить больше времени на наибо- лее значимую работу?»).

 

Приведу примеры любимых вопросов моих студентов:

— Как меньше жить прошлым и больше — настоящим?

— Как разработать инвестиционную стратегию, соответ-ствующую моим среднесрочным и долгосрочным целями обязательствам?

— Как выглядит переход от бездумного потребительствак осознанному созиданию?

 

— Как лечь спать раньше вместо просмотра сериаловпосле того, как уложил спать детей?

— Как моя отрасль может стать более экологически устойчивой и остаться при этом прибыльной?

— Как мне справиться со страхом взять на себя больше ответственности?

— Как моя школа может предоставить больше ресурсовдля студентов с ограниченными возможностями?

 

— Как начать наконец читать все мои книги и перестатьпокупать новые?

— Как мне повысить продуктивность, не напрягаясь?

— Как можно сделать систему здравоохранения более чуткой к потребностям людей?

— Как сделать свое питание более здоровым?

 

— Как стать более уверенным при принятии решений?

Обратите внимание, что некоторые из этих вопросов абстрактны, а остальные — вполне конкретны. Одни выражают глубокое стремление, другие же больше напоминают спонтанные интересы. Большая часть вопросов касается того, как жить лучше; акцент оставшихся сделан на достижении успеха в профессиональной среде. Ключ к этому упражнению — сделать вопросы открытыми, чтобы ответ на них не был односложным. Ведь именно такие вопросы вызывают восхищение удивительным миром, в котором мы живем, и желание узнать его еще лучше.

Сила ваших любимых задач в том, что они практически не меняются с течением времени. Точная формулировка каждого вопроса может меняться, но даже по мере переключения между проектами, работой, отношениями и карьерой наши любимые вопросы, как правило, будут следовать за нами годами. Рекомендую вам спросить у членов своей семьи или друзей детства, чем вы увлекались в детстве. Эти же самые интересы наверняка будоражат ваше воображение и во взрослом возрасте. А это значит, что любой связанный с ними контент, который вы собираете, наверняка будет актуален и в будущем.

В детстве у меня была страсть к конструкторам LEGO, любимым целыми поколениями детей. Мои родители заметили, что я играю с ним не так, как другие ребята. Я разбирал его и собирал детали другими способами. Помню, как был поглощен задачей создать порядок из тысяч раскиданных деталей разных размеров и форм. Я изобретал новые организационные схемы — по цвету, по размеру, по теме — ведь я был одержим идеей найти правильную систему, чтобы наконец получилось создать свой шедевр — космический корабль LEGO, как в моих любимых научно-фантастических фильмах.

 

И тот же самый вопрос (как из хаоса может возникнуть творчество?) движет мной до сих пор. Только сейчас вместо конструктора у меня систематизация информации в цифровом виде. За долгие годы и разные периоды жизни я многому научился в поисках ответов на этот вопрос. Я не ставлю перед собой цель окончательно ответить на него и забыть, ведь он является путеводной звездой для моего обучения.

Оторвитесь на минутку от чтения и запишите некоторые из своих любимых вопросов. Оставлю несколько полезных рекомендаций:

— Спросите близких людей, чем вы увлекались в детстве (ведь зачастую вы и во взрослом возрасте продолжаете интересоваться теми же вещами).

— Задач необязательно должно быть именно двенадцать (точное количество не имеет значения, но постарайтесь придумать хотя бы несколько).

 

— Не переживайте, если список получится не идеальным (это ведь лишь первая попытка, и он постоянно будет видоизменяться).

— Формулируйте вопросы открытыми, чтобы ответ на них не был односложным «да» или «нет».

Используйте список своих любимых вопросов, чтобы принять решение о том, какую информацию сохранять: это должно быть что-то, потенциально имеющее отношение к ответам на них. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+